ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3575/2022 от 26.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-3575/2022

43RS0001-01-2022-005091-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 26 июля 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе

судьи Волкоморовой Е.А.,

при секретаре Тамлиани Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кировского транспортного прокурора к АО «Аэропорт «Победилово» об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации,

У С Т А Н О В И Л:

Кировский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «Аэропорт «Победилово» об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. В обоснование требований указав, что в АО «Аэропорт «Победилово» проведена проверка исполнения требований законодательства о соблюдении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в результате которой выявлены нарушения, указанные в справке о результатах проверки. Бездействие руководства аэропорта нарушает требования законодательства о защите прав инвалидов, законодательства об аварийно-спасательном обеспечении полетов воздушных судов, принятые Кировской транспортной прокуратурой меры досудебного характера к понуждению руководства аэропорта не способствовали их устранению, в связи с чем, просит обязать АО «Аэропорт «Победилово» совершить следующие действия: обеспечить плавное понижение высот поверхностей посадочной площадки остановки общественного транспорта «Аэропорт»; обеспечить плавное понижение высот поверхностей непосредственно прилегающей к входной группе в здание аэровокзала пешеходной части к уровню проезжей части (разворотному кругу); обеспечить высоту поверхностей используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холле, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не более 0,80 м. над уровнем пола; обеспечить глубину поверхностей используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холле, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не менее 0,5 м.; оборудовать расположенный в универсальной кабине уборной унитаз опорой для спины высотой не менее 0,45 м. от уровня пола до поверхности сиденья; обеспечить ширину и высоту проема для ног под раковиной, расположенной в универсальной уборной на пьедестале, не менее 0,75 м., глубину не менее 0,5 м.; сместить крючки для одежды в универсальной уборной на высоту от 0,85 м. до 1,1 м. от уровня пола; обеспечить посадку на воздушное судно и высадку из него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с использованием специального подъемного устройства (амбулифта); оборудовать автомобиль АЦ-40 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), СГУ, гребенкой с генератором пены средней кратности, установкой газового тушения СО2, многофункциональным инструментом для силового проникновения, домкратом гидравлическим, расширителем-ножницами гидравлическими, кусачками гидравлическими, укладкой для оказания первой помощи, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными; оборудовать автомобиль АА-8,5 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), многофункциональным инструментом для силового проникновения, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными; оборудовать автомобиль АА-9,0 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), многофункциональным инструментом для силового проникновения, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными; разработать и утвердить оперативные карточки тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ на воздушные суда RRJ-95, ATR-42,72, Embraer-145, 170, 190, ИЛ-18, АН-12,24, 148, Як-40, 42, Ил-76, Боинг 300,400, 500, 600, 700.

Представитель Кировской транспортной прокуратуры старший помощник прокурора Баранов И.С. в судебном заседании поддержал доводы иска, в связи с частичным устранением нарушений отказался от иска в части, просит возложить обязанность на АО «Аэропорт «Победилово» совершить следующие действия: обеспечить плавное понижение высот поверхностей непосредственно прилегающей к входной группе в здание аэровокзала пешеходной части к уровню проезжей части (разворотному кругу); обеспечить высоту поверхностей используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холле, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не более 0,80 м. над уровнем пола; обеспечить глубину поверхностей используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холле, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не менее 0,5 м.; оборудовать расположенный в универсальной кабине уборной унитаз опорой для спины высотой не менее 0,45 м. от уровня пола до поверхности сиденья; обеспечить посадку на воздушное судно и высадку из него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с использованием специального подъемного устройства (амбулифта); оборудовать автомобиль АЦ-40 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), СГУ, гребенкой с генератором пены средней кратности, установкой газового тушения СО2, многофункциональным инструментом для силового проникновения, домкратом гидравлическим, расширителем-ножницами гидравлическими, кусачками гидравлическими, укладкой для оказания первой помощи, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными; оборудовать автомобиль АА-8,5 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), многофункциональным инструментом для силового проникновения, одеялом из огнестойкого полотна; оборудовать автомобиль АА-9,0 самоспасателем изолирующим со сжатым воздухом (3 шт.), многофункциональным инструментом для силового проникновения, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными. Срок устранения выявленных нарушений просит определить в три месяца с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика АО «Аэропорт «Победилово» Скрябин А.Л. в судебном заседании требования иска с учетом уточнения не признал. Пояснил, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Кроме того, обеспечивается оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. АО «Аэропорт «Победилово» разработал и утвердил с Кировской областной организацией общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 08.02.2019 г., который имеет заключение, что аэровокзал доступен частично всем. Стандарт обслуживания пассажиров с инвалидностью и других лиц с ограниченной мобильностью. АО «Аэропорт «Победилово» располагает достаточным количеством обученного персонала согласно законодательству, способного оказать сопровождение и помощь в перемещении пассажиров в здании аэровокзала. Таким образом, все услуги, которые оказываются в здании аэровокзала, доступны для инвалидов и других лиц с ограниченной мобильностью. При оформлении паспорта доступности были получены рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта, согласно которым период проведения работ в рамках исполнения указан с 2019-2030 гг. Согласно ответу Министерства транспорта РФ нормативными правовыми актами не вменено в обязанности лицам, оказывающим услуги по обслуживанию в зоне и здании аэровокзального комплекса убывающих и пребывающих пассажиров, выполнять функцию по амбулифту. В материалы дела также представлены документы, подтверждающие, что у ответчика имеется ступенькоход, подъемник лестничный. Считает, что в данном случае аэропорт обеспечивает права инвалидов и не обязан оказывать данную услугу исключительно с помощью лифта. По пожарным автомобилям и их оснащений было представлено распоряжение о том, что боевую службу несут три пожарных автомобиля: АА-9, АА-8,5, АА-12,0. Автомобиль АЦ-40 выведен из боевого дежурства. Данные три автомобиля оснащены конусами, канистрами, одеялом для пожаротушения и освещены многофункциональным инструментом для силового проникновения. Самоспасатель изолирующий не представлен, не приобретен. Таким образом, по требованию об обеспечении доступной среды для лиц с ограниченными возможностями у аэропорта представлен паспорт доступности и он полностью выполняет обязательства, возложенные на аэропорт законом. Относительно оборудования автомобилей пожарным инвентарем, аэропорт частично выполнил данные требования. По требованию об оборудовании амбулифта считает, что такой обязанности у аэропорта не имеется. Требования, основанные на СП 59.13330.2020,считае необоснованными, поскольку данный СП был введен в действие с 01.07.2021 г. и в соответствии с п. 1.1 и п. 1.2 СП предназначен для разработки проектных решений и распространяется на проектирование общественных зданий. То есть он не распространяется на уже возведенное здание, здание АО «Аэропорт «Победилово» было введено в эксплуатацию в 1969 году. Сейчас в планах имеется строительство нового здания аэровокзального комплекса. В существующем здании аэровокзала есть специально обученные работники для оказания помощи для инвалидов и других лиц с ограниченной мобильностью. Жалоб в адрес таких сотрудников не было, наоборот есть поощрительные письма.

Представитель третьего лица Ленинской РО КОО Глинчиков И.А. требования в части устранения нарушений законодательства о соблюдении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья поддержал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель КООООО «Всероссийское общество инвалидов» Паршин Д.В. указал, что обязательные требования о доступной среде должны быть выполнены АО «Аэропорт «Победилово», а для исполнения требований, которые носят рекомендательный характер, должен быть предоставлен разумный срок.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

На основании ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры носят императивный характер.

Закрепляющее названную обязанность положение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения содержится в частности в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ, постановлении Правительства РФ от 28.05.2021 № 815, а также в принятом в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Своде правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее – СП 59.13330.2020).

В соответствии с п. 38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2-5.1.8, 5.1.10-5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1-5.2.5, 5.3.1-5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4-6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1-6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11-6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19-6.2.22, 6.2.24-6.2.32, 6.3.1-6.3.9, 6.4.1-6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4-9.10), приложение А СП 59.13330.2020 обязательны для исполнения.

Кировской транспортной прокуратурой в АО «Аэропорт «Победилово» проведена проверка исполнения требований законодательства о соблюдении прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в результате которой выявлены нарушения, отраженные в справке о результатах проверки.

В нарушение п. 5.1.8 СП 59.13330.2020, предусматривающего, что в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (50%) или обустраивают пандусами бордюрными, посадочная площадка остановки общественного транспорта «Аэропорт» приподнята над уровнем проезжей части на 0,16 м., что создает изменение высот поверхностей, не обеспеченное плавным понижением. По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указано, что посадочная площадка остановки общественного транспорта «Аэропорт» будет приведена в нормативное состояние до 01.09.2022 г.

В нарушение п. 5.1.3, 5.1.8 СП 59.13330.2020, предусматривающих, что пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования, пешеходная часть, непосредственно прилегающая к входной группе в здание аэровокзала, приподнята над уровнем проезжей части (разворотного круга) на 0,10-0,15 м., что создает изменение высот поверхностей, не обеспеченное плавным понижением. По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что пешеходная часть, непосредственно прилегающая к входной группе в здание аэровокзала, будет приведена в нормативное состояние до 01.09.2022 г.

Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии необходимых условий безопасности и соблюдения прав маломобильных групп населения.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Между тем до настоящего времени указанные нарушения не устранены, в связи с чем, требования прокурора обязать АО «Аэропорт «Победилово» обеспечить плавное понижение высот поверхностей непосредственно прилегающих к входной группе в здание аэровокзала пешеходной части к уровню проезжей части (разворотному кругу) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В нарушение п. 8.1.7 СП 59.13330.2020, предусматривающего, что поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями - инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80 - 0,85 м. над уровнем пола, ширина и высота проема для ног должны быть не менее 0,75 м., глубина – не менее 0,5 м., высота поверхностей столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холле, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку составляет 1,20 – 1,35 м., не обеспечена нормативная глубина проема для ног 0,75 м.

По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что до 01.06.2022 г. запланирована установка отдельной стойки регистрации для маломобильных граждан, в данный момент эту функцию выполняет рабочий стол, установленный напротив основных стоек регистрации в общем зале, обозначенный соответствующим знаком.

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения иска, ответчиком требования не выполнены, временная установка рабочего стола, обозначенного соответствующим знаком, не свидетельствует о выполнении требований, в связи с чем, суд приходит к выводу, что на ответчика должна быть возложена обязанность обеспечить высоту поверхностей используемых посетителями – инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холе, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не более 0,80 м. над уровнем пола, а также обеспечить глубину поверхностей, используемых посетителями – инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холе, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не менее 0,5 м.

В нарушение абз. 3 п. 6.3.3 СП 59.13330.2020, предусматривающего, что в санитарно-бытовых помещениях, доступных для инвалидов, следует применять имеющие опору для спины унитазы: высотой 0,45 - 0,5 м. (от уровня пола до поверхности сиденья), длиной – 0,7 м., высота унитаза в универсальной кабине уборной составляет 0,4 м., унитаз не имеет опоры для спины. По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что замена унитаза в санитарно-бытовом помещении для маломобильных граждан запланирована в срок до 01.07.2022 г.

В нарушение п. 8.1.7, абз. 3 п. 6.3.3 СП 59.13330.2020, предусматривающих, что при установке раковины ширина и высота проема для ног должны быть не менее 0,75 м., глубина - не менее 0,5 м., в универсальной уборной раковина оборудована на пьедестале, имеет поручни, смонтированные к полу, что ведет к отсутствию пространства для ног. По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что в срок до 01.07.2022 г. раковина будет смещена от стены, будет смонтирован новый стационарный поручень, который обеспечит пространство для ног маломобильных граждан.

В нарушение п. 6.4.2 СП 59.13330.2020, предусматривающего, что ручки, рычаги, краны и прочие устройства, которыми могут воспользоваться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на высоте 0,85 - 1,1 м. от уровня пола, крючки для одежды в универсальной уборной расположены на высоте 1,5 м. По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что крючки для одежды будут смещены на высоту 850-1100 мм.

Между тем, на момент рассмотрения спора, выявленные нарушения не устранены, доказательства обратного в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлены, в связи с чем, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности оборудовать расположенный в универсальной кабине уборной унитаз опорой для спины высотой не менее 0,45. от уровня пола до поверхности сиденья являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В нарушение пп. 4 п. 7 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ, предусматривающего в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта предоставляется без взимания дополнительной платы обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

В соответствии с пунктом 7.4.20. СП 59.13330.2012 при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) маломобильных групп населения следует предусматривать специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п.

В нарушение указанного пункта АО «Аэропорт «Победилово» не оборудован специальным подъемным устройством.

По данному нарушению АО «Аэропорт «Победилово» указало, что Правительством Кировской области 27.04.2017 г. из Министерства транспорта РФ получено ответ с разъяснениями относительно применения специального оборудования при обслуживании в аэропортах маломобильных пассажиров, из письма следует, что действующими нормативными актами не вменено в обязанность лицам, оказывающим услуги по обслуживанию убывающих и прибывающих пассажиров, осуществлять данную функцию исключительно с использованием амбулифта, АО «Аэропорт «Победилово» имеет в наличии специальное подъемное устройство – лестничный подъемник (ступенькоход), разработанный в тесном сотрудничестве со Всероссийским обществом инвалидов.

Вместе с тем, довод представителя ответчика об отсутствии обязательности обустройства амбулифта подлежит отклонению как необоснованный, основанный как на неверном системном толковании положений законодательства о социальной защите прав инвалидов, так и ошибочной оценке приоритета интересов АО «Аэропорт «Победилово» над интересами социально незащищенной категории пассажиров (инвалидов), нуждающихся в особой защите и поддержке.

Кроме того, указание ответчика на наличии специального подъемного устройства – лестничного подъемника (ступенькоход), не свидетельствует об отсутствии оснований для оборудования помещения амбулифтом, поскольку имеющееся устройство не обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров с ограничением жизнедеятельности и не свидетельствует о надлежащем обеспечении прав инвалидов, поскольку в п.2 «Общие требования безопасности» руководства по эксплуатации мобильного лестничного подъемного устройства «Лифткар» указан запрет на перемещение людей с ограниченными возможностями при помощи подъемника по мокрой, скользкой, обработанной воском гладкой или похожей поверхности, на которой сопровождающий не имеет достаточной опоры и эффективность торможения колес может оказаться ненадежной, то есть возможность эксплуатации ограничена с учетом погодных условий.

Довод ответчика о том, что аэропорт находится в стадии эксплуатации, в планах имеется строительство нового здания аэровокзального комплекса, а СП 59.13330.2012 не учитывает изложенные в нем требования при эксплуатации зданий и сооружений, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Кроме того, для устранения выявленных нарушений о социальной защите инвалидов (обустройство амбулифта) реконструкция здания не требуется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности для устранения выявленных недостатков, стороной ответчика не представлено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки их него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с использованием специального подъемного устройства (амбулифта).

Таким образом, судом установлено, что несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает основополагающие права инвалидов на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ставит под сомнение осуществление равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Констатированные судом нарушения АО «Аэропорт «Победилово» требований законодательства о социальной защите прав инвалидов при обустройстве аэровокзала имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц - инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры и до настоящего времени не устранены.

Содержание же представленного ответчиком паспорта доступности свидетельствует об отсутствии в нем сведений о невозможности приспособить вышеуказанный объект транспортной инфраструктуры для пассажиров из числа инвалидов. Данный документ свидетельствует о фактической осведомленности АО «Аэропорт «Победилово» об обязательных требованиях законодательства о социальной защите прав инвалидов, понимании безусловной необходимости их исполнения и намерениях их исполнять в срок, часть которого к настоящему моменту уже истекла. Поступившее же обращение председателя Кировская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" от 18.03.2022 г. также подтверждает факт нарушений прав неопределенного круга лиц из числа инвалидов при обустройстве аэровокзала АО «Аэропорт «Победилово», о возложении обязанности устранить которые просит прокурор в рассматриваемом исковом заявлении.

В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в АО «Аэропорт «Победилово» выявлены нарушения ст. 90 Воздушного кодекса РФ, предусматривающей, что аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2020 № 517, которым утверждены Федеральные авиационные правила «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», которые устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации (далее – ФАП № 517).

В ходе проверки установлено, что на балансе АО «Аэропорт «Победилово» имеются транспортные средства, используемые для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В нарушение п. 23 ФАП № 517 на пожарных автомобилях отсутствует необходимое оборудование: на автомобиле АЦ-40: самоспасатель изолирующий со сжатым воздухом (3 шт.), СГУ, гребенка с генератором пены средней кратности, установка газового тушения СО2, многофункциональный инструмент для силового проникновения, домкрат гидравлический, расширитель-ножницы гидравлические, кусачки гидравлические, укладка для оказания первой помощи, одеяло из огнестойкого полотна, канистра для воды 5 л., канистра для топлива 10 л., конус оградительный (4 шт.); на автомобилях АА-9,0, АА-8,5 отсутствуют: самоспасатель изолирующий со сжатым воздухом (3 шт. на автомобиль), многофункциональный инструмент для силового проникновения, одеяло из огнестойкого полотна, канистра для воды 5 л., канистра для топлива 10 л., конус оградительный (4 шт. на автомобиль). По результатам рассмотрения представления прокурора АО «Аэропорт «Победилово» указало, что аэродромные пожарные автомобили приобретались в 1987, 2011, 2012, 2020 годах, на момент приобретения имели действующие на тот момент сертификаты соответствия «ЦС СПАСОП ГА», укомплектованы в соответствии с формулярами, штатные места для дополнительного оборудования отсутствуют, вмешиваться в конструкцию автомобиля и добавлять какое-либо оборудование запрещено действующим законодательством.

Согласно распоряжению АО «Аэропорт «Победилово» № 4 от 01.04.2022 г. в ежедневном боевом дежурстве назначены аэродромные пожарные автомобили АА-12,5, АА-9,0, АА-8,5. Автомобиль АЦ-40 считается резервным и в случае замены на него переносится недостающее ПТВ.

Однако положения Федеральных авиационных правил № 517 не предусматривают исключений для оборудования резервных автомобилей минимальным перечнем пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования аэродромного пожарного автомобиля с учетом особенностей и оперативности использования автомобилей в чрезвычайных ситуациях, связи с чем имеются основания для удовлетворения требований иска и в отношении АЦ-40.

Из представленной документации на автомобили следует, что автомобили АА-8,5, АА 9,0, АЦ-40 не оборудованы самоспасателями изолирующими со сжатым воздухом, а автомобиль АЦ-40 также не оборудован гребенкой с генератором пены средней кратности, установкой газового тушения СО2, многофункциональным инструментом для силового проникновения, домкратом гидравлическим, расширителем – ножницами гидравлическими, кусачками гидравлическими, укладкой для оказания первой помощи, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными.

Доказательства обратного ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по оборудованию автомобилей АА-8,5, АА 9,0 самоспасателями изолирующими со сжатым воздухом по три штуки в каждый; оборудованию АЦ-40 самоспасателями изолирующими со сжатым воздухом в количестве трех штук, гребенкой с генератором пены средней кратности, установкой газового тушения СО2, многофункциональным инструментом для силового проникновения, домкратом гидравлическим, расширителем – ножницами гидравлическими, кусачками гидравлическими, укладкой для оказания первой помощи, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными.

В остальной части требований с учетом устранения выявленных нарушений надлежит отказать.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное выше, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решении суда в три месяца с момента вступления решения в законную суду, полагая его достаточным, отвечающим требования соразмерности.

Руководствуясь ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кировского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Обязать АО «Аэропорт «Победилово» в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу:

обеспечить плавное понижение высот поверхностей непосредственно прилегающих к входной группе в здание аэровокзала пешеходной части к уровню проезжей части (разворотному кругу);

обеспечить высоту поверхностей используемых посетителями – инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холе, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не более 0,80 м. над уровнем пола;

обеспечить глубину поверхностей, используемых посетителями – инвалидами на креслах-колясках столов стоек регистрации, стойки информации, стойки паспортного контроля, кассы, буфета в центральном холе, буфета в зоне ожидания вылета, стойки при выходе на посадку не менее 0,5 м.;

оборудовать расположенный в универсальной кабине уборной унитаз опорой для спины высотой не менее 0,45. от уровня пола до поверхности сиденья;

обеспечить посадку на воздушное судно и высадку их него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с использованием специального подъемного устройства (амбулифта);

оборудовать автомобили АА-8,5, АА 9,0 самоспасателями изолирующими со сжатым воздухом по три штуки в каждый;

оборудовать автомобиль АЦ-40 самоспасателями изолирующими со сжатым воздухом в количестве трех штук, гребенкой с генератором пены средней кратности, установкой газового тушения СО2, многофункциональным инструментом для силового проникновения, домкратом гидравлическим, расширителем – ножницами гидравлическими, кусачками гидравлическими, укладкой для оказания первой помощи, одеялом из огнестойкого полотна, канистрой для воды 5 л., канистрой для топлива 10 л., 4 конусами оградительными.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года.

Судья Волкоморова Е.А.

Решение08.08.2022