ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3576/2021240040-01-2021-005388-16 от 23.12.2021 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-3576/2021 24RS0040-01-2021-005388-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Норильск Красноярского края 23 декабря 2021 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,

при секретаре Симковой Ю.С.,

с участием заместителя Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С.,

представителя ответчика Селиной П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерного обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и запрете эксплуатации причального сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерного обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и запрете эксплуатации причального сооружения. Свои требования мотивировал тем, что в целях организации перегрузочного процесса на Усть-Хантайской ГЭС, АО «НТЭК» осуществляет эксплуатацию грузового причала № 5

с башенным краном, расположенного на 60 километре р. Хантайка (далее – Грузовой причал), имеющего кадастровый . Так, в силу п. 446 Технического регламента, причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения и могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте). Как следует из п. 447, 450 Технического регламента, паспорт причального сооружения помимо прочего содержит сведения об установленных для него нормах эксплуатационных нагрузок, режиме эксплуатации. Между тем, в нарушение п. 446 Технического регламента, АО «НТЭК» мер по разработке паспорта Грузового причала не принято. Более того, согласно п. 451 Технического регламента, для обеспечения безопасной эксплуатации объекта регулирования, эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок, в котором приводятся схемы загрузки, таблицы с высотой складирования различных грузов. Между тем, в нарушение указанных требований, такой справочник

АО «НТЭК» не разработан, эксплуатация причального сооружения допускается в его отсутствие. В силу п. 453 Технического регламента, в течение всего периода эксплуатации причального сооружения, за ним осуществляется технический надзор в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром). Очередное обследование объекта регулирования производится для выявления фактического технического состояния, выявления его дефектов, определения расчетного физического износа отдельных элементов и объекта регулирования в целом, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия. Однако, в нарушение п. 453 Технического регламента очередное обследование Грузового причала АО «НТЭК» не проводилось. В целях обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам (п. 457 Технического регламента). Однако, в нарушение указанных требований, отбойными устройствами Грузовой причал не обеспечен вовсе. В соответствии с. п.п. «Б» п. 458 Технического регламента, на каждом причальном сооружении должна быть отчетливо обозначена прикордонная полоса, нагрузка на которую с разбивкой на зоны с различной допускаемой интенсивностью нагрузки ограничивается проектом или техническим паспортом сооружения. Между тем, в нарушение указанной нормы закона, Грузовой причал таких обозначений не имеет, соответствующая разметка отсутствует. В соответствии с п. 482 Технического регламента, наблюдения за техническим состоянием причальных сооружений должны включать промеры глубин в прикордонной полосе акваторий, наблюдения за смещениями сооружений в плане, за высотными смещениями и креном сооружений, за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений, а также контроль изменения плотности грунта засыпки. Между тем, вопреки указанных требований, АО «НТЭК» осуществляются лишь визуально осмотры Грузового причала, сведения о проведении названных видов наблюдений и контроля в распоряжении

АО «НТЭК» отсутствуют. Вопреки требований п. 518 Технического регламента оценка соответствия Грузового причала требованиям последнего не проводилась, в нарушение п. 520 Технического регламента декларация о соответствии АО «НТЭК» не составлялась. В нарушение п.п. 503, 510 Технического регламента, идентификация грузового причала АО «НТЭК» не проводилась, соответствующий протокол идентификации не составлялся. По выявленным нарушениям, прокурор 30.08.2020 реагировал представлением об устранении нарушений к генеральному директору

АО «НТЭК», которое оказалось неэффективной мерой прокурорского реагирования, поскольку более года выявленные прокурором нарушения остаются не устраненными. Указанные нарушения носят длящийся характер, свидетельствуют о формальном отношении АО «НТЭК» к исполнению обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации причального сооружения. Не соблюдение вышеназванных требований законодательства, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих флот либо находящихся на указанном причальном сооружении, может явиться следствием его обрушения, что также может негативно повлиять на окружающую среду, в том числе водные биологические ресурсы. Таким образом, право неопределенного круга лиц на устойчивое и безопасное функционирование объектов внутреннего водного транспорта является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Просит суд признать незаконным бездействие АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по исполнению требований законодательства, предусмотренных Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623. Возложить на АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в течении 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить безопасность эксплуатации причального сооружения, расположенного на 60 км.

р. Хантайка (кадастровый ) путем выполнения следующих требований:

-разработать разрешительную и техническую документацию, предусмотренную подпунктами «а», «д» пункта 443, пунктами 446, 451, подпунктами «а», «в», «г» пункта 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-привести причалы в соответствие с требованиями подпунктами «б», «в» пункта 443, пунктами 445, 447, 448, 449, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-обеспечить проведение технического надзора в виде периодических осмотров, а также очередного обследования, производимого аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) в соответствии с пунктами 453, 454, 455 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-оборудовать причальное сооружение швартовыми, отбойными и колесоотбойными устройствами в соответствии пунктом 457 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-провести идентификацию причального сооружения в соответствии с пунктами 503, 510 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-провести оценку соответствия причального сооружения, разработать и утвердить декларацию о безопасности причального сооружения в соответствии с пунктами 518, 520 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623

Запретить АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» эксплуатацию причального сооружения, расположенного на 60 км р. Хантайка (кадастровый

) до устранения нарушения требований, предусмотренных: пунктами 443, 445, 446, 447, 448, 449, 450, 451, 453, 454, 455, 503, 510, 518, 520, подпунктами «а», «в», «г» пункта 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623.

В последующем норильский транспортный прокурор уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по исполнению требований законодательства, предусмотренных Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.

Возложить на АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в течении 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить безопасность эксплуатации причального сооружения, расположенного на 60 км. р. Хантайка (кадастровый ) путем выполнения следующих требований:

-разработать разрешительную и техническую документацию, предусмотренную подпунктом «д» пункта 443, подпунктами Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-привести причалы в соответствие с требованиями пунктов 448, 449 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-оборудовать причальное сооружение швартовыми, отбойными и колесоотбойными устройствами в соответствии пунктом 457 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623.

Запретить АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» эксплуатацию причального сооружения, расположенного на 60 км. р. Хантайка (кадастровый ) до устранения нарушения требований, предусмотренных: подпунктом «д» пункта 443, пунктов 448, 449, 457 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623.

В судебном заседании заместитель Норильского транспортного прокурора Богданов Д.С. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» Селина П.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что по результатам проверки исполнения требований законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию внутреннего водного транспорта, а также гидротехнических сооружений, в деятельности

АО «НТЭК» действительно были выявлены нарушения, в связи с чем Норильским транспортным прокурором было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасную функционирование внутреннего водного транспорта от 31.08.2020. Представление получено АО «НТЭК» 02.09.2020. Согласно представлению АО «НТЭК» в отношении грузового причала следовало: провести идентификацию и оценку соответствия грузового причала требованиям Технического регламента; провести комплексное обследование причала; разработать паспорт; установить на причале плакаты со справочниками допускаемых нагрузок; оборудовать отбойными устройствами и колесоотбойным брусом. С целью устранения нарушений, Обществом незамедлительно был разработан и утвержден приказом Генерального директора от 11.09.2020 план мероприятий. При совместном рассмотрении представления до сведения надзорного органа были доведены плановые даты устранения выявленных нарушений - 30.11.2021, учитывая наступление низких температур воздуха, окончание навигационных работ в межнавигационный период, необходимость проведения мероприятий по поиску аккредитованной организации, готовой оказать услуги на отдаленной территории, проведение закупочной процедуры, а также объявленный на территории НПР режим чрезвычайной ситуации. Ответ на представление с приложением Плана мероприятий был направлен Прокурору письмом от 02.10.2020. Губернатор Красноярского края своим Указами от 31.03.2020 № 73-уг «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Красноярского края РФ ведены соответствующие ограничения. Во исполнение вышеуказанных требований в АО «НТЭК» установлен особый режим работы, предусматривающий допуск к работе лиц, необходимых для выполнения функций, относящихся к высококритичным для деятельности АО «НТЭК». Работникам, не допущенным к работе, приказано соблюдать режим самоизоляции по месту проживания. Более того, принимая во внимание объявленный на территории НПР режим чрезвычайной ситуации, с целью устранения угрозы жизни и здоровью населения и сохранения природной среды наибольшая часть человеческих ресурсов АО «НТЭК» была привлечена к ликвидации последствий аварии, произошедшей на ТЭЦ-3. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства и ограничения, работа по устранению нарушений, указанных в Представлении, не прекращалась. АО «НТЭК» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, в связи с чем, на АО «НТЭК» распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, привлечение сторонних организаций возможно только после проведения закупки, являющейся достаточно длительной процедурой. Во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 10 ст. 4) с целью определения объема работ, вида и специальных требований к определению методик исследований и наблюдений, Обществом проводилась работа по разработке и согласованию заинтересованными лицами соответствующего технического задания (копия прилагается), мониторингу существующего рынка с целью определения сметной стоимости оказываемых услуг, текущих расценок материально-технического оснащения, выбору контрагента. 17.12.2020 Обществом было разработано и утверждено техническое задание на оказание услуг по обследованию и освидетельствованию грузового причала. 30.12.2020 Обществом была направлена заявка на включение обследования грузового причала в План оказания услуг по эксплуатации основных производственных фондов на 2021 год. В марте 2021 года, по окончании всех подготовительных работ, в том числе после разработки технического задания и определения предварительной стоимости, Обществом были направлены запросы о возможности проведения комплексного обследования грузового причала в адрес <данные изъяты> Ни одна организация не подтвердила готовность проведения обследования. 19.03.2021 в ответ на требование прокурора от 11.03.2021 письмом предоставлена информация по исполнению требований представления.14.04.2021, в связи с получением отказов, Обществом были направлены запросы в адрес <данные изъяты>. 23.04.2021 получен ответ <данные изъяты> об отказе в предоставлении коммерческого предложения на выполнение работ по обследованию грузового причала № 5 на реке Хантайка. 23.04.2021, в связи с получением очередного отказа, Общество направило запрос <данные изъяты> В мае, июне 2021 года Общество проводило активные переговоры и взаимодействие с <данные изъяты> с целью детального определения фактического объема, требований и состава работ, количества привлекаемых специалистов, применимых методик исследований, возможных сроков оказания услуг, необходимого объема первичных исходных данных о грузовом причале и в конечном итоге возможности направления <данные изъяты> коммерческого предложения для участия в закупке и разработки проекта договора. Фактически проводилась совместная работа по корректировке технического задания, формированию закупочной цены и разработке проекта договора. 24.06.2021 <данные изъяты> подтвердило готовность выполнить работы по обследованию причала, а также предоставило полный сметный расчет на оказание услуг. 28.06.2021 комплект документации для оформления процедур закупки у единственного источника был направлен на согласование ответственным лицам. 19.07.2021 на заседании центральной закупочной комиссии АО «НТЭК» было принято решение заключить договор с <данные изъяты> на проведение услуг по обследованию причала № 5 со сроком исполнения с момента заключения договора по 30.11.2021. 30.07.2021 в ответ на требование прокурора от 26.07.2021 была предоставлена информация о привлечении АО «НТЭК» специализированной организации для устранения нарушений в утвержденный Планом мероприятий срок – 30.11.2021 и подписании соответствующего договора с приложением его проекта. 06.08.2021 (до заключения договора) специалисты <данные изъяты> прибыли на территорию Усть-Хантайской ГЭС для выполнения комплексного обследования причального сооружения. 09.08.2021 договор возмездного оказания услуг между АО «НТЭК» и ООО «ГТ Сафети», подписанный сторонами был зарегистрирован за . В период с 06.08.2021 по 15.11.2021 специалисты ООО «ГТ Сафети» проводили комплексное обследование и освидетельствование грузового причала № 5 согласно разработанному техническому заданию и условиям Договора. 19.11.2021 по результатам комплексного освидетельствования и обследования от Исполнителя получены следующие документы: 1. Технический отчет «Очередное комплексное обследование и освидетельствование грузового причала № 5»; 2. Технический отчет по разработке и закладке базисных пунктов и деформационных марок; 2. Акт освидетельствования грузового причала № 5; 3. Паспорт грузового причала № 5; 4. Справочник допускаемых нагрузок на грузовой причал № 5; 5. Протокол идентификации грузового причала № 5; 6. Декларация соответствия грузового причала № 5 требованиям Технического регламента. После принятия к производству суда искового заявления прокурора, АО «НТЭК» не прекращает работу по приведению грузового причала в соответствие с нормами действующего законодательства. 28.10.2021 в адрес <данные изъяты> направлен запрос коммерческого предложения на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию реконструкции или строительства нового причала Усть-Хантайской ГЭС. 15.11.2021 разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5. 15.11.2021 разработана и утверждена Программа мониторинга технического состояния Грузового причала № 5. 17.11.2021 издан приказ об изменении режима эксплуатации причала № 5 п. 23.11.2021 издан приказ о введении в действие Справочника допускаемых нагрузок на грузовой причал № 5. 24.11.2021 получено коммерческое предложение <данные изъяты> на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию реконструкции или строительства нового причала Усть-Хантайской ГЭС. 26.11.2021 разработана и утверждена Инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений причала № 5 Усть-Хантайской ГЭС. 14.12.2021 издан приказ о регулярном техническом осмотре причала № 5 15.12.2021 Разработан и утвержден План оперативных действий при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций на грузовом причале Усть-Хантайской ГЭС. 15.12.2021 изготовлена и размещена на причале Схема допускаемых нагрузок на грузовом причале № 5. 17.12.2021 разработана и утверждена Инструкция по предотвращению загрязнения территории, акватории, атмосферы в районе причала Усть-Хантайской ГЭС. Согласно плану мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5 запланированы установка колесоотбойных устройств и ремонт существующих швартовых устройств не позднее июня 2022 года (по окончанию межнавигационного периода). Оборудование причала новой швартово-отбойной системой планируется по специально разработанному проекту. Требования прокурора, изложенные в Представлении в отношении причального сооружения, выполнены АО «НТЭК» в полном объеме, а именно: в установленном законом порядке проведена идентификация и оценка соответствия грузового причала требованиям технического регламента; проведено комплексное обследование причала; разработан паспорт; проведены все предусмотренные виды наблюдений, установленных действующим законодательством; возобновлена работа по осуществлению технического надзора за грузовым причалом; установлен плакат со справочником допускаемых нагрузок; приняты меры по обустройству причала колесоотбойными устройствами и швартово-отбойной системой. Во исполнение требований подпункта «Д» пункта 443 Технического регламента АО «НТЭК» разработаны документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузового причала № 5, в частности:

инструкция по предотвращению загрязнения территории, акватории, атмосферы в районе причала Усть-Хантайской ГЭС, утвержденная распоряжением от 17.12.2021

справочник допускаемых нагрузок, введенный в действие приказом

от 23.11.2021;

приказ об изменении режима эксплуатации грузового причала от 17.11.2021;

инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений причала

№ 5 Усть-Хантайской ГЭС № ПИ-52-110-09-2021, которая содержит в себе в том числе требования к эксплуатационному контролю за состоянием и работой сооружения, требования к обеспечению безопасности в период эксплуатации, требования техники безопасности, режим эксплуатации, сведения об осадках и смещениях сооружения, об организации визуальных наблюдений и ремонта сооружения;

схемы размещения и движения средств механизации и транспорта, а также режим их работы содержатся в технологической карте №

схемы размещения и рабочие чертежи устройств, предназначенных для инструментальных наблюдений за сооружением, содержатся в Техническом отчете по разработке и закладке базисных пунктов и деформационных марок – приложение 4 Отчета, стр. 22, а также в Инструкции по эксплуатации гидротехнических сооружений причала № 5 Усть-Хантайской ГЭС;

инструкция по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ ИОТ-52-110-144-2021 от 29.01.2021;

инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами ИОТ-52-110-151-2021 от 29.01.2021.

Относительно инструкции по защите сооружений от действия льда: лед в районе причала Усть-Хантайской ГЭС не образуется, что подтверждается сведениями паспорта грузового причала № 5 и установлено аккредитованной экспертной организацией. Кроме того, прилагаю фотоматериалы грузового причала № 5 в межнавигационный (зимний) период. В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55561-2013 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2013 N 1091-ст) безопасность причалов или причальных сооружений на стадии эксплуатации подтверждается декларацией соответствия, в которой указывается вид технического состояния сооружения и допускаемый режим эксплуатации. Грузовой причал № 5 отвечает требованиям безопасной эксплуатации, соответствует требованиям Технического регламента и технической документации, содержащей его описание, признан годным к эксплуатации, что подтверждается декларацией соответствия, разработанной и зарегистрированной АО «НТЭК» в установленном законом порядке.Грузовой причал № 5 не имеет технического износа, который бы препятствовал его безопасной эксплуатации, что подтверждается декларацией о соответствии грузового причала требованиям технического регламента, свидетельством о годности к эксплуатации, сведениями, приведенными в техническом отчете. Значения параметров деформаций грузового причала № 5 определены аккредитованной организацией в установленном законом порядке и отражены в техническом паспорте – раздел I, пункт 5. Значения предельно допустимых смещений и деформаций причальных сооружений установлены в СП 389.13265000.2018. Для применения в работе значения отражены в Программе мониторинга технического состояния грузового причала № 5. АО «НТЭК» силами аккредитованной организации разработаны технические решения по обозначению прикордонной полосы грузового причала. Информация по разметке прикордонной полосы отражена в справочнике допускаемых нагрузок и паспорте причала. Согласно плану мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5 разметка будет нанесена не позднее июня 2022 года к сроку возобновления навигации в связи с окончанием навигационных работ в межнавигационный период, устойчивым сохранением низких температур воздуха и наличием снежного покрова на причале. Согласно плану мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5 реализация технических решений по установке колесоотбойных устройств и ремонту существующих швартовых устройств запланирована не позднее июня 2022 года к сроку возобновления навигации в связи с окончанием навигационных работ в межнавигационный период, устойчивым сохранением низких температур воздуха и наличием снежного покрова на причалеОборудование причала новой швартово-отбойной системой планируется по специально разработанному проекту. До устройства на причале новой швартово-отбойной системы на грузовом причале № 5 установлен режим эксплуатации с запретом швартовки судов, не имеющих собственной кранцевой защиты, что позволяет обеспечить его безопасную эксплуатацию (приказ об изменении режима эксплуатации грузового причала от 17.11.2021). Приостановление либо прекращение эксплуатации причала противоречит общественным интересам. Усть-Хантайская ГЭС предназначена для энергоснабжения Норильского, Дудинского и Игарского промышленных районов, а также Норильского горно-металлургического комбината, крупнейшего в регионе налогоплательщика. Грузовой причал № 5 является единственным сооружением, предназначенным для обеспечения потребностей государственных нужд, поставок материалов и оборудования с целью проведения запланированных ремонтных работ, строительства, реконструкций не только основных фондов Компании, но и снабжения предприятий и организаций (в том числе муниципальных) на территории пос. Снежногорск. Более того, в период навигации с помощью причального сооружения жители пос. Снежногорск имеют возможность обеспечить себя и, в первую очередь, детей и подростков не только товарами первой необходимости, но и продуктами питания, фруктами, овощами и молочной продукцией, которые так необходимы для здоровья в суровых климатических условиях Крайнего Севера, при этом по сравнительно выгодным ценам в отличие от зимнего периода. Учитывая, что АО «НТЭК» устранило большую часть выявленных нарушений, в том числе оформило разрешительную и техническую документацию, приостановление эксплуатации причала будет противоречить общественным интересам и может нанести непоправимый ущерб объектам жизнеобеспечения на территории НПР и реализации региональных и местных целевых программ.

Заслушав пояснения сторон, исследовав в полном объеме материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ

«О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – ФЗ № 117), обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется,

в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно ст. 9 ФЗ № 117, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, по предотвращению аварии гидротехнического сооружения.

Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, регламентированы Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623.

Судом установлено, что в целях организации перегрузочного процесса на Усть-Хантайской ГЭС, АО «НТЭК» осуществляет эксплуатацию грузового причала № 5

с башенным краном, расположенного на 60 километре р. Хантайка, имеющего кадастровый

05.08.2020 Норильским транспортным прокурором проведена проверка исполнения АО «НТЭК» требований законодательства, регламентирующего эксплуатацию внутреннего водного транспорта, а также законодательства в области промышленной безопасности установлено, что Усть-Хантайской ГЭС АО «НТЭК» осуществляет эксплуатацию причального сооружения, расположенного на 60-м км р. Хантайка: грузовой причал № 5, с башенным краном, в ходе проведения которой было установлено ряд нарушений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623.

31.08.2020 Норильским транспортным прокурором внесено представление на имя генерального директора АО «НТЭК» об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасное функционирование внутреннего водного транспорта, а также портовых гидротехнических сооружений.

Согласно указанному представлению от АО «НТЭК» Норильским транспортным прокурором было затребовано принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствовавших, в том числе:

- в установленном законом порядке поставить на учет, а также организовать классификацию и освидетельствование Понтонов № 1 и 2, не допускать его эксплуатацию до присвоения категории годного к эксплуатации

- в установленном законом порядке провести идентификацию и оценку соответствия Грузового причала требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, в том числе с привлечением специализированной, аккредитованной организации провести комплексное его обследование, разработать паспорт, не допускать его эксплуатацию до устранения указанных нарушений

- возобновить работу по осуществлению технического надзора за Грузовым причалом, в том числе путем проведения всех видов наблюдения, установленных действующим законодательством

- установить на Грузовом причале плакаты со справочниками допускаемых нагрузок, на видных местах оборудовать его отбойными устройствами и колесоотбойным брусом

- не допускать организацию работ по перевалке нефтепродуктов на внутреннем водном транспорте до получения лицензии на осуществление такого вида деятельности в установленном законом порядке

- ликвидировать остатки баржи площадки расположенные на береговой полосе вблизи грузового причала.

С целью устранения указанных нарушений, АО «НТЭК» был разработан и утвержден приказом Генерального директора от 11.09.2020 план мероприятий, который был направлен Норильскому транспортному прокурору письмом от 02.10.2020.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002

№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Технического регламента обследование объектов технического регулирования проводится исключительно аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

АО «НТЭК» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, в связи с чем, на АО «НТЭК» распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, привлечение сторонних организаций возможно только после проведения закупки, являющейся достаточно длительной процедурой.

Во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с целью определения объема работ, вида и специальных требований к определению методик исследований и наблюдений, Обществом проводилась работа по разработке и согласованию заинтересованными лицами соответствующего технического задания (копия прилагается), мониторингу существующего рынка с целью определения сметной стоимости оказываемых услуг, текущих расценок материально-технического оснащения, выбору контрагента.

17.12.2020 АО «НТЭК» было разработано и утверждено техническое задание на оказание услуг по обследованию и освидетельствованию грузового причала.

30.12.2020 АО «НТЭК» была направлена заявка на включение обследования грузового причала в План оказания услуг по эксплуатации основных производственных фондов на 2021 год.

В марте 2021 года АО «НТЭК» были направлены запросы о возможности проведения комплексного обследования грузового причала в адрес <данные изъяты>

19.03.2021 в ответ на требование Норильского транспортного от 11.03.2021 письмом предоставлена информация по исполнению требований представления, в частности:

о выполненных пунктах Представления;

о разработке и утверждении технического задания;

о проведении конкурсных процедур для выбора подрядчика и заключения договора;

актуализированный План мероприятий;

письма-запросы потенциальным исполнителям.

14.04.2021 АО «НТЭК» были направлены запросы в адрес <данные изъяты>

23.04.2021 АО «НТЭК» направило запрос <данные изъяты>

24.06.2021 <данные изъяты> подтвердило готовность выполнить работы по обследованию причала, а также предоставило полный сметный расчет на оказание услуг (письмо № И-172).

По результатам полученного коммерческого предложения от

<данные изъяты> на оказание услуг по обследованию грузового причала № 5 АО «НТЭК» было принято решение о проведении закупочной процедуры способом закупки у единственного источника с <данные изъяты>

28.06.2021 комплект документации для оформления процедур закупки у единственного источника был направлен на согласование.

19.07.2021 на заседании центральной закупочной комиссии АО «НТЭК» было принято решение заключить договор с <данные изъяты> на проведение услуг по обследованию причала № 5 со сроком исполнения с момента заключения договора по 30.11.2021.

30.07.2021 в ответ на требование Норильского транспортного прокурора от 26.07.2021 была предоставлена информация о привлечении АО «НТЭК» специализированной организации для устранения нарушений в утвержденный Планом мероприятий срок – 30.11.2021 и подписании соответствующего договора с приложением его проекта (<данные изъяты>

06.08.2021 (до заключения договора) специалисты <данные изъяты> прибыли на территорию Усть-Хантайской ГЭС для выполнения комплексного обследования причального сооружения.

09.08.2021 между АО «НТЭК» и <данные изъяты> заключен договор возмездного оказания услуг

В период с 06.08.2021 по 15.11.2021 специалисты <данные изъяты> проводили комплексное обследование и освидетельствование грузового причала № 5 согласно разработанному техническому заданию и условиям Договора.

28.10.2021 в адрес <данные изъяты> направлен запрос коммерческого предложения на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию реконструкции или строительства нового причала Усть-Хантайской ГЭС.

15.11.2021 разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5.

15.11.2021 разработана и утверждена Программа мониторинга технического состояния Грузового причала № 5.

17.11.2021 издан приказ об изменении режима эксплуатации причала

23.11.2021 издан приказ о введении в действие Справочника допускаемых нагрузок на грузовой причал № 5.

24.11.2021 получено коммерческое предложение <данные изъяты> на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию реконструкции или строительства нового причала Усть-Хантайской ГЭС.

26.11.2021 разработана и утверждена Инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений причала № 5 Усть-Хантайской ГЭС.

14.12.2021 издан приказ о регулярном техническом осмотре причала

15.12.2021 Разработан и утвержден План оперативных действий при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций на грузовом причале Усть-Хантайской ГЭС.

15.12.2021 изготовлена и размещена на причале Схема допускаемых нагрузок на грузовом причале № 5.

17.12.2021 разработана и утверждена Инструкция по предотвращению загрязнения территории, акватории, атмосферы в районе причала Усть-Хантайской ГЭС.

Согласно плану мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации причала № 5 запланированы установка колесоотбойных устройств и ремонт существующих швартовых устройств не позднее июня 2022 года (по окончанию межнавигационного периода). Оборудование причала новой швартово-отбойной системой планируется по специально разработанному проекту.

Таким образом, АО «НТЭК» выполнены следующие требования Норильского транспортного прокурора:

в установленном законом порядке проведена идентификация и оценка соответствия грузового причала требованиям технического регламента;

проведено комплексное обследование причала;

разработан паспорт;

проведены все предусмотренные виды наблюдений, установленных действующим законодательством;

возобновлена работа по осуществлению технического надзора за грузовым причалом;

установлен плакат со справочником допускаемых нагрузок;

приняты меры по обустройству причала колесоотбойными устройствами и швартово-отбойной системой.

Во исполнение требований подпункта «Д» пункта 443 Технического регламента АО «НТЭК» разработаны документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузового причала № 5, в частности:

инструкция по предотвращению загрязнения территории, акватории, атмосферы в районе причала Усть-Хантайской ГЭС, утвержденная распоряжением от 17.12.2021

справочник допускаемых нагрузок, введенный в действие приказом

от 23.11.2021;

приказ об изменении режима эксплуатации грузового причала от 17.11.2021;

инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений причала

№ 5 Усть-Хантайской ГЭС № ПИ-52-110-09-2021, которая содержит в себе в том числе требования к эксплуатационному контролю за состоянием и работой сооружения, требования к обеспечению безопасности в период эксплуатации, требования техники безопасности, режим эксплуатации, сведения об осадках и смещениях сооружения, об организации визуальных наблюдений и ремонта сооружения;

схемы размещения и движения средств механизации и транспорта, а также режим их работы содержатся в технологической карте №

схемы размещения и рабочие чертежи устройств, предназначенных для инструментальных наблюдений за сооружением, содержатся в Техническом отчете по разработке и закладке базисных пунктов и деформационных марок – приложение 4 Отчета, стр. 22, а также в Инструкции по эксплуатации гидротехнических сооружений причала № 5 Усть-Хантайской ГЭС, стр. 26

инструкция по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ ИОТ-52-110-144-2021 от 29.01.2021

инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами ИОТ-52-110-151-2021 от 29.01.2021.

Таким образом, ответчиком АО «НТЭК» во исполнение представления Норильского транспортного прокурора была разработана разрешительная и техническая документация, предусмотренная подпунктом «Д» пункта 443 Технического регламента, в этой связи исковые требования прокурора в указанной части не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Суд не принимает доводы истца о необходимости разработки инструкции по защите причального сооружения от действия льда, поскольку отсутствие льда в районе причала Усть-Хантайской ГЭС подтверждается сведениями паспорта грузового причала № 5 (п.7.2.2), доказательств обратного истцом не представлено.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55561-2013 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2013 N 1091-ст) безопасность причалов или причальных сооружений на стадии эксплуатации подтверждается декларацией соответствия, в которой указывается вид технического состояния сооружения и допускаемый режим эксплуатации.

Согласно п. 448 Технического регламента, объекты регулирования, указанные в пункте 446 настоящего технического регламента, не должны иметь износа, который бы препятствовал их безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объектов регулирования в период их эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектной документацией на объект регулирования. При отсутствии данных значений в указанной проектной документации значения предельных смещений и параметров деформаций устанавливаются аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) и помещаются в технический паспорт сооружения.

Доводы истца о том, что Грузовой причал № 5 имеет технический износ, который бы препятствовал его безопасной эксплуатации, опровергается декларацией о соответствии грузового причала требованиям технического регламента, свидетельством о годности к эксплуатации, сведениями, приведенными в техническом отчете.

Значения параметров деформаций грузового причала № 5 определены аккредитованной организацией в установленном законом порядке и отражены в техническом паспорте – раздел I, пункт 5.

Значения предельно допустимых смещений и деформаций причальных сооружений установлены в СП 389.13265000.2018. Для применения в работе значения отражены в Программе мониторинга технического состояния грузового причала № 5 – раздел 2, таблица 1.

Таким образом, причальное сооружение соответствует требованиям п. 448 Технического регламента, в связи с чем доводы Норильского транспортного прокурора об обратном не нашли своего подтверждения в суде и исковые требования в указанной части не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 449 Технического регламента, границы каждого причала и причального сооружения должны быть обозначены. Следует сохранять и возобновлять разметку, которая используется при проведении обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

Ответчиком АО «НТЭК» разработаны технические решения по обозначению прикордонной полосы грузового причала. Информация по разметке прикордонной полосы отражена в справочнике допускаемых нагрузок и паспорте причала.

Согласно плану мероприятий по обеспечению эксплуатации причала № 5 разметка будет нанесена не позднее июня 2022 года.

Согласно п. 457 Технического регламента, в целях обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала должны выполняться следующие требования:

а) швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состояния на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;

б) фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;

в) швартовка судна за отбойные устройства, а также за какие-либо части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;

г) не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в паспорте причала;

д) колесоотбойное устройство причала должно быть в исправном состоянии.

Согласно плану мероприятий по обеспечению эксплуатации причала № 5 реализация технических решений по установке колесоотбойных устройств и ремонту существующих швартовых устройств запланирована не позднее июня 2022 года.

Кроме того, АО «НТЭК» разработано техническое задание на разработку технико-экономического обоснования по выбору варианта реконструкции существующего и/или строительства нового причала Усть-Хантайской ГЭС.

До устройства на причале новой швартово-отбойной системы на грузовом причале № 5 установлен режим эксплуатации с запретом швартовки судов, не имеющих собственной кранцевой защиты, что позволяет обеспечить его безопасную эксплуатацию (приказ об изменении режима эксплуатации грузового причала от 17.11.2021).

Таким образом, ответчиком АО «НТЭК» причальное сооружение в настоящее время не приведено в соответствие с требованиями п. 449, 457 Технического регламента, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, в этой связи исковые требования Транспортного прокурора в указанной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55561-2013 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2013 N 1091-ст) безопасность причалов или причальных сооружений на стадии эксплуатации подтверждается декларацией соответствия, в которой указывается вид технического состояния сооружения и допускаемый режим эксплуатации.

С учетом изложенного, в совокупности указанных обстоятельств

АО «НТЭК» приняты все необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства, ответчиком выполнен больший объем выявленных нарушений по представлению транспортного прокурора, следовательно, отсутствует признак бездействия со стороны АО «НТЭК».

Статья 1065 ГК РФ предоставляет заинтересованному лицу возможность обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. Правило п. 1 ст. 1065 ГК РФ имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст. 12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения права. При этом бремя доказывания наличия такой опасности лежит на истце.

Между тем, из материалов дела не следуют доказательства, свидетельствующие о том, что в результате эксплуатации причального сооружения создается непосредственная опасность, угроза жизни и здоровью населения.

При разрешении данного гражданского дела суд исходит из того, что за нарушение требований Технического регламента предусмотрена административная ответственность. Запрещение эксплуатации причала по одним лишь мотивам нарушения норм регламента является публично-правовой превентивной мерой. К отношениям, связанным с запретом эксплуатации по основаниям нарушения норм технического регламента, гражданские отношения не применяются в силу п.3 ст. 2 ГК РФ.

Стороной истца не представлено доказательств, что не соответствие причального сооружения требованиям п. 449, 457 Технического регламента может привести к происшествию на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих флот либо находящихся на указанном причальном сооружении, может явиться следствием его обрушения, что также может негативно повлиять на окружающую среду, в том числе водные биологические ресурсы.

Стороной ответчика предприняты все меры для безопасной эксплуатации причала, в том числе до устройства на причале новой швартово-отбойной системы на грузовом причале № 5 установлен режим эксплуатации с запретом швартовки судов, не имеющих собственной кранцевой защиты, что позволяет обеспечить его безопасную эксплуатацию (приказ об изменении режима эксплуатации грузового причала от 17.11.2021).

Не мало важным является и тот факт, что в зимний период причальное сооружение не используется.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

По смыслу ст. 1065 ГК РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях истцу необходимо доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда (в данном случае причинную связь между эксплуатацией причального сооружения и нанесением вреда либо угрозой нового вреда), вину причинителя вреда. При этом в соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. Совокупность условий предупреждения причинения вреда согласно нормам п.1 ст. 1065 ГК РФ судом не установлена.

На основании изложенного суд полагает, что в данном случае в удовлетворении требований заявленного иска о запрете осуществлять эксплуатацию причального сооружения следует отказать.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из правил ст.333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерного обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и запрете эксплуатации причального сооружения – удовлетворить частично.

Возложить на АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в течении 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить безопасность эксплуатации причального сооружения, расположенного на 60 км. р. Хантайка (кадастровый ) путем выполнения следующих требований:

-привести причал в соответствие с требованиями пункта 449 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623;

-оборудовать причальное сооружение швартовыми, отбойными и колесоотбойными устройствами в соответствии пунктом 457 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства России от 12.08.2010 № 623.

В удовлетворении остальной части исковых требований Норильского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерного обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и запрете эксплуатации причального сооружения - отказать.

Взыскать с АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.Г. Крамаровская

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2021г.