ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-357/14 от 25.07.2014 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-357/2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Заволжск Ивановской области 25 июля 2014 года

Заволжский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи И. Н. Беляковой

при секретаре Н. Е. Кудряшовой

с участием заявителя Г. А. В.,

представителя администрации *** С. Г. А., действующей на основании доверенности от 25 июля 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. А. В. о признании незаконным отказа администрации *** в согласовании переустройства жилого помещения и обязании согласовать переустройство,

установил:

Г. А. В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации *** (далее – Администрация) в согласовании переустройства жилого помещения, связанного с организацией автономного теплоснабжения, и обязать администрацию *** области согласовать в установленном порядке переустройство жилого помещения, связанное с организацией автономного теплоснабжения в квартире заявителя по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. ***, д. ***, кв. ***.

В обоснование заявленного требования указал, что является собственником доли в праве общей долевой собственности на квартиру № *** в доме № *** по улице *** города Заволжска Ивановской области. В связи с тем, что заявитель неудовлетворен температурным режимом в указанной квартире, а также размером платы за несоответствующее требуемому уровню теплоснабжение, он намерен установить в ней индивидуальную (автономную) систему отопления. С этой целью 29 мая 2014 года Г. А. В. обратился в администрацию *** с заявлением о согласовании переустройства и предоставил документы, предусмотренные ст. 26 Жилищного кодекса РФ, а также копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о разрешении переустройства жилого помещения, расчёт и оценку влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом.

Однако администрация *** письмом от 27 июня 2014 года сообщила о запрете перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, ссылаясь на часть 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении», и указала на отсутствие согласования с теплоснабжающей организацией предоставленной заявителем оценки влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом.

Указанное письмо заявитель считает отказом в согласовании переустройства жилого помещения.

Данный отказ, по мнению заявителя, является незаконным, поскольку из него не усматривается, по какому именно основанию, перечень которых указан в ст. 27 Жилищного кодекса РФ, ему отказано. Полагает, что требование Администрации о согласовании оценки влияния отключения обогревательных элементов с теплоснабжающей организацией противоречит п. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ и п. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Позиция Администрации основана на неправильном толковании положений ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку закон не содержит императивного запрета на переход на автономное отопление жилых помещений.

Отказ Администрации в согласовании переустройства жилого помещения, как указывает заявитель, создает препятствия в осуществлении его прав и свобод, предусмотренных действующим законодательством.

В судебном заседании заявитель Г. А. В. поддержал свои требования в полном объёме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации *** С. Г. А. оставила разрешение заявления Г. А. В. на усмотрение суда, указала на невозможность согласования переустройства ввиду отсутствия согласования проектной документации, представленной заявителем, с теплоснабжающей организацией.

Из письменного отзыва Администрации на заявление Г. А. В. следует, что оснований для признания отказа Администрации незаконным не имеется, поскольку водоснабжение и отопление в доме заявителя центральное, а справка, выданная ОАО «Ивановооблгаз» филиал «Кинешмамежрайгаз» о технической возможности не является разрешением на отключение от центральной системы отопления и основанием для реконструкции внутренней системы теплоснабжения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Таким образом, Г. А. В. вправе обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения администрации *** об отказе в согласовании переустройства жилого помещения. При этом существенным условием разрешения заявленного требования является установление несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Г. А. В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Ивановская область, город Заволжск, улица ***, дом ***, квартира ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 ноября 2007 года (л. д. 10). Вторым собственником является К. И. Д. (л. д. 11).

Из справки филиала «Кинешмамежрайгаз» ОАО «Ивановооблгаз» за подписью главного инженера филиала усматривается, что названная организация имеет техническую возможность подключения автоматизированного газового теплогенератора с герметичной камерой сгорания к внутренней системе газопотребления жилого дома по адресу: Ивановская область, город Заволжск, улица ***, дом ***, квартира ***, при условии соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ (л. д. 12).

Протоколом № 23 от 12 февраля 2014 года общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома *** по ул. *** г. Заволжска подтверждается, что вышеуказанные собственники разрешили провести реконструкцию кв. № *** для установки индивидуального газового котла для отопления (л. д. 13).

ЗАО «Областная проектная контора» г. Иваново по заказу Г. А. В. выдала рабочий проект на реконструкцию газопровода с установкой газового теплогенератора с закрытой камерой сгорания в вышеуказанной квартире.

Филиалом ОАО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Кинешме Г. А. В. выданы технические условия № 845 для проектирования системы газопотребления, которые предусматривают необходимость согласования проекта с филиалом ОАО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Кинешме, управляющей (обслуживающей) и теплоснабжающей организациями.

Из сообщения МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» от 6 февраля 2014 года, являющегося теплоснабжающей организацией дома Г. А. В., следует, что согласование проектной документации возможно при выполнении всех пунктов технических условий на реконструкцию инженерных сетей многоквартирного жилого дома. При предоставлении всех необходимых документов будет выдано техническое условие на реконструкцию тепловых сетей жилого помещения.

По заявке Г. А. В. от 12 марта 2014 года ООО «Кинешемская архитектурно-строительная мастерская» произвела оценку влияния отключения обогревательных элементов в квартире № *** дома № *** по ул. *** г. Заволжска, придя к выводу, что при устройстве автономного газового теплоснабжения общая теплоотдача отопительных приборов и стояков вычитается из общих теплопотерь здания и не влияет на теплогидравлический режим системы отопления ниже расположенной квартиры и здания в целом при условии покрытия существующих стояков изоляцией толщиной 30 мм.

29 мая 2014 года Г. А. В. обратился с заявлением в администрацию ***, в котором просил разрешить организацию автономного теплоснабжения в своей квартире с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора с закрытой камерой сгорания). К этому заявлению он приложил все вышеуказанные документы, а также копию паспорта, копию технического паспорта переустраиваемого жилого помещения, заявление К. И. Д. (л. д. 14).

В ответ на данное заявление письмом от 27 июня 2014 года № 785 администрация ***, ссылаясь на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2007 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», указала на то, что предоставленная заявителем оценка влияния отключения обогревательных элементов не согласована с теплоснабжающей организацией (л. д. 15).

В соответствии с требованиями статей 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляют собой переустройство жилого помещения.

Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, следующие документы:

1) заявление о переустройстве по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Как установлено в судебном заседании Г. А. В., обращаясь в Администрацию за разрешением на организацию автономного теплоснабжения, фактически просил согласовать с ним переустройство своего жилого помещения, однако заявление о переустройстве по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, как этого требует пункт 1 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса, в Администрацию не предоставил. Г. А. В. указанное обстоятельство не оспаривалось.

Кроме того, из представленных заявителем технических условий № 845 для проектирования системы газопотребления, выданных филиалом ОАО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Кинешме усматривается необходимость согласования проекта с филиалом ОАО «Газпром газораспределение Иваново» в г. Кинешме, управляющей (обслуживающей) и теплоснабжающей организациями.

Из сообщения МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» от 6 февраля 2014 года, являющегося теплоснабжающей организацией дома Г. А. В., также следует, что проектная документация должна быть согласована с теплоснабжающей организацией, после чего заявителю будет выдано техническое условие на реконструкцию тепловых сетей жилого помещения.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нём оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии в виде газового котла предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36).

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и газоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и газоснабжения.

Между тем, представленный заявителем рабочий проект на реконструкцию газопровода с установкой газового теплогенератора с закрытой камерой сгорания, выполненный ЗАО «Областная проектная контора» г. Иваново, не содержат данных о его согласовании с теплоснабжающей и газоснабжающей организациями.

Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации, указанное обстоятельство стало единственным препятствием для принятия решения о согласовании переустройства, о котором просил Г. А. В.

При этом довод заявителя о том, что требование Администрации согласовать рабочий проект с теплоснабжающей организацией противоречит п. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ и п. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку основан на неверном понимании закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Однако, как установлено судом, Администрация не требовала от Г. А. В. каких-либо других документов кроме рабочего проекта, согласованного с теплоснабжающей организацией. Указанное право предоставлено Администрации пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ.

Положения ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не могут применяться к данным правоотношениям, поскольку регулируют архитектурно-строительное проектирование, то есть подготовку проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым объектам, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

В связи с этим, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Г. А. В. о признании незаконным отказа администрации *** в согласовании переустройства жилого помещения не имеется.

То обстоятельство, что из письма Администрации от 27 июня 2014 года № 785 не усматривается, по какому именно основанию, перечень которых указан в ст. 27 Жилищного кодекса РФ, ему отказано в переустройстве, не является достаточным основанием для удовлетворения требования Г. А. В.

Исходя из ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя.

Обращаясь в суд, заявитель сослался на нарушение оспариваемым решением своих прав, компетенция администрации *** по принятию оспариваемого решения и порядок его принятия им не оспаривались.

На основании статей 25-27 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 194–199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Г. А. В. о признании незаконным отказа администрации *** в согласовании переустройства жилого помещения и обязании согласовать переустройство оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Заволжский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. Н. Белякова


В окончательной форме решение изготовлено 30 июля 2014 года

Для размещения на сайте суда

СОГЛАСОВАНО:

________________________ И.Н. Белякова