Гражданское дело №2-357/2019 УИД 09RS0007-01-2019-000428-13 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2019 года станица Зеленчукская, КЧР Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Щербина О.Н., при секретаре судебного заседания Батдыевой З.А., с участием: старшего помощника прокурора Зеленчукского района Джашеева Р.А., ответчика Бутова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Зеленчукского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района в интересах муниципального образования в порядке ст. 45 ГПК РФ к Бутову Николаю Ивановичу о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, установил: прокурор Зеленчукского района, в интересах муниципального образования в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд к Бутову Н.И. о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением. В обоснование исковых требований указано, что во исполнение п. 15 Комплексного плана мер по противодействию коррупции на 2018 - 2019 гг., утвержденного Приказом и.о. прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 15 августа 2018 года №107, прокуратурой Зеленчукского района предприняты меры к возмещению ущерба, причиненного коррупционным преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 286 УК РФ, совершенным бывшим главой администрации Кардоникского сельского поселения Бутовым Н.И., повлекшим незаконное отчуждение земельного участка, а также обеспечению его фактического взыскания. Бутов Н.И., являясь на основании решения Совета Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР №01 от 8 декабря 2010 года и заключенного с ним контракта от 08 декабря 2010 года, главой органа местного самоуправления - администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР (далее по тексту - Администрация Кардоникского СП), то есть, лицом, осуществляющим в соответствии со ст. 36 Устава Кардоникского сельского поселения (принятого решением Совета Кардоникского сельского поселения №1 от 27 февраля 2015 года) общее руководство деятельностью администрации Кардоникского СП, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, относящихся к компетенции администрации, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности на принципе единоначалия, то есть, являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти в органе местного самоуправления, в чьи должностные обязанности, в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 14 октября 2014 года), входит осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения, осознавая, что он не обладает должностными полномочиями переводить земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, так как действующим законодательством, не предусмотрено право перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории органами местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с <данные изъяты> часов по <данные изъяты> часов, точное время не установлено, находясь в помещении администрации Кардоникского СП, расположенном по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, станица Кардоникская, ул. Октябрьская, д. 42, осознавая, что в нарушение требований ч. 4 ст. 7 «Муниципальные правовые акты» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 14 октября 2014 года), согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, требований п. 4 ч. 1 ст. 8 «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года №136-Ф3 (в редакции от 28 декабря 2013 года), согласно которому перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности – органами исполнительной власти субъектов РФ, требований п. 1 ч. 2 ст. 2 «Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую», Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции от 07 июня 2013 года), согласно которому перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения – органами государственной власти субъектов РФ, требований п. 2 ч. 2 ст. 2 «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» Закона КЧР от 9 декабря 2003 года № 61-рз «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР», согласно которому перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами местного самоуправления в отношении земель находящимися в частной собственности – за исключением земель сельскохозяйственного назначения, требований п. 12 ст. 5 «Полномочия уполномоченного органа» Закона КЧР от 9 декабря 2003 года №61-рз «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР», согласно которому уполномоченный орган, в пределах полномочий, установленных Правительством КЧР, осуществляет перевод земель из одной категории в другую, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в нарушении требований п. 2 ч. 1 ст. 6 «Полномочия органов местного самоуправления КЧР в области земельных отношений», Закона КЧР от 9 декабря 2003 года № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР», согласно которому в соответствии с федеральным законодательством, органы местного самоуправления в КЧР переводят земли из одной категории в другую, находящиеся в частной собственности, - за исключением земель сельскохозяйственного назначения, в установленном земельным законодательством порядке, что он, как глава администрации Кардоникского СП, не имеет должностных полномочий переводить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, зарегистрированный в счет земельной доли на имя ФИО1, на основании постановления главы администрации Зеленчукского района КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей право на земельный пай (долю) при реорганизации колхоза племзавода «Знамя Коммунизма» в СПК «Кардоник» от ДД.ММ.ГГГГ, с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и присваивать указанному земельному участку почтовый адрес, так как данный участок находится за пределами населенного пункта ст. Кардоникской, явно превышая свои должностные полномочия, то есть, совершая действия, относящиеся к полномочиям другого органа и другого должностного липа, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий и желая их наступления, подготовил и удостоверил личной подписью и оттиском гербовой печати администрации Кардоникского сельского поселения и выдал постановление администрации муниципального образования Кардоникского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ без номера, согласно которому постановил изменить категорию земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и присвоить указанному земельному участку почтовый адрес: <адрес>, имеющее юридическое значение и влекущее юридические последствия. На основании незаконно вынесенного постановления, ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом внесена в Единый государственный реестр прав запись за № о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № за ФИО2. Совершенные Бутовым Н.И. преступные действия повлекли незаконное отчуждение земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, стоимостью 144 776 рублей, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, тем самым причинен ущерб администрации Зеленчукского муниципального района на общую сумму 144 776 рублей, в собственности (распоряжении) которой данный участок находился, а также повлекло существенное нарушение прав и законных интересов администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и охраняемых законом интересов, общества и государства, в лице подрыва авторитета органов местного самоуправления, учреждений и должностных лиц перед гражданами Российской Федерации, а также игнорирование требований федерального законодательства в части государственной регистрации прав на земельные участки. Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу приговором Зеленчукского районного суда от 19 июня 2018 года. Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла: 144 776 рублей. Кроме того в иске указано, что своими незаконными действиями ответчик Бутов Н.И. причинил Зеленчукскому муниципальному району ущерб на общую сумму 144 776 рублей. Кроме того, ссылаясь на то, что в ходе судебного разбирательства по уголовному делу представитель потерпевшего исковое заявление не предъявил, из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что администрация Зеленчукского муниципального района информирует о том, что не будет обращаться в судебные органы с исковым заявлением о возмещении причиненного преступлением ущерба, полагает, что возмещение причиненного преступлением ущерба муниципальному образованию возможно по заявлению прокурора Зеленчукского района. Ссылаясь на положения ст. 1064 ГК РФ просил суд взыскать с Бутова Николая Ивановича в доход бюджета Зеленчукского муниципального района материальный ущерб, причиненный преступлением, в сумме 144 776 рублей. В судебном заседании старший помощник прокурора Зеленчукского района Джашеев Р.А. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Ответчик Бутов Н.И., в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Выслушав старшего помощника прокурора Зеленчукского района, ответчика Бутова Н.И., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Из требований ч. 1 ст. 1064 ГК РФ следует, предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинивший вред. В силу требований ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по возмещению причиненного ущерба. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что приговором Зеленчукского районного суда от 19 июня 2018 года ответчик Бутов Н.И. признан виновным в превышении должностных полномочий, то есть совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организации и охраняемых законом интересов общества и государства, совершённое главой органа местного самоуправления, выразившихся в том, что Бутов Н.И., являясь на основании решения Совета Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР №01 от 8 декабря 2010 года и заключенного с ним контракта от 08 декабря 2010 года, главой органа местного самоуправления - Администрация Кардоникского СП, то есть, лицом, осуществляющим в соответствии со ст. 36 Устава Кардоникского сельского поселения (принятого решением Совета Кардоникского сельского поселения № 1 от 27 февраля 2015 года) общее руководство деятельностью администрации Кардоникского СП, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, относящихся к компетенции администрации, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности на принципе единоначалия, то есть, являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти в органе местного самоуправления, в чьи должностные обязанности, в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 14 октября 2014 года), входит осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения, осознавая, что он не обладает должностными полномочиями переводить земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, в нарушение требований действующего законодательства подготовил и удостоверил личной подписью и оттиском гербовой печати администрации Кардоникского сельского поселения и выдал постановление администрации муниципального образования Кардоникского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ без номера, согласно которому постановил изменить категорию земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и присвоить указанному земельному участку почтовый адрес: <адрес>, имеющее юридическое значение и влекущее юридические последствия. На основании незаконно вынесенного постановления, ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом внесена в Единый государственный реестр прав запись за № о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № за ФИО2. Кроме того приговором установлено, что совершенные Бутовым Н.И. преступные действия повлекли незаконное отчуждение земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, стоимостью 144 776 рублей, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, тем самым причинен ущерб администрации Зеленчукского муниципального района на общую сумму 144 776 рублей, в собственности (распоряжении) которой данный участок находился, а также повлекло существенное нарушение прав и законных интересов администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и охраняемых законом интересов, общества и государства, в лице подрыва авторитета органов местного самоуправления, учреждений и должностных лиц перед гражданами Российской Федерации, а также игнорирование требований федерального законодательства в части государственной регистрации прав на земельные участки. В силу ч. 2 и ч. 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы. Как следует, из выводов заключением № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта ООО «Строй-Фин-Эксперт» проводившего судебно-стоимостную экспертизу рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 144 776 рублей. Оценивая представленную экспертизу, суд принимает во внимание, что данная экспертиза проведена экспертом, предупреждённым об уголовной ответственности, выводы эксперта понятны и однозначны, экспертом приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, имеющимся материалам дан соответствующий анализ. Таким образом, выводы эксперта приняты судом во внимание при принятии решения и суд полагает, что заявленный в исковом заявлении размер ущерба - 144 776 рублей является обоснованным и подтверждённым. Оценив вышеперечисленные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает иск прокурора Зеленчукского района в интересах муниципального образования в порядке ст. 45 ГПК РФ к Бутову Николаю Ивановичу о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме, по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям. В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, с учётом того, преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ относится к преступлениям против государственной власти (гл. 30 УК РФ), суммы денежного взыскания, подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. Учитывая то, что на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, руководствуясь ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика не освобождённого от уплаты госпошлины государственную пошлину в размере 4095 рублей 92 копеек в бюджет Зеленчукского муниципального района. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, решил: исковые требования прокурора Зеленчукского района в интересах муниципального образования, в порядке ст. 45 ГПК РФ к Бутову Николаю Ивановичу о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением – удовлетворить. Взыскать с Бутова Николая Ивановича в доход федерального бюджета материальный ущерб, причинённый преступлением в размере 144 776 (сто сорок четыре тысячи семьсот семьдесят шесть) рублей. Взыскать с Бутова Николая Ивановича госпошлину в размере 4095 (четыре тысячи девяносто пять) рублей 52 копеек в бюджет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года. Председательствующий – судья О.Н.Щербина |