ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-357/2013 от 06.08.2013 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

06 августа 2013 года. Станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.А.,

с участием:

заместителя прокурора Егорлыкского района Добкина А.В.,

представителя УСЗН Администрации Егорлыкского района ФИО1,

при секретаре Фефеловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора <адрес> в интересах Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. к Управлению социальной защиты населения <адрес> о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на долю педагогических работников Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. в занимаемых ими жилых помещениях, обязании произвести перерасчет размера данных выплат Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время соответственно исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство труда и социального развития <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский райсуд обратился прокурор <адрес> в интересах Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района (далее по тексту УСЗН) о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на долю педагогических работников Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. в занимаемых ими жилых помещениях, обязании произвести перерасчет размера данных выплат Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (то есть по день обращения в суд) соответственно исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что учителя МБОУ РСОШ им. С.В. Пешеходько Рудова О.А. и Ковалева Н.А., а также воспитатель МБДОУ «Детский сад третьей категории <данные изъяты>» ФИО2 являются получателями в УСЗН компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, компенсации Рудовой О.А., ФИО2 и Ковалевой Н.А. рассчитываются УСЗН и выплачиваются данным педработникам исходя доли в общей площади жилого помещения, приходящейся только на данных педработников, что является нарушением требований ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании», который предусматривает 100% компенсацию вне зависимости от состава членов семьи педагога, проживающего с ним в жилом помещении.

В заседании суда прокурор Добкин А.В. заявленные требования поддержал.

Рудова О.А., ФИО2, Ковалева Н.А., Министерство труда и социального развития <адрес> в заседание суда не прибыли, хотя о слушании дела были извещены. Рудова О.А., Ковалева Н.А. и Министерство труда и социального развития <адрес> в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 56-60, 132-136,, 217-221,.231, 232, 234-235, 237-241). Поэтому дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Представитель УСЗН ФИО1 иск не признала, пояснив, что члены семьи истцов к категории граждан, пользующихся наравне с истцами льготами по оплате жилья и услуг ЖКХ, не относятся, в связи с чем льготы предоставлялись на момент обращения прокурора в суд истцам исходя из доли общей площади жилого помещения, приходящейся на самих истцов. При этом, ФИО1 просила применить срок исковой давности и в иске прокурору отказать, пояснив также что с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок предоставления льгот и вместо выплаты компенсации, исчисляемой из регионального стандарта, приходящегося на 1 кв.м. жилья, производится выплата компенсации исходя из представленных педагогами квитанций по оплате жилья и услуг ЖКХ вне зависимости от количества проживающих с ними на жилплощади лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц. исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из паспортов Рудовой О.А., ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Ковалевой Н.А, ФИО8, заявлений Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А.,, в прокуратуру <адрес>, свидетельства о рождении ФИО9, справок работодателей истцов, администраций Роговского и Балко-Грузского сельских поселений, квитанций об оплате услуг ЖКХ, справок УСЗН о выплатах компенсаций истцам по делу, заявлений истцов в УСЗН о выплате компенсаций, решений УСЗН о назначении выплаты компенсации по услугам ЖКХ, ответов УСЗН (л.д. 5-12, 31-43, 78, 80-85, 104-114, 157, 159-164, 183-197) с ДД.ММ.ГГГГ и по день обращения прокурора в суд Рудова О.А. работала учителем Роговской средней школы (МБОУ РСОШ ) <адрес> и проживала в хуторе <адрес> вместе со своей семьей – супругом ФИО3 и несовершеннолетними сыновьями: ФИО4 ДД.ММ.ГГГГг.р. и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГг.р. Общая площадь данного дома составляет 66 кв.м. Рудова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем в УСЗН льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые педработникам. При этом до ДД.ММ.ГГГГ льгота предоставлялась в натуральном выражении, а с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Областным законом -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена натуральных льгот денежными выплатами в размере, равном сумме платежей, предоставляемом поставщиком услуг. С ДД.ММ.ГГГГ Рудовой О.А. была назначена выплата денежной компенсации данной льготы, рассчитанной по региональному стандарту на 1 кв.м. площади жилья. С указанного времени и до момента обращения прокурора в суд УСЗН выплачивало Рудовой О.А. денежную компенсацию по оплате за жилье и коммунальных услуг исходя из площади, приходящейся на нее, то есть 66 кв.м. / 4 = 16,5 кв.м.

ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и по день обращения прокурора в суд работала воспитателем детсада х. <адрес> и проживала в хуторе <адрес> вместе со своей семьей – супругом ФИО5 и детьми ФИО10 и ФИО7 Общая площадь данной квартиры составляет 76,5 кв.м. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем в УСЗН льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые педработникам. Даная льгота ей предоставляется в виде денежной компенсации, рассчитанной по региональному стандарту на 1 кв.м. площади жилья. С указанного времени и до момента обращения прокурора в суд УСЗН выплачивало ФИО2 денежную компенсацию по оплате за жилье и коммунальных услуг исходя из площади, приходящейся на нее, то есть 76,5 кв.м. / 4 = 19,125 кв.м.

Ковалева Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по день обращения прокурора в суд работала учителем Роговской средней школы (МБОУ РСОШ ) <адрес> и проживала в <адрес> вместе со своей семьей: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО12, а с ДД.ММ.ГГГГ лишь с матерью ФИО8 ДД.ММ.ГГГГг.р. Общая площадь данного дома составляла до ДД.ММ.ГГГГ – 50 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ – 41,3 кв.м. Ковалева Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем в УСЗН льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые педработникам. При этом до ДД.ММ.ГГГГ льгота предоставлялась в натуральном выражении, а с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Областным законом -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена натуральных льгот денежными выплатами в размере, равном сумме платежей, предоставляемом поставщиком услуг. С ДД.ММ.ГГГГ Ковалевой Н.А. была назначена выплата денежной компенсации данной льготы, рассчитанной по региональному стандарту на 1 кв.м. площади жилья. С указанного времени и до момента обращения прокурора в суд УСЗН выплачивало Ковалевой Н.А. денежную компенсацию по оплате за жилье и коммунальных услуг исходя из площади, приходящейся на нее, то есть: с ДД.ММ.ГГГГ - 50 кв.м. / 6 = 8,33 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ – 41,3 кв.м. / 6 = 6,8 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ 41,3 кв.м / 2 = 20,65 к.м.

В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания указанной нормы Закона РФ, педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом указанные положения Федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение не ограничивает.Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона. Из указанных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, при этом они не наделены полномочиями снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.В силу статей 1 и 2 Областного закона -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в <адрес>» (в редакциях, действующих до принятия изменения, внесенных Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 1106-ЗС, которые распространяются на правоотношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ) педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным <адрес> региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Фактически региональный законодатель увеличил объем льгот для сельских педработников, включив в состав компенсации не только оплату за жилье, отопление и освещение, но и оплату за иные коммунальные услуги. То есть из смыслового и буквального толкования содержания данной нормы материального права следует, что размер возмещаемых затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зависел только от регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ на один квадратный метр жилого помещения, но не зависел от размера самого жилого помещения (жилья).Из анализа указанных правовых норм в сфере правового регулирования компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ следует, что Рудова О.А., ФИО2 и Ковалева Н.А. имели на момент обращения в суд и имеют в настоящее время право на 100-процентную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг жилых помещений, в котором они проживают, вне зависимости от количественного состава членов их семей, проживающих с ними в данных помещениях. УСЗН же к моменту обращения прокурора в суд (ДД.ММ.ГГГГ) производило выплаты Рудовой О.А., ФИО2 и Ковалевой Н.А. денежной компенсации услуг ЖКХ исходя из доли, приходящейся на Рудову О.А., ФИО2 и Ковалевой Н.А. жилплощади, что не основано на вышеуказанных правовых нормах. При таких обстоятельства требования прокурора, предъявившего иск в интересах Рудовой О.А., ФИО2 и Ковалевой Н.А., нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами. Доводы УСЗН и Министерства труда и социального развития <адрес> о законности произведенных выплат истцам по делу суд отвергает, так как они основаны на неверном толковании вышеназванных правовых норм. Вместе с тем, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности. В соответствии со ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как следует из материалов дела о нарушении своих прав в связи с начислением компенсационных выплат в меньшем размере истцы узнали: Рудова О.А. – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и Ковалева Н.А. – ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда они обратились к прокурору с просьбой об обращении в суд в их интересах (л.д. 5, 78, 157). В суд иски предъявлены ДД.ММ.ГГГГ Поэтому с учетом заявленного УСЗН ходатайства о применении срока исковой давности на УСЗН подлежит возложению обязанность по перерасчету размера компенсации истцам за 3 года, предшествующих подаче исков в суд, и до дня обращения в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В остальном требования прокурора подлежат отклонению в связи с пропуском срока исковой давности. Учитывая то, что прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, то в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ УСЗН, как структурное подразделение органа местного самоуправления – <адрес> подлежит освобождению от уплаты 200р. госпошлины по каждому из исков, а всего в общей сумме 600р. в бюджет МО «<данные изъяты>». Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, судРЕШИЛ:Иски прокурора <адрес> в интересах Рудовой Оксаны Анатольевны, ФИО2, Ковалевой Натальи Анатольевны удовлетворить частично. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения <адрес> по расчету и выплате учителю МБОУ РСОШ им. С.В. Пешеходько Рудовой Оксане Анатольевне компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на ее долю в занимаемом ею жилом помещении по <адрес> х. <адрес>. Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера выплат учителю МБОУ РСОШ им. С.В. Пешеходько Рудовой О.А. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по <адрес> х. <адрес> вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю Рудовой О.А. в данном жилом помещении. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения <адрес> по расчету и выплате воспитателю МБДОУ «Детский сад третьей категории «<данные изъяты>» ФИО2 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на ее долю в занимаемом ею жилом помещении по <адрес> Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера выплат воспитателю МБДОУ «Детский сад третьей категории «<данные изъяты>» ФИО2 компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по <адрес> вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю ФИО2 в данном жилом помещении. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения <адрес> по расчету и выплате учителю МБОУ РСОШ им. С.В. Пешеходько Ковалевой Н.А. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, приходящихся только на ее долю в занимаемом ею жилом помещении по <адрес> Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера выплат учителю МБОУ РСОШ им. С.В. Пешеходько Ковалевой Н.А. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за жилое помещение по <адрес> вместо ранее производимого расчета компенсации, приходящейся только на долю Ковалевой Н.А. в данном жилом помещении. В остальном исковые требования прокурора <адрес> в интересах Рудовой О.А., ФИО2, Ковалевой Н.А. оставить без удовлетворения. Освободить Управление социальной защиты населения администрации <адрес> от уплаты шестисот рублей государственной пошлины в бюджет муниципального образования «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья