ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-357/2013 от 15.10.2013 Пестяковского районного суда (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации   Дело №2-357/2013        

15 октября 2013 года                                                                пос.Пестяки

Пестяковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующей судьи Киселевой М.В.,

при секретаре Баусовой Л.А.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Прокудина М.С.,

представителя ответчика - Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» ФИО3,

представителя соответчика - Межрайонного отдела МВД РФ «<данные изъяты>» ФИО8,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Военного комиссариата <адрес> по Пестяковскому и Верхнеландеховскому районам ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 15 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Пункту полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>», МО МВД РФ «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» в виде необеспечения прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязании этого ПП обеспечить прибытие граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> района Ивановской области в интересах Российской Федерации обратился в Пестяковский районный суд с иском к Пункту полиции № (<адрес>), МО МВД РФ «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» по необеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязании этого ПП обеспечить прибытие вышеуказанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

В иске прокурор ссылался на то, что прокуратурой <адрес> в порядке надзора в период с 31 июля 2013 года по 21 августа 2013 года проведена проверка, направленная на выявление фактов уклонения граждан призывного возраста от мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В соответствии с требованиями ч.3 ст.26, ч.2 ст.31 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата, которые вручаются им по расписку. Прокуратурой установлено, что от получения повесток уклоняются четверо граждан, зарегистрированных на территории района, а именно ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, <данные изъяты> года рождения. В связи с невозможностью вручения данным лицам повесток Отдел Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам 17 апреля 2013 года направил в Пункт полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» четыре обращения об обеспечении прибытия перечисленных выше граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Эти обращения оставлены ПП № без исполнения. Ответы на них в Отдел Военного комиссариата подготовлены только 20.08.2013 года, в ходе прокурорской проверки. Прибытие названных лиц на мероприятия, связанные с призывом, сотрудниками ПП№ не обеспечено. Обязанность по розыску данной категории лиц на органы внутренних дел возложена ст.31 Федерального закона №53-ФЗ, совместным приказом Министра обороны №366, МВД России №789, ФМС России №197 от 10.09.2007 г., п.10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года №663, а также Указом Президента РФ от 0.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции», принятым в развитие ст.4 ФЗ «О полиции». Неисполнение ПП № обязанности по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, снижает уровень численности российской армии и защищенности страны, в связи с чем, прокурор обратился в интересах Российской Федерации с вышеуказанным иском.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Прокудин М.С. уточнил заявленные требования, ссылаясь на основания, указанные в иске. Просил суд признать незаконным бездействие Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» в виде необеспечения прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу по Обращениям Отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможность вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу» от 17 апреля 2013 года в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7; обязать Пункт полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» исполнить Обращения Отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможность вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу» в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, установив их местонахождение, обеспечив их прибытие на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Дополнил суду, что ПП № с апреля до августа 2013 года не рассматривал вышеуказанные обращения. После проведения прокуратурой района проверки по данному факту ПП № сделал формальные отписки по данным обращениям о том, что данные граждане не проживают по месту регистрации. Местонахождение этих лиц ПП № не было установлено, повестки им не были вручены, явка их в отдел Военкомата не была обеспечена, что указывает на бездействие ПП.

Представитель ответчика Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» ФИО3 исковые требования прокурора признала частично, обстоятельства, на которые он ссылается в подтверждение исковых требований, подтвердила. Пояснила суду, что в апреле 2013 года ПП № были получены обращения Отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам с просьбой обеспечить прибытие в данный отдел призывников ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, зарегистрированных на территории <адрес>. Данные обращения были оставлены ПП без внимания и не исполнены до 20 августа 2013 года по неизвестным ей причинам. После выявления прокурором неисполнения указанных выше Обращений ПП№ участковый ПП № выходил на место регистрации данных граждан, проводил опрос лиц, проживающих там. Поскольку данные граждане не проживают по месту регистрации, вручить им повестки для прибытия в военкомат не представилось возможным. В конце августа 2013 года ПП№ возвратил обращения в отношении указанных граждан в отдел Военкомата, не установив их местонахождение, не вручив повестки и не обеспечив их явку. Полагает, что ПП № не должен проводить розыск граждан по таким обращениям Военкомата, так как Законом «О полиции» это не предусмотрено. В связи с указанным, считает, что в части требований об обязании ПП№ обеспечить прибытие вышеуказанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, прокурору следует отказать.

Представитель Межрайонного отдела МВД РФ «<данные изъяты>» ФИО8 исковые требования прокурора не признала, полагая, что они незаконные. В обоснование своей позиции указала на то, что обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления. Такая обязанность на органы внутренних дел ФЗ «О полиции» не возложена, поэтому ПП № не обязан был исполнять Обращения отдела Военного комиссариата и предпринимать меры к розыску, вручению повесток гражданам, уклоняющимся от военной службы. Совместный приказ Министра обороны, МВД России, ФМС России от 10.09.2007 г. №366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности» подлежит исполнению в части, не противоречащей ФЗ «О полиции», что указано и разъяснениях МВД №133. Обязанности в области военного учета данным Законом на полицию не возложены.

Представитель отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам ФИО10 в судебном заседании поддержал требования прокурора и просил удовлетворить заявленные требования. Обстоятельства, на которые прокурор ссылается в обоснование иска, подтвердил. Дополнил суду, что на основании Указа Президента РФ от 29 марта 2013 года №302 «О призыве в апреле-июле 2013 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» отделом Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам проводились мероприятия, направленные на обеспечение явки в призывную комиссию граждан, в том числе ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, зарегистрированных на территории <адрес>. Отдел Военкомата принятыми мерами не смог вручить повестки данным лицам, в связи с чем, 17 апреля 2013 года с Обращениями «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия» Отдел обратился в ПП№ (<адрес>). Пунктом полиции № данные обращения были оставлены без исполнения. Только после окончания весеннего призыва и проведения прокурорской проверки по данному факту, во второй половине августа 2013 г. ПП№ вернул данные обращения, указав, что не смог обеспечить явку этих граждан, так как по месту регистрации эти граждане не проживают, вручить повестки им не представилось возможным. До настоящего времени военнообязанным ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 повестки не вручены, их местонахождение не установлено, явка их не обеспечена на мероприятия, связанные с военной службой. В связи с этим отдел Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес>м вновь направил в ПП № ФИО1 «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в ФИО1 комиссариата <адрес> по Пестяковскому и <адрес>м на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия» в отношении вышеуказанных лиц с приложением повесток.

Военный комиссариат <адрес> в отзыве от 1 октября 2013 г. поддержал заявленные требования прокурора <адрес>. В обоснование своей позиции ссылался на п.3 ст.4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», возлагающей на органы внутренних дел в пределах их компетенции обязанности направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения ФИО2 службы или военных сборов; на аб.2 п.2 ст.31 данного Закона, из которого следует, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. Во исполнение данного ФЗ в п.10 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» предусмотрено, что розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29 марта 2013 года №302 «О призыве в апреле-июле 2013 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» начальником отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам а адрес начальника ПП № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» 17 апреля 2013 года направлено четыре Обращения «Об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечении их прибытия на эти мероприятия» (далее Обращения).

Обращения направлялись в отношении четырех граждан: ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, зарегистрированных на территории <адрес>, которым отдел Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам принятыми мерами не смог вручить повестки о явке в отдел Военкомата.

В период весеннего призыва 2013 года (апрель-июль) вышеуказанные Обращения отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам находились в ПП № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» до августа 2013 года без рассмотрения и исполнения.

С 31 июля 2013 года по 21 августа 2013 года прокуратурой <адрес> проводилась проверка, направленная на выявление фактов уклонения граждан призывного возраста от мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В ходе данной проверки прокуратурой установлен факт неисполнения ПП № Обращений отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам от 17 апреля 2013 года.

Ответы на Обращения Военного комиссариата Ивановской от 17.04.2013 г. были оформлены ПП № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» 19 августа 2013 года в рапорте сотрудника ОВД. Согласно им, ПП № сообщил, что по месту регистрации данные граждане не проживают, бывают редко, адрес проживания неизвестен.

По вышеуказанным Обращениям ПП № не установлено местонахождение уклоняющихся призывников, явка их в отдел Военного комиссариата не была обеспечена. В связи с чем отдел Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам 9 октября 2013 года повторно направил в ПП № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» Обращения «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия» в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7

Согласно п.«м» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность.

В соответствии с ч.1 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Из п.3 ст.4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Пунктом 2 ст.31 вышеуказанного Закона определено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Из Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие ст.4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции», следует, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами (ч.1 п. «б»).

Согласно п.10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ №366, МВД РФ №789, ФМС РФ №197 от 10.09.2007 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по исполнению гражданами РФ воинской обязанности.

В п.п. «а», «б» пункта 5 указанной Инструкции установлено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия (п.п. «а»); направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате.

Учитывая вышеизложенное, на руководителей органов внутренних дел района, города и иного муниципального образования возложена обязанность по незамедлительному принятию всех необходимых мер к розыску граждан при получении письменных обращений военных комиссаров и в дальнейшем, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации принятию мер к обеспечению прибытия этих граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. После проведения указанных мероприятий руководители органов внутренних дел обязаны дать ответ на письменное обращение военных комиссаров о результатах проведенных ими мероприятий, связанных с розыском призывников, направить корешки врученных повесток.

Принимая во внимание вышеуказанное, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Межрайонного отдела МВД РФ «<данные изъяты>» ФИО8, что обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относятся к исключительным полномочиям военных комиссариатов, органов местного самоуправления, а не органов внутренних дел, ФЗ «О полиции» такая обязанность не предусмотрена, в связи с чем ПП № не обязан был исполнять обращения отдела Военного комиссариата, а приказ Министра обороны, МВД России, ФМС России от 10.09.2007 г. №366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности» подлежит исполнению в части, не противоречащей ФЗ «О полиции», и доводы представителя ПП № ФИО3, что розыск, вручение повесток гражданам, уклоняющимся от военной службы, обеспечение их явки не должны исполняться ОВД, суд признает несостоятельными.

Суд приходит к такому выводу исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов - Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 29.08.2013) «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Закона «О полиции», и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также ранее приведенных положений п. 3 ст. 4 и п. 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного ФИО1 военного комиссариата.

Невыполнение ПП № (<адрес>) вышеуказанных Обращений по обеспечению прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, снижает уровень численности российской армии и защищенности страны, нарушая права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> района Ивановской области в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Пункта полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» в виде необеспечения прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу по Обращениям Отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможность вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу» от 17 апреля 2013 года в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7

Обязать Пункт полиции № (<адрес>) МО МВД РФ «<данные изъяты>» исполнить Обращения Отдела Военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам «Об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможность вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес> районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу» в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, установив их местонахождение, обеспечив их прибытие на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:         подпись                 М.В.Киселева