Дело № 2-357/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Шамра А.Л.,
с участием прокурора Колесникова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2014 года в селе Кослан гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СГснаб» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и противодействия терроризму,
установил:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки в деятельности ООО «СГснаб» выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и противодействия терроризму, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности. В связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и противодействия терроризму.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования и доводы в его обоснование полностью поддержал, просил суд возложить на ответчика обязанность по обеспечению Усогорской газонаполнительной станции охраной государственной охранной структурой.
Представитель ООО «СГснаб» по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск прокурора признал, просил суд иск удовлетворить.
Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что на территории Удорского района осуществляет свою деятельность Удорская районная газовая служба ООО «СГснаб», расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно свидетельству о регистрации № в государственном реестре опасных производственных объектов, выданному ДД.ММ.ГГГГ Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Печорское управление Ростехнадзора), на территории Удорского района Республики Коми к категории опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «СГснаб», относятся: станция газонаполнительная в <адрес>), 6 резервуарных установок в <адрес>) и <адрес>). Все указанные опасные производственные объекты ООО «СГснаб» имеют III класс опасности.
Объект топливно-энергетического комплекса – Усогорская газонаполнительная станция (далее - ГНС) ООО «СГснаб» включен в Реестр опасных производственных объектов (потенциально опасных объектов) на территории Республики Коми, утвержденный распоряжением заместителя Главы Республики Коми - председателем Комиссии Правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 16 мая 2012 года № 12.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», положения которого направлены на обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к ликвидации последствий аварий.
Положения Федерального закона «О промышленной безопасности» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Статьей 2 указанного Федерального закона к опасным производственным объектам отнесены предприятия, участки, площадки, иные производственные объекты, на которых, в том числе, хранятся и транспортируются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Объекты данной категории подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят, кроме прочего, объекты газовой промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам (пункт 21 Перечня объектов, подлежащих государственной охране).
Указанные объекты подлежат государственной охране, организация которой, в соответствии с подпунктом 22 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248, относится к полномочиям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Охрана данных объектов подлежит осуществлению в соответствии с требованиями руководящего документа Министерства внутренних дел Российской Федерации «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации 06.11.2002 (далее -РД 78.36.003-2002).
Пунктом 2.1. РД 78.36.003-2002 под термином «объект повышенной опасности» понимается объект, на котором используют, хранят или транспортируют взрыво- или пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
В зависимости от значимости и концентрации ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: AI и АИ, Б1 и БИ (п. 3.1. РД 78.36.003-2002).
К объектам подгруппы AI отнесены объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, включенные в Перечень объектов подлежащих государственной охране согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587 (п. 3.1.1. РД 78.36.003-2002).
Аналогичные положения содержит п. 2.1.1 рекомендаций РД 78.36.006-2005, утвержденных Министерством внутренних дел Российской Федерации 21.12.2004 «Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов».
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, объекты газовой промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, по причине обеспечения безопасности их функционирования, предусматривающего особый уровень обеспечения охраны таких объектов, в обязательном порядке подлежат охране государственными охранными структурами.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в Российской Федерации действует общегосударственная система противодействия терроризму, представляющая собой совокупность субъектов противодействия терроризму и их деятельность по предупреждению (профилактике) и пресечению террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористической защищенностью объекта (территории) признается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Частью 3.1. статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» закреплена обязанность юридических лиц по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в каждом субъекте Российской Федерации образованы антитеррористические комиссии, в том числе, согласно Указу Главы Республики Коми от 05.09.2006 № 110 - антитеррористическая комиссия в Республике Коми, одной из главных целей которой является участие в профилактике проявлений терроризма.
Во исполнение требований федерального законодательства, направленного на профилактику проявлений терроризма, решением антитеррористической комиссии в Республике Коми от 28.06.2007 (протокол № 2) утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищённости потенциально опасных объектов (далее - Перечень).
Согласно данному Перечню к критически важным, потенциально опасным объектам предъявляются минимальные обязательные требования по обеспечению антитеррористической защищённости, такие как наличие охранно-режимных мер и инженерно-технических сооружений, обеспечивающих защиту от несанкционированного проникновения на объект посторонних лиц и транспортных средств, в том числе организация контрольно-пропускного и внутриобъектового режима с контролем пребывания и системой ограничения доступа; инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действиям в условиях террористической угрозы; наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирования правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы; наличие систем громкоговорящей связи.
В результате проведенной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверки и ДД.ММ.ГГГГ дополнительной проверки Усогорской газонаполнительной станции ООО «СГснаб», выявлен ряд нарушений вышеуказанных требований законодательства, направленного на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, из которых на момент рассмотрения дела не устранено отсутствие охраны объекта государственной охранной структурой.
Неисполнение ответчиком требований в сфере противодействия терроризму в части ненадлежащего обеспечения уровня антитеррористической защищенности Усогорской газонаполнительной станции нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, что нарушает права неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности. Бездействие и непринятие ООО «СГснаб» действенных мер по обеспечению надлежащего уровня промышленной безопасности влекут нарушение конституционных прав работников опасного производственного объекта и иных лиц, круг которых не определен.
Выявленные в ходе проверки нарушения антитеррористической защищённости опасного производственного объекта свидетельствуют о наличии реальной угрозы совершения акта незаконного вмешательства и могут привести к беспрепятственному несанкционированному проникновению на территорию Усогорской газонаполнительной станции ООО «СГснаб» посторонних лиц, в том числе вынашивающих экстремистские намерения и совершению диверсионно-террористических актов.
Согласно статье 173 ГПК РФ если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Уполномоченным представителем ответчика представлено в суд письменное заявление, в котором он признает иск. Обстоятельств, препятствующих принятию судом признания ответчиком иска, предусмотренных частью 2 статьи 39 ГПК РФ, не имеется.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статьям 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором исковые требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку приведенные нарушения действующего законодательства несут угрозу неопределенному кругу лиц и имеют актуальность в свете противодействия терроризму, установление какого-либо срока для выполнения мероприятий невозможно, а нарушения законодательства должны быть устранены по вступлению решения суда в законную силу.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СГснаб» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и противодействия терроризму, удовлетворить.
Обязать ООО «СГснаб» обеспечить Усогорскую газонаполнительную станцию охраной государственной охранной структурой.
Взыскать с ООО «СГснаб» в доход бюджета муниципального образования МР «Удорский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий