РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием старшего помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Борняковой О.Н., представителя истца администрации Слюдянского городского поселения ФИО1, действующей на основании доверенности № *** от "ДАТА", законных представителей ответчиков - ФИО2, ФИО3, действующих в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-357/2018 по исковому заявлению администрации Слюдянского городского поселения к А., Б., В. в лице законных представителей ФИО2, ФИО3 о выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований указано, что собственниками квартиры "АДРЕС" являются А., Б., В..
В соответствии с заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом, расположенный по адресу: "АДРЕС" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлению Правительства Иркутской области «Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах» многоквартирный дом "АДРЕС", включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу.
По общему правилу жилищные права собственника такого жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Для переселения в другое жилое помещение законный представитель ответчиков ФИО2 была уведомлена, что в счет возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение администрация города готова предоставить равнозначную квартиру по адресу: "АДРЕС".
Квартиру "АДРЕС" ответчики до настоящего времени не освободили.
На основании статей 32, 85, 86 Жилищного кодекса РФ администрация Слюдянского городского поселения просила выселить А., Б., В., из жилого помещения по адресу: "АДРЕС", с предоставлением жилого помещения по адресу: "АДРЕС", прекратить право общей долевой собственности (доля в праве "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ") А., Б., В. на изымаемое жилое помещение, признать право общей долевой собственности (доля в праве "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ") А., Б., В. на квартиру "АДРЕС".
В судебном заседании представитель истца администрации Слюдянского городского поселения ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что с собственниками жилого помещения в лице их законных представителей соглашения о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого достигнуть не удалось. Законным представителям ответчиков в устном порядке было предложено переселиться в жилое помещение, расположенное по адресу: "АДРЕС", однако они отказались это сделать. В связи с изъятием жилого помещения, выкупную цену ответчики получат меньше, чем стоимость данного жилья в г.Слюдянка, пригодного для проживания. Реконструкция аварийного жилья невозможна. Поэтому полагала, что к настоящим правоотношениям применимы нормы статей 85, 86 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу ответчики подлежат выселению с предоставлением иного жилого помещения.
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В. в иске просила отказать, после чего покинула зал судебного заседания.
ФИО3, действующий в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В. в иске просил отказать, поскольку многоквартирный дом не является аварийным, обследование жилого дома фактически не проводилось. На средства материнского капитала в доме была произведена реконструкция. Администрацией в 2015 году было выдано разрешение на реконструкцию на основании проекта. Дом не является многоквартирным, а является индивидуальным жилым домом. Однако жилое помещение не введено в эксплуатацию из-за ужесточения норм закона. Требование о сносе дома, постановление об изъятии недвижимого имущества он и ФИО2 как законные представители детей не получали. Между администрацией поселения и ним, а также ФИО2 как законными представителями собственников соглашения о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, не достигнуто. Органы опеки, пенсионный фонд не давали согласие на выселение детей, изъятие жилого помещения.
Выслушав пояснения представителя истца, законных представителей несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, действующих в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В., заключение старшего помощника прокурора Слюдянского района Борняковой О.Н., полагавшей необходимым исковые требования оставить без удовлетворения, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Конституционное право граждан РФ на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (части 1,2 ст.1 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно ч.5 ст.37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Собственниками жилого помещения-квартиры, расположенной по адресу: "АДРЕС", площадью 31,1 кв.м. являются несовершеннолетние Б., "ДАТА" рождения, А., "ДАТА" рождения, В., "ДАТА" рождения, доля в праве каждого "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", что следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "ДАТА" (л.д.6).
ФИО3 является отцом, а ФИО2 матерью несовершеннолетних Б., "ДАТА" рождения, А., "ДАТА" рождения, В., "ДАТА" рождения, что следует из свидетельств о рождении № ***, № ***, № *** (л.д.42-44).
Собственником квартиры, расположенной по адресу: "АДРЕС" является Слюдянское муниципальное образование, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от "ДАТА" (л.д.7).
Заключением межведомственной комиссии № *** от "ДАТА" по результатам рассмотренного документа – Техпаспорта многоквартирного жилого дома, и на основании Акта обследования многоквартирного жилого дома от "ДАТА" вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.9-12).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013г. № 199-пп была утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». В Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в рамках программы, был включен многоквартирный жилой дом "АДРЕС" (л.д.13-21).
Постановлением главы Слюдянского муниципального образования от "ДАТА"№ *** на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом общей площадью 61,6 кв.м., кадастровый № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС". Постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в срок до "ДАТА" (л.д.8).
Из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом ВС РФ "ДАТА" следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу в многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно пп.и п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше Законом на переселение граждан в рамках адресной программы области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная позиция следует из Определения Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 18-КГ12-88.
Как указано в вышеуказанном "Обзоре судебной практики… ", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Вместе с тем требование о сносе многоквартирного дома, решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд ответчики не получали, доказательств обратного, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом суду не представлено.
Данных о том, что собственникам в лице их законных представителей было предложено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, либо выплата выкупной цены изымаемой квартиры, материалы дела не содержат.
Из пояснений представителя истца следовало, что с законными представителями собственников соглашения о предоставлении иного жилья, взамен изымаемого, достигнуть не удалось.
Таким образом, поскольку между органом местного самоуправления и законными представителями собственников ФИО2, ФИО3 не было достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, то исковые требования администрации Слюдянского городского поселения о выселении ответчиков из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности являются необоснованными.
Ссылка представителя истца на положения статей 85,86 ЖК РФ также несостоятельны, так как в порядке, установленном вышеуказанными статьями, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма. В связи с чем, указанные нормы права не подлежат применению при рассмотрении спора о выселении собственников подлежащего сносу жилого помещения.
Доводы законного представителя ФИО3 действующего в интересах несовершеннолетних детей А., Б., В. о незаконности заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу обоснованными не являются, так как в настоящее время данное заключение незаконным не признано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Слюдянского городского поселения к А., Б., В. в лице законных представителей ФИО2, ФИО3 о выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 11 мая 2018 года 16 часов 00 минут.
Судья: