89RS0007-01-2021-000813-91
Дело № 2-357/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 18 мая 2021 года
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Козловой М.В.,
при секретаре судебного заседания Легостаевой А.П.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика - Управления социальной политики администрации Пуровского района ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению социальной политики администрации Пуровского района об установлении факта приобретения гражданства, признании права на получение материнского (семейного) капитала, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно спора, - Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Пуровский районный суд с названным иском к Управлению социальной политики администрации Пуровского района, указав следующее. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени ФИО3 зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес> До этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована в <адрес>, по разрешению на временное проживание, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по виду на жительство. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является гражданкой РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец родила третьего ребенка - дочь ФИО1, в связи с чем, приобрела право на получение материнского (семейного) капитала по закону Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе». Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики администрации Пуровского района ФИО3 отказано в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал, из-за отсутствия гражданства РФ на дату рождения третьего ребенка. Полагая такой отказ Управлениея социальной политики администрации Пуровского района необоснованным, ФИО3 просила суд установить факт приобретения ею гражданства Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал в соответствии с Законом ЯНАО «О материнском (семейном) капитале в ЯНАО» от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО, в связи с рождением третьего ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям. Дополнительно ФИО3 суду пояснила о том, что на территории ЯНАО проживает с 2010 года, что подтверждается свидетельством о постановке ее на учет в налоговом органе. Муж истца - ФИО2 является гражданином РФ, со школы проживает в пгт Уренгой со своими родителями. После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка. По этой причине заниматься оформлением гражданства РФ у нее не было возможности. После рождения второго ребенка ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 решила остаться проживать на территории РФ, и оформила разрешение на временное проживание. Затем она получила вид на жительство, и ДД.ММ.ГГГГ приобрела гражданство РФ. В настоящее время все дети ФИО3 являются гражданами РФ.
Представитель ответчика - Управления социальной политики администрации Пуровского района ФИО7 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в отзыве на иск. Дополнительно ФИО7 суду пояснил, что для получения права на материнский (семейный) капитал по закону Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе», истец должна была в течение не менее одного года, предшествующего рождению третьего ребенка, постоянно проживать на территории ЯНАО, имея гражданство РФ. Однако до ДД.ММ.ГГГГ истец являлась гражданкой Таджикистана. Гражданство РФ ФИО3 приобрела за день до рождения третьего ребенка. Кроме этого, истцом документально не подтвержден факт постоянного проживания на территории ЯНАО не менее года до рождения третьего ребенка, поскольку вид на жительство она получила ДД.ММ.ГГГГ, а разрешение на временное проживание в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждает только факт временного проживания истца на территории ЯНАО.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ при надлежащем извещении своего представителя не направил. Директор Департамента социальной защиты ЯНАО ФИО8 направила суду возражение на исковое заявление ФИО3, где приведены доводы, аналогичные тем, которые приведены представителем Управления социальной политики администрации Пуровского района ФИО7
В соответствии с ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Департамента социальной защиты населения <адрес>.
Заслушав доводы истца ФИО3, мнение представителя ответчика - Управления социальной политики администрации Пуровского района ФИО7, с учетом возражений представителя третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. По правилам, изложенным в ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения истцом в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенных в указанной правовой норме не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
Вместе с тем, факт приобретения гражданства Российской Федерации гражданином другого государства не может быть установлен в судебном порядке, поскольку он подлежит установлению в ином порядке, предусмотренном законом (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-Г07-50).
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других федеральных законах, а также законах и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу ст. 26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе» право на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка и последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, имеющих гражданство Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее одного года.
Право на материнский (семейный) капитал у лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО, возникает при условии постоянного проживания на территории автономного округа на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал. Условие постоянного проживания на территории автономного округа не менее одного года, указанное в ч. 1 названной статьи, определяется на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал (ч. 8 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО).
В соответствии со ст.ст. 3, 4 Закона №З-ЗАО, п.п. 3, 5 Порядка выдачи свидетельства на материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ№-П, решение вопроса о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал или об отказе в его выдаче находится в компетенции органа социальной защиты населения муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по месту жительства граждан, претендующих на получение свидетельства.
Для получения свидетельства на материнский (семейный) капитал необходимо подать заявление, документы, удостоверяющие личность, место постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа лица, имеющего право на материнский (семейный) капитал.
Согласно перечню документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-П, документами, в соответствии с которыми имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являются: а) паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства; б) свидетельство о регистрации по месту жительства; в) свидетельство о регистрации по месту пребывания при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа; г) судебное решение, устанавливающее факт постоянного проживания; д) адресная справка о регистрации гражданина по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выданная территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Разрешая по существу заявленные ФИО3 требования о признании права на материнский (семейный) капитал, суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, гражданин России, и ФИО3, гражданка Таджикистана, заключили брак в отделе загс Пурского района службы загс ЯНАО пгт Уренгой, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака истец оставила свою фамилию - ФИО3.
Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По данным свидетельства о рождении, серии АА №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, сын истца - ФИО4 родился <адрес> Республики Таджикистан. При этом в свидетельстве о рождении проставлен штамп о приобретении ФИО4 гражданства Российской Федерации по п. «а» ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - в связи с наличием гражданства РФ у одного родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации (решение УФМС РФ по ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ).
Второй и третий ребенок истца - дочери ФИО5 и ФИО1 родились у истца ФИО3 в <адрес>.
В свидетельстве о рождении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I-ПК №, выданном отделом загс Пуровского района службы загс ЯНАО пгт Уренгой, проставлен штамп о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по п. «в» ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - как родившейся на территории РФ, один из родителей которой является гражданином РФ (решение ТП УФМС РФ по ЯНАО в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Третий ребенок истца - ФИО1 приобрела гражданство Российской Федерации по рождению, поскольку оба ее родителя имеют гражданство Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», решение ОВМ в пос. Уренгой ОМВД России по Пуровскому району № от ДД.ММ.ГГГГ), о чем проставлен штамп в свидетельстве о рождении, серии I-ПК №, выданном отделом загс Пуровского района службы загс ЯНАО пгт Уренгой.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики администрации Пуровского района истцу ФИО3 и ее мужу ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи №. Удостоверение действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из штампа в паспорте гражданина Российской Федерации, ФИО3 значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой, выданной ООО «АССА» от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается факт регистрации по месту жительства по указанному адресу совместно с истцом ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ членов ее семьи - мужа ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО9, 19.10.20212 года рождения, дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также родителей мужа - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сведения о регистрации ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> содержатся в свидетельстве о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном ОП пос. Уренгой ОМВД России по Пуровскому району.
В феврале 2021 года истец обратилась в Управление социальной политики администрации Пуровского района с заявлением о выдаче ей свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка - ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики администрации Пуровского района было принято решение об отказе истцу ФИО3 в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал по Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе».
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной политики администрации Пуровского района известило истца о том, что причина отказа в выдаче ей свидетельства на материнский (семейный) капитал заключается в том, что на дату рождения третьего ребенка - ДД.ММ.ГГГГ, она являлась гражданкой иностранного государства.
Фактически, как следует из решения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приняла гражданство Российской Федерации на основании п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Аналогичные сведения содержатся в справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной истцу ОВМ (с дислокацией пгт Уренгой) ОМВД России по Пуровскому району.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, когда родился третий ребенок - ФИО1, истец ФИО3 являлась гражданкой Российской Федерации, и судебного решения для установления указанного факта не требуется.
Вместе с тем, одним из условий для возникновения права на материнский (семейный) капитал по Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе», является факт постоянного проживания заявителя на территории автономного округа на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право.
Согласно представленным истцом справкам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с сентября 2016 года по настоящее время, дочь ФИО3 - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, посещает МБ ДОУ «Детский сад «Солнышко» в пгт Уренгой.
Как указано в карте профилактических прививок, сын истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, принят на учет в филиале «Уренгойская участковая больница» ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ. В период с 2013 по 2019 г.г. ему были проставлены прививки против кори, паритита, краснухи, гепатита «В», туберкулеза.
По данным справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОВМ (с дислокацией пгт Уренгой) ОМВД России по Пуровскому району, гражданка Таджикистана ФИО3, была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> ЯНАО, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разрешению на временное проживание на территории Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по виду на жительство в Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как указано в абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
В силу абз. 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на материнский (семейный) капитал на ее территории иностранным гражданином является получение им в установленном порядке вида на жительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Несоблюдение данного требования является административным правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (ч. 2 ст. 15).
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен перечень документов, которые предъявляются постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином при подаче заявления о регистрации по месту жительства: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Исходя из содержания вышеуказанных норм права, регистрация иностранных граждан по месту жительства производится как в отношении постоянно проживающих, так и в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и направлена на их миграционный учет.
Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту жительства в Российской Федерации свидетельствует об их постоянном проживании в Российской Федерации только при наличии вида на жительство.
С учетом этого, с момента прибытия на территорию Российской Федерации и до получения вида на жительство истец ФИО3 имела статус временно проживающего иностранного гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Судом установлено, что ФИО3 являлась гражданкой Республики Таджикистан, прибыла на территорию Российской Федерации в 2010 году, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ имела разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. У ФИО3 имелась возможность получить вид на жительство в РФ с июля 2015 года. Однако вид на жительство ФИО3 получен только ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ).
Изучив содержание представленных истцом документов, суд приходит к выводу о том, что право на постоянное проживание на территории РФ у ФИО3 возникло только ДД.ММ.ГГГГ. Третий ребенок у истца - дочь ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО3 постоянно проживала в течение менее одного года, предшествующего рождению третьего ребенка, а именно 8 мес. 05 дн.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что судом не установлен факт постоянного проживания ФИО3 на территории ЯНАО в течение года, предшествующего рождению третьего ребенка ФИО1, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 об установлении факта приобретения гражданства РФ с ДД.ММ.ГГГГ и признании права на получение свидетельства на материнский семейный капитал в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе» в связи с рождением третьего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказать
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.В. Козлова