Дело №2-358(2016)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2016 года г. Красноармейск
Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Беликова О.В.,
при секретаре Загородней Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда России в Красноармейском районе о признании незаконным решения от 29.12.2015 года № об отказе в срочной пенсионной выплате средств пенсионных накоплений; обязании ответчика произвести ему срочную пенсионную выплату средств пенсионных накоплений,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от 29.12.2015 года № об отказе в срочной пенсионной выплате средств пенсионных накоплений; обязании ответчика произвести ему срочную пенсионную выплату средств пенсионных накоплений, указав, что 02 декабря 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о срочной пенсионной выплате ему средств от добровольных взносов в участии Государственной Программы софинансирования. Решением от 29 декабря 2015 года № начальника УПФР в Красноармейском районе Саратовской области ФИО2 в выплате ему было отказано. Обжалуемое решение незаконно и нарушает его права на получение выплаты, так как в соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № З60-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» изложено, что застрахованное лицо в праве по своему выбору, получить указанные средства в виде Срочной пенсионной, выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 Месяцев (10 лет) со дня её назначения. Срочная выплата может быть назначена по заявлению с указанием определенного срока (в его заявлении указан срок через 12 месяцев или 1 год), в течение которого заявитель желает получить свои средства. Эта выплата может производиться только за счет средств, поступивших в добровольном порядке и доходов от их инвестирования. УПФР в Красноармейском районе Саратовской области незаконно назначили ему как участнику Государственной Программы софинансирования единовременную выплату средств пенсионных накоплений, ссылаясь на Федеральный закон от 30.11.2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет пенсионных накоплений», согласно ст.4 которого лица формируют пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию, а не дополнительные добровольно перечисленные взносы на софинансирование при возникновении у них права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно). В этой статье не упомянуты лица, участвующие в государственной Программе софинансирования. Программа предполагает ежегодные на протяжении десяти лет (не менее 10 лет) добровольные взносы от 2000 рублей до 12000 рублей, но не более. Если определять процент отношения дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию по софинансированию к страховой пенсии по старости пенсионера ему, то это отношение составляет более 17%, вместо указанных 5%. В соответствии с пунктом 1, ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424 «О накопительной пенсии» если размер пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, размера накопительной пенсии, застрахованные лица, указанные в статье 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № З60-ФЗ имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. Названная статья не имеет отношения к добровольно перечисленным взносам личных денежных средств лиц, вступивших в государственную Программу софинансирования. Принятое без его согласия решение УПФР в Красноармейском районе Саратовской области о назначении ему Единовременной выплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, является нарушением действующего законодательства и его прав как пенсионера и неприменимо к участнику государственной Программы.
В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования поддержал и дал показания, полностью соответствующие тексту искового заявления, дополнив, что он в течение 3-х лет является участником государственной программы софинансирования и неоднократно обращался с заявлениями в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе о выплате ему средств пенсионных накоплений именно в виде единовременной выплаты, на протяжении 3-х лет ему выплачивались суммы Единовременных выплат по его заявлению. 22 июля 2015 года он также подал заявление о выплате средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, так как не знал, что имеет право на Срочную пенсионную выплату, его заявление было рассмотрено ответчиком и 11.08.2015 года вынесено решение о назначении ему единовременной выплаты. Срок выплаты истекает в конце ноября 2016 года, однако, в связи с изменениями в законе №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 21.07.2014 года он опасается, что в выплате средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты ему будет отказано, так как теперь на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты он вправе обратиться только через 5 лет со дня предыдущего обращения за выплатой средств в виде единовременной выплаты. Он знал порядок оформления заявления на специальном бланке и порядок подачи его в окно для приема посетителей в ГУ УПФ РФ, но 25.11.2015 года написал заявление в произвольной форме, в котором просил его денежные средства по программе государственного софинансирования выплатить ему уже в виде срочной выплаты и оставил данное заявление в приемной начальника ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе. На поданное им заявление он получил ответ начальника ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе, в котором ему разъяснялось, что оснований для осуществления срочной пенсионной выплаты средств пенсионных накоплений не имеется, так как ему по его заявлению была уже назначена выплата средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, с данным ответом он не согласен.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований истца отказать, показав, что истец заявляет требование о признании незаконным решения от 29.12.2015 года № об отказе в срочной пенсионной выплате средств пенсионных накоплений, считая, что ему неправомерно была назначена единовременная выплата средств пенсионных накоплений, а должна быть назначена срочная пенсионная выплата за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов на софинансирование, формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования. Однако заявление о назначении срочной пенсионной выплаты истец не подавал. «Решение», которое оспаривает истец, ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе не принималось, поскольку это лишь официальный ответ руководителя ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе на его письменное обращение. ФИО1 22.07.2015 года было подано заявление о выплате средств пенсионных накоплений именно в виде единовременной выплаты. Средства пенсионных накоплений, имеющиеся на лицевом счете застрахованного лица были единовременно выплачены в полном объеме в сумме (информация скрыта). В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» осуществляются следующие виды выплат: Единовременная выплата средств пенсионных накоплений; Срочная пенсионная выплата; Накопительная пенсия. В соответствии со ст.2 Федерального закона №360-ФЗ, застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 указанного федерального закона, если размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера пенсии пенсионера с учетом фиксированной выплаты, повышений фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии, то пенсионеру выплачиваются средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты. Размер накопительной пенсии определяется в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 424-ФЗ. Истцу был произведен расчет его накопительной пенсии, который составил (информация скрыта), что составляет всего 0,7% от общей суммы пенсии истца. ФИО1 в течение трех лет подряд получал средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты (2013-2015 г.). Истец мог бы воспользоваться своим правом на установление срочной пенсионной выплаты, если бы размер накопительной пенсии в случае ее назначения на дату обращения за срочной пенсионной выплатой составил бы 5% и более по отношению к сумме размера пенсии пенсионера с учетом фиксированной выплаты, повышений фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии.
Согласно ст.5 Федерального закона №360-ФЗ размер срочной пенсионной выплаты определяется по формуле: СП=ПН/Т, где СП - размер срочной пенсионной выплаты; ПН - сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет соответствующих взносов; Т - количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).
Пункт 2 ст. 5 указанного закона гласит, что установление и выплата, в том числе доставка, срочной пенсионной выплаты производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», то есть указанная выплата выплачивается ежемесячно в течение не менее чем 120 месяцев, а не как указывает в исковом заявлении истец, «через 12 месяцев или 1 год».
Также Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» не определяет порядок выплаты средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, а только определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Согласно пунктам 2,3 ст.12 Федерального закона № 56-ФЗ Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2000 рублей».
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела суд полагает необходимым в удовлетворении искового заявления отказать по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений; 2) срочная пенсионная выплата; 3) накопительная часть трудовой пенсии по старости; 4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Согласно части третьей статьи 3 указанного Федерального закона застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с частью первой и второй статьи 5 указанного Федерального закона срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Установление и выплата, в том числе доставка, срочной пенсионной выплаты производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для трудовых пенсий по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 6 указанного Федерального закона источником финансового обеспечения срочной пенсионной выплаты являются средства пенсионных накоплений, сформированные за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся получателем трудовой пенсии по старости, в целях уплаты дополнительных страховых взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, обратился с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, что подтверждается заявлением ФИО1 поданным в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе и подписанным собственноручно, и не сопаривалось в судебном заседании сторонами.
Заявление ФИО1 согласно расписке-уведомлению о регистрации было зарегистрировано в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе.
В течение 3 лет с 2013 по 2015 годы ФИО1, перечислял Пенсионному фонду РФ добровольные страховые взносы, подтверждая свое требование о выплате средств пенсионных накоплений именно в форме Единовременной выплаты, и на его пенсионный индивидуальный лицевой счет за счет государственного софинансирования за 2015 год перечислена сумма (информация скрыта), что не отрицалось истцом в судебном заседании.
Указанные сведения о суммах пенсионных накоплений содержит сопроводительная ведомость и выписка с индивидуального лицевого счета ФИО1
После написания заявления в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе о Единовременной выплате средств пенсионных накоплений истец, не дождавшись соответствующей выплаты в ноябре 2016 года либо отказа в выплате, обратился с заявлением не по установленной форме, адресуя его не в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе, а лично начальнику ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе ФИО2, в котором просил о выплате ему денежных средств направленных по программе Государственного софинансирования ежегодно в виде срочной выплаты (л.д. 10).
На данное обращение ему был дан ответ, согласно которому он является получателем досрочной страховой пенсии по старости и уже обратился 22.07.2015 года с заявлением об установлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. При этом, размер его накопительной пенсии с учетом его пенсионных накоплений составил (информация скрыта), что составляет 0,7% от общей суммы его пенсии включая и накопительную, поэтому оснований для осуществления срочной пенсионной выплаты не имеется. Изменение порядка осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений возможно не иначе как путем внесения изменений в Закон №360-ФЗ (л.д.6).
Как следует из вышеперечисленных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 года N360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", гражданин имеет право на установление срочной пенсионной выплаты, если у него возникло право на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) и его пенсионные накопления сформированы, в том числе за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть.
Других требований, в том числе к размеру накопительной части трудовой пенсии, ее соотношению с размером трудовой пенсии по старости, вышеуказанным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрено.
Статьей 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 360 - ФЗ "О порядке
финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", на которую ссылается ответчик, регулируется осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. В этом случае условием такой выплаты является то, что размер накопительной части трудовой пенсии по старости должен составлять 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 30.11.2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц; лицам, получающим трудовую пенсию но инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, по достижении возраста, указанного в п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части),рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.01.2001 года - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости ( в т.ч. досрочной).
В соответствии со ст.5 ФЗ № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии, по старости (в том числе досрочной). Продолжительность срочной пенсионной выплаты не может быть менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения.
При этом срочная пенсионная выплата при соблюдении всех условий, предусмотренных нормативно-правовыми актами, в случае наличия права на срочную пенсионную выплату может быть установлена получателям трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.7, 27, 27.1, 28 и 28.1 федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно правилам осуществления единовременной выплаты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 года №1048 единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Застрахованное лицо вправе лично обратиться в фонд за единовременной выплатой путем подачи заявления о единовременной выплате (далее - заявление) по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, либо направить заявление по почте. При этом, днем обращения за единовременной выплатой считается дата приема фондом заявления и документов, а при их направлении по почте - дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец первоначально уже ранее обратился с требованиями об осуществлении единовременной выплаты средств
пенсионных накоплений.
При этом, закон №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» №56-ФЗ, не предусматривают возможность изменения порядка осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании сам истец, ему были известны порядок подачи и форма составления заявления о выплатах счет средств пенсионных накоплений, однако заявление о срочной выплате им было составлено в произвольной форме и оставлено в приемной начальника ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе.
В силу пунктов 1 и 2 ст.4 Федерального закона от 30.04.2008 года №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", на положение которого ссылался в исковом заявлении истец, заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию должно быть подано по Форме, соответствующей инструкции по его заполнению, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.4 вышеуказанного закона в случае, если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения.
Таким образом, ответ начальника ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе ФИО2, данный в форме разъяснения, не нарушает прав ФИО1, поскольку по форме не является официальным решением органа ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе об отказе истцу в рассмотрении его заявления.
Помимо этого, истец, по его утверждению в судебном заседании, пока еще не получил решение об отказе ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе в единовременной выплате средств пенсионных накоплений по ранее поданному им заявлению, в связи с чем в настоящее время право истца признаваться нарушенным не может.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда России в Красноармейском районе о признании незаконным решения от 29.12.2015 года № об отказе в срочной пенсионной выплате средств пенсионных накоплений; обязании ответчика произвести ему срочную пенсионную выплату средств пенсионных накоплений, отказать.
Решение может быть обжалован в Саратовский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В.Беликов