Ижемский районный суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ижемский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-358/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года с. Ижма
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
при секретаре Истоминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене Решения Совета муниципального района « Ижемский» от 20 сентября 2010 года « Об инициативе по проведению местного референдума» вследствие его незаконности, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением утверждая, что 20 сентября 2010 года Совет МР « Ижемский» рассмотрел вопрос «Об инициативе по проведению местного референдума». Совет признал вопрос « Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района «Ижемский» избирался на муниципальных выборах и возглавлял администрацию района?» не соответствующим требованиям пунктов 6 и 7 ст.12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данное Решение незаконно, оно нарушает его права, предусмотренные п.2 ст.32 Конституции РФ, которая гласит: « Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Решение Совета незаконно по следующим основаниям:
1.Вопрос референдума не противоречит законодательству Российской Федерации, ни законодательству Республики Коми. При обсуждении этого вопроса повестки дня никто не привел ни одной статьи какого-либо закона, которому противоречит вопрос референдума. Вопрос соответствует всем статьям Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе и пункту 6 ст. 12 Закона, а также соответствует Уставу района.
2.Вопрос референдума соответствует и пункту 7 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ, так как исключена возможность его множественного толкования, на этот вопрос можно дать только однозначный ответ. В случае ответа «да» глава района- руководитель администрации выбирается на муниципальных выборах, то есть Устав района остается без изменений, а в случае ответа «нет», по инициативе районной администрации, предложившей изменить Устав района в мае этого года, Совет района будет вправе заменить выборы на назначение. Здесь исключается неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
3.Что касается вывода, приведенного в пояснительной записке проекта решения: « нормы Устава не нуждаются в дополнительном подтверждении, в том числе путем проведения референдума», этот вывод противоречит п.2 ст.15 Федерального закона № 67- ФЗ, который гласит, что «Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающем возможность проведения референдума по данному вопросу».
Просит суд отменить решение Совета муниципального района «Ижемский» от 20 сентября 2010 года как незаконное.
Совет муниципального района « Ижемский» направил в суд отзыв на заявление ФИО1, из которого следует что решение Совета является обоснованным и законным по следующим основаниям.
Вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, не соответствует требованию п.7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, согласно которому вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Вместе с тем дать однозначный ответ на поставленный вопрос представляется невозможным на основании следующего.
В соответствии с ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 год № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования при избрании на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Поэтому если предположить, что население района при обсуждении данного вопроса выскажется за избрание Главы муниципального района на муниципальных выборах, то мнения о том, будет ли он возглавлять местную администрацию или являться председателем представительного органа могут разделиться.
Соблюдение требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ в части того, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, при анализе вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, также невозможно в силу следующего.
Частью 2 статьи 34 Устава муниципального района «Ижемский» определено, что Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию муниципального района.
Вынесение на обсуждение на местном референдуме поставленного вопроса может повлечь за собой правовую неопределенность, поскольку решение, принятое по результатам местного референдума по своей юридической силе равнозначно Уставу муниципального образования и не является безусловным основанием к его изменению ( часть 2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ). В результате возникнет правовая коллизия, когда будут существовать два акта высшей юридической силы, которые будут регулировать идентичные правоотношения.
Таким образом, внесение на референдум вопроса, предложенного инициативной группой, спровоцирует возникновение нескольких вариантов толкования этой нормы участниками референдума при голосовании, что недопустимо.
Кроме того, пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено, что вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Однако, по своей сути предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос предполагает реализацию права выбора за население Ижемского района положения, согласно которому Глава муниципального района «Ижемский» избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию муниципального района, что ограничивает право выбора населением законодательно закрепленного положения, согласно которому Глава муниципального района «Ижемский», в том числе может избираться на муниципальных выборах и являться председателем представительного органа.
Кроме того, полагает, что решение Совета не нарушает права и свободы ФИО1.
В защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ с заявлениями могут обращаться кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные объединения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели.
Каждый из названных субъектов может обратиться в суд при определенных условиях в зависимости от характера правового интереса, статуса и компенсации.
Так, гражданин может это сделать только при нарушении непосредственно его субъективных прав
В соответствие со ст. 247 ГПК РФ в заявлении гражданина должно быть указано, какие решения, действия ( бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями ( бездействием).
Решение Совета МР « Ижемский» от 20.09.2010 года не нарушает права гражданина ФИО1 на участие в референдуме. В тексте решения нет ни одного упоминания об ущемлении или нарушении прав ФИО1.
В связи с вышеизложенным, просят суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом, уважительность причины неявки в суд не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В судебном заседании заместитель председателя Совета муниципального района « Ижемский» ФИО2 суду пояснил, что группа граждан, в которую входит и заявитель ФИО1, обратилась в избирательную комиссию Ижемского района для регистрации инициативной группы для выдвижения инициативы проведения референдума. Ими был поставлен вопрос, подлежащий вынесению на референдум: « Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района « Ижемский» избирался на муниципальных выборах и возглавлял администрацию района?». Данное обращение избирательной комиссией было передано Совету района « Ижемский» на обсуждение. Председателем Совета был подготовлен проект решения и к нему прилагалась пояснительная записка. Проект был размещен на сайте Ижемского района примерно за неделю до заседания Совета. Предварительное заседание Совета состоялось 20 сентября 2010 года в 9 часов, а основное в 14 часов 20 сентября 2010 года. Вопрос, подлежащий вынесению на референдум, был обсужден всеми депутатами, по данному вопросу был заслушан и ФИО1, как представитель группы, которая была намерена зарегистрироваться в избирательной комиссии, после чего проект вынесен на голосование. На заседании Совета присутствовало 15 депутатов, 12 из которых проголосовали за то, что вопрос не соответствует п.п.6,7 ст. 12 федерального закона № 67-ФЗ.
Представитель Совета муниципального района « Ижемский» по доверенности ФИО3 с заявлением ФИО1 не согласна, суду пояснила, что на поставленный инициативной группой вопрос невозможно дать однозначный ответ. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на несколько способов назначения Главы муниципального образования:
1.Избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2.в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную организацию;
3.в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4.не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Поэтому, если предположить, что население Ижемского района при обсуждении данного вопроса выскажется за избрание Главы муниципального района на муниципальных выборах, то мнение о том, будет ли он возглавлять местную администрацию или являться председателем представительного органа могут разделиться. Неоднозначность толкования вопроса противоречит п.7 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Кроме того, полагает, что права заявителя ФИО1 ни коим образом не были нарушены Решением Совета. Действия граждан по выдвижению инициативы проведения референдума, совершенные до регистрации инициативной группы, так же являются реализацией права граждан на референдум, однако до установленного Законом времени начала кампании референдума эти права не могут быть охарактеризованы как связанные с участием в референдуме.
В ходе выдвижения инициативы проведения референдума и в ходе самого референдума находят свое развитие и иные основные права и свободы личности:
-право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ( ч.4 ст. 29 Конституции РФ), которое конкретизирует следующие права: право на получение и распространение информации о референдуме, право участвовать в агитации за или против референдума и по вопросам референдума;
-право на объединение ( ч.1 ст.30 Конституции РФ)- право на создание инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Таким образом, полагает, что право заявителя на участие в референдуме, предусмотренное ст. 32 Конституции РФ также не нарушено принятым Советом района решением, поскольку инициативная группа ( граждане) не лишаются права продолжить начатую процедуру, напротив они приобретают возможность устранить выявленные нарушения еще до совершения действий по дальнейшему развитию своей инициативы.
Суд заслушав представителей Совета муниципального района « Ижемский» ФИО2, ФИО3, заключение исполняющего обязанности прокурора Ижемского района Лазаревой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать и исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 18 Устава муниципального района « Ижемский», Совет муниципального района «Ижемский» является представительным органом муниципального образования. Совет состоит из 20 депутатов. Деятельность Совета правомочна, если в него избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов. Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях Совета и заседаниях органов Совета.
Судом установлено, что в Совет МР «Ижемский» в настоящее время входит 19 депутатов.
В соответствии со ст. 19 Устава МР «Ижемский» к компетенции Совета относится принятие Устава муниципального района, внесение в него изменений и дополнений, принятие решения о проведении местного референдума.
В соответствии со ст. 20 Устава, по вопросам своей компетенции Совет принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов.
Согласно ст. 43 п.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 7 п.2 Устава МР « Ижемский» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек- для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должен содержаться вопрос ( вопросы), предлагаемые инициативной группой для вынесения на референдум.
В соответствии с п.6 ст.36 вышеуказанного закона, представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.
На основании ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим полностью или в части.
На основании ст. 255 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, заявитель ФИО1 проживает на территории ....
Поскольку принятое Советом МР « Ижемский» решение от 20 сентября 2010 года затрагивает права заявителя на участие в референдуме, суд находит, что заявитель ФИО1 вправе был обратиться в суд об оспаривании указанного выше Решения Совета МР « Ижемский».
В связи с тем, что инициативная группа по проведению референдума, в которую входил и заявитель, как установлено судом еще не была зарегистрирована в избирательной комиссии Ижемского района, то заявление ФИО1 подлежит рассмотрению не в порядке главы 26 ГПК РФ ( производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), а в порядке ст. 251,255 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 6 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст. 12 указанного закона, вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Как установлено судом, Совет муниципального района « Ижемский» на заседании 20 сентября 2010 года рассмотрел ходатайство инициативной группы о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума с вынесением вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района «Ижемский» избирался на муниципальных выборах и возглавлял администрацию района» и принял следующее решение:
« 1.Признать вопрос « Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района «Ижемский» избирался на муниципальных выборах и возглавлял администрацию муниципального района», предлагаемый для вынесения на местный референдум не соответствующим требованиям пунктов 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2.Направить настоящее решение в Территориальную избирательную комиссию Ижемского района.
3.Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия».
При исследовании протокола заседания Совета муниципального района « Ижемский» следует, что на заседании присутствовало 15 депутатов, за принятое решение проголосовало 12 депутатов, против-2 депутата, воздержался 1 депутат, то есть решение принято большинством голосов.
Из протокола следует, что процедура обсуждения вопроса была соблюдена.
Суд находит Решение Совета МР « Ижемский» законным и обоснованным по следующим основаниям.
В статье 12 Федерального закона № 67-ФЗ установлены требования, предъявляемые к вопросам, выносимым на референдум.
Вопрос референдума должен быть сформулирован так, чтобы исключалась: 1.возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать лишь однозначный ответ; 2.неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п.7 Закона).
Требования, предъявляемые к формулировке вопроса, обусловлены правом выбора для голосующего только между двумя вариантами волеизъявления: «да» или «нет». Формулировка вопроса должна быть ясной и однозначной, не содержащей взаимоисключающих положений либо различных положений, с одним из которых участник референдума может быть согласен, а с другим- нет.
Предложенный инициативной группой вопрос содержит в себе сразу два вопроса: 1.«Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района «Ижемский» избирался на муниципальных выборах?», 2. «Согласны ли Вы, чтобы Глава муниципального района « Ижемский» возглавлял администрацию муниципального района?». И по каждому из них гражданин должен иметь возможность отдельно высказать мнение.
В соответствии с ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования при избрании на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Поэтому если предположить, что население района при обсуждении данного вопроса выскажется за избрание Главы муниципального района на муниципальных выборах, то мнения о том, будет ли он возглавлять местную администрацию или являться председателем представительного органа могут разделиться.
Соблюдение требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ в части того, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, при анализе вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, также невозможно в силу следующего.
Частью 2 статьи 34 Устава муниципального района «Ижемский» определено, что Глава муниципального района избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию муниципального района.
Вынесение на обсуждение на местном референдуме поставленного вопроса может повлечь за собой правовую неопределенность, поскольку решение, принятое по результатам местного референдума по своей юридической силе согласно п.2 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ равнозначно Уставу муниципального образования. В результате возникнет правовая коллизия, когда будут существовать два акта высшей юридической силы, которые будут регулировать идентичные правоотношения.
Таким образом, внесение на референдум вопроса, предложенного инициативной группой, спровоцирует возникновение нескольких вариантов толкования этой нормы участниками референдума при голосовании, что недопустимо.
Кроме того, пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено, что вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Однако, предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос предполагает реализацию права выбора за население Ижемского района положения, согласно которому Глава муниципального района «Ижемский» избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию муниципального района, что ограничивает право выбора населением законодательно закрепленного положения, согласно которому Глава муниципального района «Ижемский», в том числе может избираться на муниципальных выборах и являться председателем представительного органа.
Из вышеизложенного следует, что вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на референдум «Согласны ли Вы, чтобы глава муниципального района «Ижемский» избирался на муниципальных выборах и возглавлял администрацию муниципального района?» не соответствует ст.12 федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, поскольку Решение Совета муниципального района « Ижемский» № 3-30/1 от 20 сентября 2010 года было принято в соответствии с Уставом МР « Ижемский», большинством голосов от установленной численности депутатов, в соответствии с полномочиями Совета муниципального района «Ижемский», суд находит, что принятое Советом МР « Ижемский» решение № 3-30/1 от 20 сентября 2010 года не противоречит каким-либо федеральным законам, либо иным нормативным или правовым актам.
Кроме того, принятое Советом МР « Ижемский» Решение не лишает возможности заявителя ФИО1, а также других участников инициативной группы продолжить начатую процедуру и при устранении выявленных нарушений, представлении вопроса в соответствии с требованиями закона, вновь обратиться с инициативой по проведению референдума.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об отмене Решения Совета муниципального района « Ижемский» № 3-30/1 от 20 сентября 2010 года « Об инициативе по проведению местного референдума» вследствие его незаконности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья Т.И. Засыпкина
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2010 года.