Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 августа 2014 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Ашуркова А.П.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3581/14 по заявлению Администрации городского округа Сызрань о признании представления и.о.прокурора Сызранского района незаконным,
у с т а н о в и л:
Администрация г.о. Сызрань обратилась в Сызранский городской суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что __18.07.2014 г. ими получено представление и.о. Прокурора Сызранского района от 16.07.2014 г. № 21-73/14-463 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», согласно которого необходимо принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму, недопущению подобного впредь, а также применить дисциплинарные взыскания к виновным должностным лицам.
Нарушение законодательства о противодействии терроризма, по мнению и.о. прокурора Сызранского района, выразилось в следующем: отсутствие телефонного номера с автоматическим определителем номера (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»); не соответствие требованиям к парковке автотранспорта (ближе 25 метров от ограждения учреждения) - МБУ ДДОЛ «Салют»;
отсутствует система тревожной сигнализации (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ
ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»);
Администрация городского округа Сызрань считает данное представление незаконным по следующим основаниям:
Согласно п.7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с п.п. 21, 22 вышеуказанной концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические. Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз.
Федеральный закон «О противодействии терроризму», на который ссылается и.о. прокурора, содержит общие принципы обеспечения защиты граждан от терроризма и экстремизма посредством выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению данной незаконной деятельности.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Так как органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения самостоятельны, то наделены правом самостоятельно определять форму участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также перечень конкретных мероприятий по данному направлению.
Установка системы тревожной сигнализации и телефонного номера с автоматическим определителем номера - одна из мер, направленная на быстрое оповещение и установление спецслужбами наличия опасности.
Безопасность детей, охрана их жизни и здоровья в вышеуказанных лагерях обеспечивается путем проведения иных мероприятий: установления контрольно-пропускного режима, дежурства, наличия персонала, осуществляющего охрану лагерей, наличия ограждения территории здания по периметру. Охрана лагерей обеспечивается в полном объеме за счет установления контрольно-пропускного режима, наличия устойчивой сотовой связи для вызова правоохранительных органов. Вопрос по обеспечению антитеррористической безопасности в лагерях постоянно контролируется в Управлении культуры администрации городского округа Сызрань, Управлении по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные меры также относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности данных учреждений.
Оборудование лагерей системой тревожной сигнализации и телефонным номером с автоматическим определителем не предоставляется возможным по техническим причинам ввиду их значительной удаленности.
В соответствии с требованиями о парковке автотранспорта, аншлаги о парковке в МБУ ДДОЛ «Салют» были установлены к открытию летнего оздоровительного сезона с соблюдением действующего законодательства (до 25 метров от ограждения учреждения). Их наличие постоянно проверяется Управлением по общественной безопасности, делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, нормы действующего законодательства о противодействии терроризму не нарушены, поэтому просит признать представление и.о.прокурора Сызранского района незаконным.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань заявление поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель прокуратуры г. Сызрани с заявлением не согласен, пояснил, что согласно доводам, приведенным заявителем - оборудование лагерей системой тревожной сигнализации и телефонным номером с автоматическим определителем в ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют» не представляется возможным по техническим причинам ввиду их значительной удаленности; аншлаги к парковке в МБУ ДДОЛ «Салют» были установлены к открытию летнего оздоровительного сезона с соблюдением действующего законодательства (до 25 метров от ограждения учреждения).
Полагает, что с доводами, изложенными в заявлении Администрации г.о.Сызрань согласиться нельзя по следующим основаниям:
В соответствии с поручением прокуратуры Самарской области №ИсРАЙнд-23122-2014\21-15-14 от 20.06.14, о проведении проверки по информации, поступившей из ГУ МВД РФ по Самарской области о выявленных недостатках в детских оздоровительных учреждениях Самарской области на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности, прокуратурой Сызранского района была проведена проверка по данному поручению.
В период с 09.07.2014 по 10.07.2014г. прокуратурой Сызранского района с привлечением сотрудников ОП№34 (Сызранский район) МУ МВД России «Сызранское» были осуществлены выезды в ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют», в ходе которых было установлено следующее:
отсутствие телефонного номера с автоматическим определителем
номера (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ
«Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»);
не соответствие требованиям к парковке автотранспорта (ближе 25
метров от ограждения учреждения) - МБУ ДДОЛ «Салют»;
- отсутствует система тревожной сигнализации (ДДОЛ «Дружные
ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ
«Салют»).
Решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 №01 -05 утвержден перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Согласно данному перечню объект образования, в том числе и как объект с массовым пребыванием граждан, должен быть обеспечен следующими техническими средствами по обеспечению антитеррористической защищенности: организацией пропускного режима в целях выявления возможных признаков террористической угрозы, системой видеонаблюдения, средствами связи, обеспечивающими своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы, аппаратом телефонной связи с устройством автоматического определения номера (АОН); ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта.
Невыполнение указанных выше требований законодательства о противодействии терроризму создает для детей и работников, а также других лиц, посещающих данное учреждение в силу определенных обстоятельств, опасные условия нахождения в данном учреждении, и может повлечь угрозу их жизни и здоровью в результате возникновения в учреждении террористических актов.
Постановлением Губернатора Самарской области № 85 от 01.04.04 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области. В соответствии с п. 7 данного Положения решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относится приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3.1 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых дл осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.06 №35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.06 №35-Ф3 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.09г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Кроме того, ст.ст.139, 140 Бюджетного кодекса РФ предусматривают, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 1.1 Устава МБУ ДЦОЛ «Рассвет», «Салют», «Планета дружбы», «Дружные ребята» - учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для обеспечения благоприятных условий для качественного и полноценного летнего отдыха, оздоровительного процесса детей и подростков, создания условий для непрерывного развития творческого потенциала подрастающего поколения воспитанников, охраны и укрепления здоровья.
Согласно п. 1.4 Устава - учредителем лагерей является муниципальное образование городской округ Сызрань в лице Администрации городского округа Сызрань.
Таким образом, в ходе проверки в МБУ ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют» прокуратурой района выявлено отсутствие ряда минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности для мест массового пребывания граждан, входящих в Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан, утвержденного решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.05.2005 года и позволяет проведение террористических актов, что недопустимо. Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрация городского округа Сызрань, как орган местного самоуправления, дистанцируется от проблемы профилактики терроризма и надлежащим образом работу, направленную на противодействие терроризму, не проводит. В связи с чем, осуществление деятельности оздоровительных лагерей при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.По вышеуказанным нарушениям Федерального закона «О противодействии терроризму» прокуратурой района в адрес главы Администрации г.о.Сызрань 16.07.2014г. было направлено представление.
На основании вышеизложенного полагает, что представление прокуратуры Сызранского района от 16.07.2014г. является законным и обоснованным.
Заслушав представителей заявителя и прокуратуры Сызранского района, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление Администрации г.о. Сызрань не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ « О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций…
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: …вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что 18.07.2014 г. Администрацией городского округа Сызрань получено представление и.о. прокурора Сызранского района от 16.07.2014 г. № 21-73/14-463 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», согласно которого необходимо принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму, недопущению подобного впредь, а также применить дисциплинарные взыскания к виновным должностным лицам.
Нарушение законодательства о противодействии терроризма, выразилось в следующем: отсутствие телефонного номера с автоматическим определителем номера (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»); не соответствие требованиям к парковке автотранспорта (ближе 25 метров от ограждения учреждения) - МБУ ДДОЛ «Салют»; отсутствует система тревожной сигнализации (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ
ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»).
Судом установлено, что в соответствии с поручением прокуратуры Самарской области №ИсРАЙнд-23122-2014\21-15-14 от 20.06.14, о проведении проверки по информации, поступившей из ГУ МВД РФ по Самарской области о выявленных недостатках в детских оздоровительных учреждениях Самарской области на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности, прокуратурой Сызранского района была проведена проверка по данному поручению.
В период с 09.07.2014 по 10.07.2014г. прокуратурой Сызранского района с привлечением сотрудников ОП№34 (Сызранский район) МУ МВД России «Сызранское» были осуществлены выезды в ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют», в ходе которых было установлено следующее:
отсутствие телефонного номера с автоматическим определителем
номера (ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ
«Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют»);
не соответствие требованиям к парковке автотранспорта (ближе 25
метров от ограждения учреждения) - МБУ ДДОЛ «Салют»;
- отсутствие системы тревожной сигнализации (ДДОЛ «Дружные
ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ
«Салют»).
Решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 №01 -05 утвержден перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Согласно данному перечню объект образования, в том числе и как объект с массовым пребыванием граждан, должен быть обеспечен следующими техническими средствами по обеспечению антитеррористической защищенности: организацией пропускного режима в целях выявления возможных признаков террористической угрозы, системой видеонаблюдения, средствами связи, обеспечивающими своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы, аппаратом телефонной связи с устройством автоматического определения номера (АОН); ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта.
Невыполнение указанных выше требований законодательства о противодействии терроризму создает для детей и работников, а также других лиц, посещающих данное учреждение в силу определенных обстоятельств, опасные условия нахождения в данном учреждении, и может повлечь угрозу их жизни и здоровью в результате возникновения в учреждении террористических актов.
Постановлением Губернатора Самарской области № 85 от 01.04.04 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области. В соответствии с п. 7 данного Положения решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относится приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 5 п.3.1 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.06 №35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.06 №35-Ф3 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.09г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.1 Устава МБУ ДЦОЛ «Рассвет», «Салют», «Планета дружбы», «Дружные ребята» - учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для обеспечения благоприятных условий для качественного и полноценного летнего отдыха, оздоровительного процесса детей и подростков, создания условий для непрерывного развития творческого потенциала подрастающего поколения воспитанников, охраны и укрепления здоровья.
Согласно п. 1.4 Устава - учредителем лагерей является муниципальное образование городской округ Сызрань в лице Администрации городского округа Сызрань.
Таким образом, в ходе проверки в МБУ ДДОЛ «Дружные ребята», МБУ ЛК «Планета дружбы», МБУ ДДОЛ «Рассвет», МБУ ДДОЛ «Салют» прокуратурой района выявлено отсутствие ряда минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности для мест массового пребывания граждан, входящих в Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан, утвержденного решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.05.2005 года и позволяет проведение террористических актов, что недопустимо. Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрация городского округа Сызрань, как орган местного самоуправления, надлежащим образом не проводит работу, направленную на противодействие терроризму. В связи с чем, осуществление деятельности оздоровительных лагерей при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Доводы представителя Администрации г.о.Сызрани о технической невозможности оборудования лагерей системой тревожной сигнализации и телефонным номером с автоматическим определителем не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленного ответа Сызранского МОВО- ФФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области, возможно осуществлять охрану объектов с использованием кнопки экстренного вызова полиции посредством системы « Приток-GSV», кроме того помимо Сызранского МОВО охрану объектов могут осуществлять иные частные охранные структуры, которые смогут оперативно среагировать по сигналу « Тревога», что представителем Администрации г.о.Сызрани не отрицалось.
Доводы представителя Администрации г.о.Сызрани о том, что имеются ответы ОАО « Ростелеком» об отсутствии технической возможности подключения услуги ДВО на абонентские номера, установленные в лагерях отдыха детей, не могут быть приняты во внимание, поскольку ОАО « Ростелеком» не единственная организация, оказывающая такие услуги на территории г.Сызрани, а других доказательств невозможности подключения услуги ДВО другими операторами связи, суду не представлено.
Доводы представителя Администрации г.о.Сызрани о соблюдении требований к парковке автотранспорта, поскольку были установлено аншлаги о парковке в МБУ ДДОЛ « Салют» не могут быть приняты во внимание, поскольку их отсутствие подтверждается актами проверок ГУ МВД России по Самарской области от 10.06.2014 года, информацией МУ МВД России «Сызранское» от 15.07.2014 года, актами проверок прокуратуры Сызранского района от 13.08.2014 года, согласно которых сотрудники МБУ ДДОЛ » Салют» подтвердили, что самостоятельно изготовленные ими аншлаги были установлены лишь после 08.08.2014 года, т.е. после внесения и.о.прокурора Сзыранского района представления в адрес Администрации г.о.Сызрани.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным представления и.о. прокурора Сызранского района следует оставить без удовлетворения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным представления и.о. прокурора Сызранского района от 16.07.2014 года « Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму»-оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: