ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3583 от 18.08.2011 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18.08.2011г. Суд Октябрьского района г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

при секретаре Боклиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3583/11 по иску ИСТЕЦ-1, ФИО1, действующей в интересах ИСТЕЦ-3 к Департаменту управления имуществом, третьим лицам ФГУ «*** квартирно-эксплуатационная часть района», УФМС России по Самарской области в *** районе г. Самары, Паспортно-учетной службе *** района г. Самары о понуждении совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ИСТЕЦ-1 как военнослужащему и членам его семьи – супруге ФИО1 и дочери ИСТЕЦ-3 была распределена двухкомнатная квартира № по адресу: , на состав семьи из трех человек. Дом строился на средства Минобороны РФ, но ДД.ММ.ГГГГ был передан в муниципальную собственность г.о. Самара. Квартиру он получил на законных основаниях, поскольку был нуждающимся и стоял в списках очередников. Данную квартиру не освобождает другой военнослужащий – Ф.И.О. и члены его семьи, получившие другое жилое помещение. В 2010г. его иск о признании права пользования спорной квартирой удовлетворен решением Октябрьского районного суда г. Самара от 30.11.2010г., а семья Ф.И.О. выселена из занимаемого жилого помещения. Решение вступило в законную силу. ИСТЕЦ-1 обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара и в паспортный стол *** района, однако ему было разъяснено, что на основании данного решения его не могут признать нанимателем спорной квартиры и зарегистрировать по указанному адресу, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд с указанным иском, в котором просят обязать Департамент управления имуществом заключить с ними договор социального найма, а также обязать УФМС России по Самарской области зарегистрировать их по адресу: .

В судебном заседании истец ИСТЕЦ-1 заявленные исковые требования уточнил, отказался от исковых требований в части обязания УФМС России по Самарской области зарегистрировать его семью по адресу: . В остальной части исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Производство по делу в части обязания УФМС России по Самарской области в *** районе г. Самара зарегистрировать истцов в спорной квартире прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.

Представитель ответчика ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-1. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала, пояснила, что данное помещение имеет статус жилого, квартира находится в муниципальной собственности, какого-либо акта о присвоении спорному помещения статуса «служебное» после передачи дома муниципалитету не издавалось. Полагает, что квартира до настоящего времени имеет статус служебного жилого помещения.

Представитель третьего лица *** КЭЧ района ПРЕДСТАВИТЕЛЬ-2 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, полагала иск подлежащим удовлетворению, так как после передачи дома в собственность муниципалитета, квартира утратила статус служебного жилого помещения, соответственно к указанным отношениям должны применяться нормы ЖК РФ, регулирующие правоотношения по договору социального найма.

Представители третьих лиц УФМС России по Самарской области в *** районе г. Самара, Паспортно-учетной службы *** района г. Самары в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Акта приема-передачи, Приказа Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в реестр муниципального имущества города Самара объектов жилищно-коммунального хозяйства» дом № по  включен в реестр муниципального имущества. Ранее указанный дом находился в ведении Министерства обороны РФ и квартира была предоставлена семье ИСТЕЦ-1 на основании решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. ФГУ «*** квартирно-эксплуатационная часть» заключило с ИСТЕЦ-1 договор от ДД.ММ.ГГГГ № найма служебного жилого помещения в связи с прохождением ИСТЕЦ-1 военной службы в войсковой части №.

Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 30.11.2010г., вступившим в законную силу 10.02.2011г., признано право пользования ИСТЕЦ-1, ФИО1 и ИСТЕЦ-3 жилым помещением – *** квартирой № общей площадью *** кв.м., жилой – *** кв.м., расположенной по адресу: .

Указанным решением установлено, и в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательно для суда, что несмотря на то, что в настоящее время жилой дом передан в муниципальную собственность, вопросы обеспечения жильем военнослужащих как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, должны решаться совместно государственными и муниципальными органами, поскольку имеют не только местное, но и общегосударственное значение. До наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, юридическим основанием для применения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» является факт освобождения жилого помещения и обращения уполномоченного квартирного органа Министерства обороны в орган местного самоуправления о повторном заселении по договору социального найма жилого помещения военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Таким образом, поскольку ИСТЕЦ-1 и члены его семьи приобрели право пользования спорной квартирой, факт изменения собственника объекта не может влиять на их жилищные права.

Как следует из пояснения представителя ответчика, после передачи квартиры в муниципальную собственность, каких-либо распоряжений о присвоении ей статуса служебного жилого помещения не издавалось, по реестру квартира числится как жилое помещение без статуса специализированного жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из реестра №, выданной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, согласно которой квартира № в доме № по , включена в реестра муниципального имущества г.о. Самара на основании Распоряжения Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, входит в состав имущества муниципальной казны, находится в управлении ТСЖ *** со статусом «жилое».

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, специальным условием предоставления гражданам служебных помещений является наличие трудовых отношений с вышеперечисленными учреждениями либо замещение государственной должности субъекта РФ, либо избрание на выборную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения. При передаче в муниципальную собственность служебные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку спорное жилое помещение является жилым и не относится к специализированному жилому фонду, поскольку после передачи квартиры в собственность муниципалитета она утратила статус служебного жилого помещения, за ИСТЕЦ-1 и членами его семьи признано право пользования указанным жилым помещением, в указанной квартире они зарегистрированы, квартира предоставлялась ему как нуждающемуся в жилом помещении, изменение собственника и вида жилого помещения не может влиять на права истцов на получение жилого помещения, с ИСТЕЦ-1 и членами его семьи подлежит заключению договор социального найма жилого помещения в порядке ч. 1 ст. 60 ЖК РФ.

В соответствии со ст.ст. 27, 47 Устава г.о. Самара полномочия по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара, в том числе муниципальным жилищным фондом, отнесены к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с ИСТЕЦ-1 и членами его семьи договор социального найма квартиры № в доме № по .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.264,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ИСТЕЦ-1 и членами его семьи – супругой ФИО1, несовершеннолетней дочерью – ИСТЕЦ-3 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011г.

Судья   Семёнцев С.А.