ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3583/2022 от 10.08.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2022-002700-57 (Дело № 2-3583/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.08.2022 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Никульчевой Ж.Е.,

при секретаре Шишкиной О.В.,

с участием заместителя прокурора Трубникова С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данковской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о возложении обязанности определить предмет охраны объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Данковской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о возложении обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Покровская, расположенная по адресу: <...>. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведенной проверки на территории Данковского района по адресу: Данковский район, с. Зверево. Ул. Хутрянка, д.1 расположена Церковь Покровская, зарегистрированная в качестве объекта культурного наследия федерального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ за №48151032121100005, однако, до настоящего времени ответчиком не утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия.

В судебном заседании заместитель прокурора Данковской межрайонной прокуратуры Трубников С.Ю. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд обязать ответчика в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить предмет охраны объекта культурного наследия – Церковь Покровская, расположенная по адресу: <...>.

Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по доверенности ФИО1 просила установить срок по утверждению предмета охраны объекта культурного наследия - Церковь Покровская, расположенная по адресу: <...>, в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу, дополнительно указала, что на исполнении в Управлении имеется значительное количество аналогичных исков.

Представитель третьего лица администрации Данковского района Липецкой области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.

Выслушав участников процесса исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено понятие объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 15 ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В силу положений ст. 16.1 ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Согласно ст. 20 ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ведение реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.

Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 № 3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области (далее - Положение). В силу п. 2.1, 2.2 Положения, управление осуществляет функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, в частности по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Данковской межрайонной прокуратурой проверки в отношении охраны объектов культурного наследия установлено, что на территории Данковского района по адресу: <...>, расположена Церковь Покровская, зарегистрированная в качестве объекта культурного наследия федерального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ за №481510321100005, что подтверждается сведениями из ЕГР объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно сообщения Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области от 13.04.2022 года объект культурного наследия – Церковь Покровская, расположенная по адресу: <...>, не утвержден предмет охраны.

Установление предмета охраны объекта культурного наследия необходимо для возложения на собственника данного объекта охранного обязательства, которое в соответствии с п. 1 ст. 47.2 ФЗ № 73 включают в себя, помимо прочего, требования к консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер, что в свою очередь напрямую зависит от первоначально определённого предмета охраны.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что о ненадлежащем осуществлении Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области предусмотренных законодательством полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения.

Учитывая, что прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, несоблюдение Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которых нельзя индивидуализировать и привлечь к участию в деле, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, заявленные Данковской межрайонной прокуратурой.

Представитель ответчика ссылался, что закупка услуг (работ) по разработке предмета охраны объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013г №44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и занимает довольно продолжительное количество времени, в связи с чем просила установить срок по утверждению предмета охраны объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст.203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Принимая во внимание установленный частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ принцип равенства участников гражданских отношений, беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, суд соглашается с доводом ответчика об установлении срока по утверждению предмета охраны объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Данковской межрайонной прокуратуры к управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о возложении обязанности определить предмет охраны объекта культурного наследия - удовлетворить.

Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Покровская, расположенная по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Никульчева Ж.Е.

Мотивированное решение

Изготовлено17.08.2022 года