ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3585/2014 от 27.03.2014 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 27 марта 2014 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего судьи                Абрамова А.Ю.

 при секретаре                                             Селезневой Л.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управлению Судебного департамента в Самарской области о признании права собственности на жилое помещение,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управлению Судебного департамента в Самарской области о признании за нею права собственности на жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>

 В обоснование заявленных требований истец указала, что Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была назначена на должность судьи ФИО7 г. Тольятти Самарской области. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в <адрес> зачислена в штат Центрального районного суда г. Тольятти. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность судьи <данные изъяты> г. Тольятти Самарской области на неограниченный срок полномочий. Стаж работы в должности федерального судьи составляет 12 лет.

 В 2002 году истец обратилась в Управление Судебного департамента в Самарской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии Управления Судебного Департамента в Самарской области истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для улучшения жилищных условий, состояла в очереди на получение жилого помещения более 10 лет. Ранее за время работы судьей правом на льготное получение жилья не пользовалась.

 Управлением Судебного департамента в Самарской области за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № была приобретена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.

 На основании решения жилищной комиссии Управления судебного департамента в Самарской области о предоставлении жилого помещения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) указанная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>-б, <адрес>, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,00 кв.м., была предоставлена истцу как стоящей в списке очередности на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи из 4 человек, включая истца, ее супруга и двоих несовершеннолетних детей. Между Управлением Судебного департамента в Самарской области и истцом был заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и вышеуказанная квартира была передана ФИО2 по акту приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Истец утверждает, что именно она в настоящее время несет расходы по содержанию квартиры, каких-либо платежей в пользу ответчиков не осуществляла и не осуществляет. При предоставлении ей и членам ее семьи указанной квартиры, истец была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Истец считает, что заключение договора найма жилого помещения в данном случае необоснованно, и полагает, что она приобрела право на бесплатную передачу в личную собственность указанного жилого помещения в соответствии с п.3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 21 июня 1995 года № 91-ФЗ по следующим основаниям.

 Истец полагает, что поскольку она назначена на должность судьи в 2001 году и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2002 году, к возникшим правоотношениям подлежит применению п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15.12.2001 г., действовавшей в период ее назначения на должность судьи.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (в редакции от 15.12.2001) "О статусе судей в Российской Федерации", местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев, либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели.

 При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

 При таких обстоятельствах, истец считает, что имеет право на приобретение в собственность жилого помещения в виде 2-комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> как судья, приступившая к исполнению обязанностей судьи <данные изъяты> суда г. Тольятти Самарской области в период действия п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

 На основании изожженного истец просит:

 Признать за ней право собственности на жилое помещение в виде 2-комнатной квартиры, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>-б, <адрес>.

 Прекратить запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и запись о праве оперативного управления Управления Судебного департамента в Самарской области на вышеуказанное жилое помещение.

 В судебном заседании истец ФИО2 на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.

 Представитель ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 48), причину неявки в соответствии с п. 1 ст. 167 ГПК РФ не сообщил, возражений на иск не представил.

 На основании изложенного, в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие не явившегося представителя ответчика.

 Представитель ответчика - Управления Судебного департамента в Самарской области в судебное заседание не явился о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 До начала судебного заседания от него поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Управление Судебного департамента в Самарской области считает себя ненадлежащим ответчиком, мотивирует это следующим. В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 г. №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Управление Судебного департамента в Самарской области осуществляет кадровое, финансовое, материально-техническое и организационно-правовое обеспечение деятельности судов Самарской области, в том числе на Управление возложена обязанность по организации, связанной с обеспечением судей в соответствии с п.3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в порядке, установленном Правительством РФ.

 В своей деятельности по обеспечению судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Управление руководствуется Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», которым предусмотрено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений, к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

 В данном случае собственником служебного жилого помещения, по мнению представителя ответчика, является ТУ Росимущества.

 Кроме того, гражданским законодательством предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

 Представитель ответчика считает, что вопросом о приватизации, которая представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде, вправе решить только собственник недвижимого имущества (жилого фонда), в данном случае ТУ Росимущества.

 На основании вышеизложенного представитель ответчика считает, что, Управление является ненадлежащим ответчиком в соответствии со ст. 41 ГПК РФ.

 Суд, изучив материалы гражданского дела, оценивая письменные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Порядок и условия материального обеспечения судей регламентированы Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012) "О статусе судей в Российской Федерации".

 В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) - судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

 Судом установлено, что истец Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность судьи <данные изъяты> суда <адрес>.

 На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в <адрес> истец зачислена в штат <данные изъяты> суда <адрес>.

 Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность судьи <данные изъяты> суда <адрес> на неограниченный срок полномочий Стаж работы в должности федерального судьи составляет 12 лет, что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д.10-17).

 ДД.ММ.ГГГГ Протоколом № заседания жилищной комиссии по вопросам улучшения жилищных условий предоставления жилья судьям, работникам аппаратов судов общей юрисдикции, Самарского гарнизонного военного суда и работникам Управления Судебного департамента в Самарской области, ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.53-55).

 ДД.ММ.ГГГГ на основании выделенных денежных средств из федерального бюджета на приобретение жилья, Управление Судебного департамента в Самарской области в лице начальника Управления ФИО4 с одной стороны и ФИО5 с другой, заключили государственный контракт № купли-продажи помещения, согласно которого Управление приобрело двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.57-60).

 В последствии, а именно ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира, на основании договора № найма жилого помещения (л.д.70-72), акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73) была передана истцу ФИО2 во владение и пользование, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Именно с этого момента истец и члены ее семьи пользуются жилым помещением, ФИО2 несет бремя содержания имущества.

 С учетом изложенного, суд находит обоснованными доводы истца о том, что спорное жилое помещение должно быть передано ей в собственность.

 Так, суд считает, что поскольку истец ФИО2 назначена на должность судьи, и была поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ к возникшим правоотношениям подлежит применению п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г., действовавшей в период назначения истца на должность судьи.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (в редакции от 15.12.2001) "О статусе судей в Российской Федерации", местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели.

 При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

 С учетом изложенного суд полагает, что заявленные истцом ФИО2 требования о признании за ней права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-б, <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 21 июня 1995 г.) жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета для предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, передаются в собственность судьи бесплатно.

 Изменения, внесенные в данную норму Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., согласно которым судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению отдельными жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, «и, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192, установившее данный порядок в виде предоставления судьям жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации, применению при разрешении заявленных ФИО2 требований не подлежат, поскольку законы, ухудшающие положение гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации обратной силы не имеют.

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 31.01.2008 N 2-П по делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" -"Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования.

 По смыслу положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 5, Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.

 Эти вопросы - поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем - не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса."

 Вследствие этого Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

 В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать за ФИО2, приступившей к исполнению обязанностей судьи <данные изъяты> суда <адрес> в период действия п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" до внесения в него изменений Федеральным законом от 222 августа 2004 г. N 122-ФЗ, право на приобретение в собственность жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.

 Руководствуясь п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; ст. 219 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>.

 Прекратить запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и запись о праве оперативного управления Управления Судебного департамента в <адрес> на двухкомнатную квартиру, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>..

 Решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2014 года.

 Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

 Судья                                                            А.Ю. Абрамов

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 27 марта 2014 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего судьи                Абрамова А.Ю.

 при секретаре                                             Селезневой Л.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управлению Судебного департамента в <адрес> о признании права собственности на жилое помещение,

 Руководствуясь п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; ст. 219 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.

 Прекратить запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и запись о праве оперативного управления Управления Судебного департамента в <адрес> на двухкомнатную квартиру, общей площадью 60,6 кв.м., жилой площадью 32,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>..

 Решение в окончательной форме будет изготовлено 27.03.2014 года.

 Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

 Судья                                                            А.Ю. Абрамов