Дело № 2-3586/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Чистиловой А.А.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обратилась в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - бесканал, назначение – 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 10 метров, расположенное по адресу:
Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 2 Перечня муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имущества Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденного Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» в собственность городского поселения Сергиев Посад было передано муниципальное унитарное предприятие «Теплосеть» (ОКП № ИНН №), а также имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия. В связи с тем, что в соответствии с решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ №№ МУП «Теплосеть» было признано банкротом, объекты недвижимого имущества, находящееся на балансе предприятия, оказались в полном объеме в конкурсной массе, в том числе и , расположенная по адресу: . В соответствии с договором передачи социально-значимого имущества между МУП «Теплосеть» и муниципальным образованием «городское поселение Сергиев Посад» №№ от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ переданы в собственность объекты, необходимые для осуществления муниципальным органом полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения теплом. В соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района», Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правопреемстве органов местного самоуправления Сергиево-Посадского городского округа» в настоящее время собственником испрашиваемой теплотрассы является Сергиево-Посадский городской округ.
Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обратилась в отдел Управления Росреестра Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: Т/трасса от бесканал, расположенный по адресу: , но получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Основанием для приостановки послужило то, что в составе представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости, а именно разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, проектная документация, акт о приемке в эксплуатацию объекта. Администрацией представлены запросы-ответы из различных инстанций, в том числе из архивного отдела управления делами администрации, МУП «СП Теплосеть» об отсутствии возможности предоставления вышеуказанных документов. Указанный объект входит в состав заключенного Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования «Сергиево-Посадский городской округ Московской области» №№ от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между муниципальным образованием (далее - Концендент) и ООО «Газпром теплоэнерго Московская область» (далее – Концессионер) (далее – Соглашение). В соответствии с п. 4.10.3 Концедент в течение одного года с даты передачи объектов обязан осуществить постановку на кадастровый учет тепловых сетей и осуществить регистрацию права муниципальной собственности. В противном случае по истечении указанного срока неоформленные сети будут переданы в аренду Концессионеру. При этом арендная плата в тариф теплоснабжающей организации не включается и компенсируется за счет средств местного бюджета. Администрации необходимо зарегистрировать право собственности на испрашиваемую теплотрассу для ее дальнейшего содержания в надлежащем состоянии и эксплуатации, также в целях недопущения дополнительных незапланированных расходов из бюджета и выполнения взаимных обязательств сторонами по Концессионному соглашению. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском, так как во внесудебном порядке разрешить данный вопрос не представляется возможным.
В судебном заседании представитель Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по доверенности ФИО5 исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, настаивала на его удовлетворении в полном объеме.
Ответчик - Министерство имущественных отношений Московской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений относительно заявленные исковых требований не выразил.
Третье лицо Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 Перечня муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имущества Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденного Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» в собственность городского поселения Сергиев Посад было передано муниципальное унитарное предприятие «Теплосеть» (ОКП №, ИНН №), а также имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия.
В связи с тем, что в соответствии с решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ №№ МУП «Теплосеть» было признано банкротом, объекты недвижимого имущества, находящееся на балансе предприятия, оказались в полном объеме в конкурсной массе, в том числе и Т/трасса от , расположенная по адресу:
В соответствии с договором передачи социально-значимого имущества между МУП «Теплосеть» и муниципальным образованием «городское поселение Сергиев Посад» № от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ переданы в собственность объекты, необходимые для осуществления муниципальным органом полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения теплом.
В соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района», Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правопреемстве органов местного самоуправления Сергиево-Посадского городского округа» в настоящее время собственником испрашиваемой теплотрассы является Сергиево-Посадский городской округ.
Для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Т/трасса от , расположенный по адресу: истец обратился в Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением.
К заявлению был приложен технический план сооружения, составленный кадастровым инженером ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объект представляет собой сооружение трубопроводного транспорта, протяженностью 10 метров, а также запросы-ответы из различных инстанций, в том числе из архивного отдела ФИО3 делами администрации, МУП «СП Теплосеть» об отсутствии возможности предоставления документов, подтверждающих факт возникновения права собственности на заявленный объект, а также документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.
Однако истцом получено уведомление от Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Основанием для приостановки послужило то, что в составе представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости, а именно разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, проектная документация, акт о приемке в эксплуатацию объекта.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества: сооружение - Т/трасса от , назначение – 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 10 метров, расположенное по адресу: истец ссылается на то, что во внесудебном порядке разрешить данный спор не представилось возможным.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество и направлен на защиту уже существующего, но нарушенного или оспариваемого права.
Из акта приёма-передачи от 09.01.2019г. следует, что в муниципальную собственность был передан социально-значимый объект недвижимого имущества: сооружение - Т/трасса от бесканал, назначение – 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 10 метров, расположенное по адресу: . Указанный объект недвижимости необходим для осуществления городским округом полномочий по организации в границах городского округа теплоснабжения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судебное признание права собственности на сооружение трубопроводного транспорта необходимо истцу для осуществления качественного и бесперебойного водоотведения стоков из многоквартирного дома в рамках исполнения органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Настоящий спор не носит экономического характера, то есть не нарушаются права и законные интересы сторон в сфере экономической деятельности, не возлагаются какие-либо обязанности в этой сфере, не создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Спор вытекает из правоотношений по оформлению права собственности на недвижимое имущество, которое необходимо истцу для осуществления им полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не из осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, сама процедура регистрации права собственности на линейный объект не направлена на извлечение прибыли истцом.
Таким образом, при рассмотрении исковых требований о признании права собственности к существенным обстоятельствам, подлежащим установлению и исследованию, относятся обстоятельства, касающиеся владения спорным имуществом, а также возникновения права на спорный объект по основаниям, предусмотренным законом, или иными нормативными правовыми актами, и это право подлежит судебной защите.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права на недвижимое имущество, заявленный лицом, право и сделка которого в отношении этого имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен, если это право возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировалось либо возникло независимо от его регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ (п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). В настоящее время п. 2 ст. 8 ГК РФ утратил силу, но вместо него действует п. 2 ст. 8.1 ГК РФ с таким же содержанием.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 52, 53 и 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно закону Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 252/2006-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области» утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского района Московской области.
Согласно ст. 3 Решения Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ № 01/09 «О правопреемстве органов местного самоуправления Сергиево-Посадского городского округа» имущество, находящиеся в собственности городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района, входивших в его состав, является собственностью Сергиево-Посадского городского округа.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание приведенные выше положения закона, а также назначение и характер использования спорного имущества, учитывая заключение договора в установленном законом порядке по передаче имущества в муниципальную собственность, суд приходит к выводу о том, что в целях защиты интересов населения, с целью обеспечения возможности содержания указанных выше сетей в надлежащем состоянии и дальнейшей их эксплуатации органом местного самоуправления, исковые требования Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области подлежат удовлетворению.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего; в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2), а согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 58 Закона о регистрации основанием возникновения права являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Учитывая изложенное, а также отсутствие возражений со стороны ответчика и руководствуясь ст.ст.8,12, 214, 215ГК РФ, пунктами 52, 53 и 56 совместного постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22, Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Сергиево-Посадский городской округ Московской области» право муниципальной собственности на объект недвижимости: сооружение - , назначение – 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 10 метров, расположенное по адресу: .
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования «Сергиево-Посадский городской округ Московской области» на вышеуказанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и постановке на кадастровый учет данного объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 июля 2022 года.
Судья А.А. Чистилова