ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3587/18 от 22.04.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 22 апреля 2019 года

Дело № 2-649/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 17 апреля 2019 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Глековой А.А., с участием представителей истца – ФИО1, ФИО2, ответчика ФИО3, представителя ответчика – ФИО4, представителя третьего лица СовМина – ФИО5, представителя третьего лица Минэкономразвития – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Республиканский противотуберкулезный санаторий имени Н.А. Семашко» к Администрации города Ялта, ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с участием третьих лиц: Совет Министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Ялта, ФИО7, ФИО8 о признании недействительным постановления, договора передачи жилого помещения, признании недействительным записи,

у с т а н о в и л:

ГБУ РК «Республиканский противотуберкулезный санаторий имени Н.А. Семашко» обратился в суд с иском к Администрации города Ялта, ФИО3, Государственному комитету по госрегистрации и кадастру Республики Крым, уточнив требования которого просит признать недействительным постановление администрации города Ялта от 20.02.2016 года № 310-п «О включении имущества в муниципальную казну муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в части изолированной квартиры общей площадью 31,4 кв. метров, расположенной в <адрес> (пункт 13 Приложения № 1 к постановлению администрации города Ялта от 20.02.2016 года № 310-п); признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 09.12.2016 года № , заключенный между администрацией города Ялта и ФИО3; признать недействительной запись о государственной регистрации права от 19.06.2017 года жилого помещения площадью 31,4 кв. метров, этаж 1, расположенного в литере «Л» по адресу: <адрес>, кад. на праве собственности за ФИО3

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве оперативного управления принадлежит имущество в виде земельного участка площадью 5,4777 га, расположенного в <адрес>, а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества, в том числе здание мастерской лит. «Л» общей площадью 31,4 кв. метров по адресу: <адрес>. 13 сентября 2018 года в адрес Санатория поступило обращение ФИО3 с требованием о снятии вышеуказанного здания мастерской с баланса Санатория, в связи с его приобретением в собственность в порядке приватизации, на основании договора передачи жилого помещения, заключенного 09.12.2016 года с администрацией города Ялта. В связи с поступлением указанного обращения, истцу стало известно, что Администрация города Ялта, не будучи собственником объекта недвижимого имущества, приняла решение о включении его в состав муниципальной казны, после чего распорядилась им путем передачи в собственность ответчика. При этом орган, уполномоченный осуществлять полномочия собственника в отношении имущества Санатория, а именно Совет Министров Республики Крым в лице Министерства экономического развития Республики Крым, каких-либо решений об отчуждении спорного помещения не принимали. Более того, здание мастерской расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – курортная деятельность, что не предусматривает наличие на нем объектов жилищного фонда, не связанного непосредственно с курортной деятельностью. Также, здание расположено в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения, что предполагает полный запрет на любые хозяйственные работы, кроме тех, которые направлены на сохранение памятника.

В судебном заседании представители истца заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Ответчик ФИО3, представитель ответчика в судебном заседании против исковых требований возражали. Возражения мотивированы тем, что предоставленное ей помещение представляет собой изолированную квартиру, состоящую из двух комнат, которая расположена в помещении бывшей оранжереи Санатория и была предоставлена для проживания ей и членам ее семьи в 2000 году на основании ордера и совместного решения администрации и профкома санатория имени Семашко. Решением Симеизского поселкового Совета № 12 от 12 декабря 2002 года, по результатам рассмотрения обращения администрации Санатория имени Семашко, весь жилой фонд Санатория, в том числе расположенный по адресу: <адрес>, был передан в коммунальную собственность. Учитывая, что спорное помещение было предоставлено истцу на законных основаниях, на условиях найма, с 2000 года она им свободно и открыто владеет и пользуется, за собственные средства произвела неотделимые улучшения, полагает, что оно было правомерно принято Администрацией города Ялта в состав муниципальной казны, а в последующем передано ей в собственность в порядке приватизации.

Представитель третьего лица Совета Министров Республики Крым исковые требования поддержала, пояснив, что спорное имущество является собственностью Республики Крым и находится в оперативном управлении истца. Здание Мастерской состоит на балансе Санатория как недвижимое имущество со статусом нежилого здания, ему присвоен кад. . Администрация города Ялта не является ни собственником, ни органом, уполномоченным на осуществление полномочий собственника в отношении имущества, принадлежащего Республике Крым, закрепленного за Санаторием на праве оперативного управления, в связи с чем не вправе была принимать решений о передаче ФИО3 в собственность здания Мастерской. Незаконная приватизация здания Мастерской влечет за собой наступление неблагоприятных последствий в виде выбытия его из пользования Санатория, а также части земельного участка, расположенной под зданием и необходимого для его обслуживания, а также утрату права собственности Республикой Крым на указанное имущество. Ссылку ответчика на решением Симеизского поселкового Совета от 12.12.2002 года также считает необоснованной, поскольку на основании указанного решения были переданы в коммунальную собственность объекты жилого фонда Санатория, расположенные по <адрес> Каких-либо решений относительно здания литер «Л» Симеизским поселковым Советом не принималось.

Представитель третьего лица Минэкономразвития исковые требования также поддержала, пояснив, что Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 325-р от 29.03.2017 года Санаторий имени Н.А. Семашко передан в ведение Министерства экономического развития Республики Крым. Органами, осуществляющими полномочия собственника в отношении имущества Санатория, являются Совет Министров Республики Крым и Министерство экономического развития Республики Крым. Право собственности в целом на все домовладение по <адрес> было оформлено за Санаторием на основании свидетельства о праве собственности от 07.02.2002 года. Каких-либо решений, направленных на отчуждение здания мастерской литер «Л» уполномоченным органами не принималось, в связи с чем считает его приватизацию незаконной. Кроме того, передача в собственность ФИО3 спорного здания противоречит виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, и может иметь последствием изменение его целевого назначения в обход установленного законом порядка.

Ответчики – Администрация города Ялта, Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым, представители третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

От Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым поступили письменные пояснения на иск, в которых указано, что спорное здание под литером «Л» находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – «Дача ФИО9 – Дольник, 1918 год» и в защитной зоне объекта культурного наследия. На земельном участке действует специальный режим использования территории объекта культурного наследия, утвержденный приказом Госкомитета от 14.06.2017 года № 100, который предполагает полный запрет на любые хозяйственные работы, кроме тех, которые направлены на сохранение памятника, в связи с чем считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся ответчиков и третьих лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, материалы инвентарного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ч.2 ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что 05 октября 2005 года Санаторию имени М.О. Семашко Государственного комитета Украины по делам ветеранов был выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 5,4777 га, расположенным в <адрес>, для обслуживания санатория.

07 февраля 2002 года государству в лице Верховного Совета Украины было выдано свидетельство на право собственности на домовладение по <адрес>

Согласно инвентарному делу на домовладение по <адрес>, оно состоит из санаторного корпуса литер «А», столовой литер «Б», жилого дома литер «В», домика рыбака литер «Г», аэрарий литер «Д», «Е», душевой павильон литер «Ж», летний кинотеатр литер «З», склад литер «И», жилое – оранжерея литер «К», мастерская литер «Л», мокротосжигалка литер «М», прачечная литер «Н», склад – сторожка литер «О», навес литер «П», склад литер «Р», гараж литер «С», сарай литер «Т».

Решением Симеизского поселкового Совета № 12 от 12 декабря 2002 года, на основании обращения администрации санатория имени Семашко, было решено принять в коммунальную собственность Симеизского поселкового Совета жилой фонд санатория имени Семашко, в том числе расположенный по <адрес>.

Решением Симеизского поселкового Совета № 73 от 30 июля 2007 года «О передаче на баланс КП УЖКХ Симеизского поселкового Совета жилого фонда санатория имени Семашко» было решено принять в коммунальную собственность Симеизского поселкового Совета жилой фонд санатория имени Семашко, в том числе жилые дома по <адрес>

01 сентября 2007 года, во исполнение вышеуказанного решения, между директором КП УЖКХ Симеизского посСовета и директором санатория имени Семашко был подписан Акт приема – передачи ведомственного жилого фонда (части домовладения состоящего из жилых помещений по <адрес>) санатория Семашко в коммунальную собственность Симеизского поселкового С..

Решением исполнительного комитета Симеизского посСовета № 420 от 05 октября 2007 года было прекращено право собственности Государства в лице Верховной Рады Украины, в оперативном управлении санатория имени Семашко, на здания и сооружения – жилой дом литер «В» по адресу: <адрес> а также объекты социальной инфраструктуры.

05 ноября 2007 года исполкомом Симеизского посСовета было выдано свидетельство о праве коммунальной собственности на недвижимое имущество в виде жилого дома литер <адрес>

Каких-либо решений о передаче в коммунальную собственность здания литер <адрес>, прекращении на него права собственности государства Украина в лице Верховного Совета Украины, уполномоченными органами не принималось.

Согласно части 1 статьи 1 "Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (Подписан в г. Москве 18.03.2014 года) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Аналогичные положения закреплены в ст.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

В соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 75, 76 Конституции Республики Крым, Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014 принято постановление № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 указанного Закона право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года № 1824-6/14 был утвержден Перечень целостных имущественных комплексов и структурных подразделений санаторно – курортных и оздоровительных учреждений, находящихся в собственности Республики Крым, в том числе Специализированный санаторий имени Н.А.Семашко (пункт 114).

Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 569-р от 31 мая 2016 года «О закреплении имущества за государственными учреждениями Республики Крым», за Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Республиканский противотуберкулезный санаторий имени Н.А. Семашко" закреплено недвижимое имущество, расположенное в том числе по адресу: <адрес>

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2017 года № 325-р Санаторий передан в ведение Министерства экономического развития Республики Крым.

Таким образом, на основании указанных ненормативных актов, целостный имущественный комплекс, включая объекты недвижимого имущества, расположенные в <адрес> (кроме жилого дома литер «В»), принадлежащие государству Украина на основании свидетельства о праве собственности от 07 февраля 2002 года, учтено как собственность Республики Крым, и закреплено за ГБУ РК «Республиканский противотуберкулезный санатория имени Н.А. Семашко» на праве оперативного управления.

Нежилое здание мастерской литер «Л» площадью 31,4 кв. метров, расположенное в <адрес>, было поставлено 10.06.2016 года на кадастровый учет с присвоением кад. номером

Судом установлено, что 17 февраля 1999 года, на совместном заседании администрации и профкома санатория имени Семашко, в связи с нахождением с предприятием в трудовых отношениях, было решено предоставить ФИО3 на состав семьи из трех человек, для проживания жилую площадь из 2-х комнат, площадью 33 кв. метров в доме, принадлежащем Санаторию, расположенном в <адрес>

На основании решения исполкома Симеизского посСовета № 143 от 31 июля 2000 года, ФИО10, с семьей из трех человек, был выдан ордер на право занятия жилого помещения площадью 33,5 кв. метров, состоящего из двух комнат в изолированной квартире в <адрес>

11 августа 2000 года ФИО3, ФИО7, а также ФИО8 зарегистрированы по месту проживания по вышеуказанному адресу.

25 декабря 2015 года между Департаментом по вопросам жилищно – коммунального хозяйства администрации города Ялта, действующим от имени собственника жилого помещения, и ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения муниципальной собственности, состоящего из 1-й комнаты в изолированной квартире, общей площадью 31,4 кв. метров по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации города Ялта № от 20 февраля 2016 года изолированная квартира, общей площадью 31,4 кв. метров (жилой площадью 26,6 кв. метров), расположенная в <адрес> находящаяся на балансе муниципального унитарного предприятия «РЭО «Симеиз» муниципального образования городской округ Ялта, была принята и включена в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 13).

15.04.2016 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта и МУП РЭО «Симеиз» был подписан Акт приема – передачи вышеуказанного помещения.

02.09.2016 года между Администрацией города Ялта и ФИО3 был заключен договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому Администрация города Ялта передала, а ФИО3 приобрела в собственность квартиру № дома <адрес>

02 сентября 2016 года между сторонами договора подписан Акт приема – передачи жилого помещения.

19 июня 2017 года, на основании вышеуказанного договора о передаче имущества в собственность в порядке приватизации, за ФИО3 зарегистрировано право собственности на жилое помещение <адрес>, площадью 31,4 кв. метров, кад. .

Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Решением 4-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета № 13 от 16 марта 2015 года утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии со ст. 3 которого решение о приобретении имущества в муниципальную казну принимается администрацией города по согласованию с Ялтинским городским советом Республики Крым в порядке и пределах компетенции, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии со ст. 1 указанного Положения, его действие распространяется на движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями муниципального образования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, подлежащее учету в реестре муниципальной казны.

При этом в соответствии со ст. 11 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", передача имущества Республики Крым в федеральную и муниципальную собственность осуществляется при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных за федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Решения о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым принимаются Советом министров Республики Крым (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данной части) на основании предложений исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления соответственно о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления".

В соответствии с п. 3.2 вышеуказанного Порядка, предложения о передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность (далее - предложения о передаче объектов) представляются исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления в адрес уполномоченного органа государственной власти по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Крым (далее - уполномоченный орган).

Как установлено судом, по состоянию на 18 марта 2014 года право собственности на домовладение по <адрес> в целом, в том числе и на входящее в состав целостного имущественного комплекса здание мастерской литер «Л», в котором расположена спорная квартира, было зарегистрировано за государством Украина (кроме жилого дома литер «В»), а соответственно в силу вышеназванных правовых норм, на сегодняшний день данное недвижимое имущество является государственной собственностью Республики Крым.

Исходя из вышеизложенного, включение Администрацией города Ялта помещения, расположенного в здании, находящемся в собственности Республики Крым и в оперативном управлении Санатория, в муниципальную казну муниципального образования городского округа Ялта, без соответствующего волеизъявления ее собственника, без внесения соответствующего предложения о передаче имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, в муниципальную собственность, не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем его требования о признании постановления администрации города Ялта в части недействительным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктом 1 ст. 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как установлено судом, здание литер «Л», расположенное в домовладении по <адрес> передано в оперативное управление Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Республиканский противотебуркулезный санаторий имени Н.А. Семашко», а, следовательно, именно истец, а не Администрация города Ялта в данном случае является органом приватизации.

Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Крым от 20.12.2016 года № 627 «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия», недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> (дача ФИО9 – Дольник, 1910 год) отнесено к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 14.06.2017 года № 100 «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Дача ФИО9 – Дольник, 1910 год» утверждены границы территории объекта культурного наследия и режим использования территории.

В соответствии с названным Приказом, здание литер «Л» находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – «Дача ФИО9 – Дольник, 1918 год».

П. 5 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на приватизацию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым от 06 ноября 2014 года N 1-ЗРК/2014 «О порядке и условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым» предусмотрено, что приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота); имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности, а также имущество, не подлежащее отчуждению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на приватизацию земель особо охраняемых природных территорий и объектов, и указание на изъятие из гражданского оборота такого имущества.

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, учитывая фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что ответчица проживает в здании, расположенном на земельном участке, который относится к землям особо охраняемых объектов, а, следовательно, изъятом из гражданского оборота, а также учитывая то, что передача такого имущества в частную собственность приведет к дальнейшему нецелевому использованию земель санатория, возможность передачи помещения в таком здании ответчице в собственность в порядке приватизации исключается.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность ответчицы, заключенного 09.12.2016 года с администрацией города Ялта, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Относительно избранного истцом способа защиты нарушенного права суд также считает необходимым отметить, что согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в ситуации, когда предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества в том числе к лицу, приобретшему имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В тоже время, статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть применена в том случае, когда лицо, считающее себя собственником спорного имущества, истребует это имущество из чужого незаконного владения, то есть из владения лица, обладающего имуществом без надлежащего правового основания.

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, спорное помещение в нежилом здании мастерской было предоставлено работодателем в 1999 году ФИО3 и членам ее семьи для проживания, в связи с трудовыми отношениями, ответчица и члены ее семьи зарегистрированы в этом помещении по месту жительства, между сторонами сложились отношения по договору найма, то есть жилищные правоотношения.

Таким образом, учитывая, что истица была вселена в помещение не самовольно, при наличии правовых оснований для вселения, оно не может быть истребовано из ее владения в рамках рассмотрения настоящего спора о признании незаконной приватизации.

В силу п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Исходя из вышеприведенного и учитывая, что договор, на основании которого у ФИО3 возникло право собственности на спорное имущество, является недействительным, вследствие отчуждения имущества в её собственность без соответствующего волеизъявления собственника, указанное решение является основанием для прекращения ее права собственности на спорный объект недвижимого имущества и внесения в ЕГРН сведений об аннулировании права собственности ФИО3 на помещение.

В тоже время, каких-либо требований к Государственному комитету по госрегистрации и кадастру Республики Крым, истцом не заявлено, незаконных действий Госкомрегистра при рассмотрении настоящего спора не установлено, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении требований истца к Госкомрегистру следует отказать, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Республиканский противотуберкулезный санаторий имени Н.А. Семашко» удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление администрации города Ялта от 20.02.2016 года № 310-п «О включении имущества в муниципальную казну муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части изолированной квартиры общей площадью 31,4 кв. метров, расположенной по адресу: <адрес> (пункт 13 Приложения № 1 к постановлению администрации города Ялта № 310-п от 20.02.2016 года).

Признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 09.12.2016 года № , заключенный между администрацией города Ялта и ФИО3.

Прекратить право собственности ФИО3 на жилое помещение 1, расположенное в литере <адрес>, кад. .

В удовлетворении исковых требований к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказать.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО3 на помещение <адрес>, площадью 31,4 кв. метров, кад. .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова