ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3589/16 от 21.11.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-3589/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кудрявцевой Ю.И.,

с участием: представителя заявителя в лице помощника прокурора Октябрьского района г.Ставрополя Борсова А.М.,

при секретаре Ходаковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора района Д.Р. Балкового в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор России)) о признании информации, размещенной на интернет страницах сайта «Информационный портал ADVIS.ru»: http://advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B, и сетевом адресе http://www.advis.ru/doc/Reestr_organizatsii_08072015.zip информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Октябрьского района Д.Р. Балковой обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-страницах, запрещенной к распространению.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Борсов А.М. поддержал заявленные требования, пояснив, что прокуратурой района во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» и Указания прокурора Ставропольского края от 20.12.2015 № 163/7 «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса», 17.09.2016 по адресу: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 102 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения, доступ к которой ограничен. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № КАС07-164, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ограничение доступа к информации, не являющейся секретной. В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, при этом, согласно пункту 3 Постановления № 96, ведение реестра организаций оборонно-промышленного комплекса предписано Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» во исполнение Постановления № 96 утверждён перечень организаций, включённых в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса содержит перечень организаций, включенных в реестр, а также информацию об их кадровом потенциале, финансовом и имущественном положении. В соответствии с п. 2 Постановления № 96 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 № 944) указанный перечень и информация являются сведениями ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведённой в прокуратуре района проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта «Информационный портал «ADVIS.ra»:

1) http://advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B

2) http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B

в свободном доступе для неопределённого круга лиц осуществляется распространение информации о сетевом адресе

http://www.advis.ru/doc/Reestr_organizatsii_08072015.zip посредством которого возможен свободный доступ к электронному документу, содержащему отсканированные версии Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» и Перечня организаций, включённых в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, доступ к которому в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации ограничен, в связи с чем указанные страницы сайта и сетевой адрес в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ необходимо внести в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора России в судебное заседание не явился, ходатайства в адрес суда не поступало.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в случае нарушений прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Судом установлено, что прокуратурой района во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» и Указания прокурора Ставропольского края от 20.12.2015 № 163/7 «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса», 17.09.2016 по адресу: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 102 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения, доступ к которой ограничен.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установ­ленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 ст.2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с ис­пользованием средств вычислительной техники.

Согласно ч.5 ст.15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными зако­нами требований к распространению информации и охране объектов интеллек­туальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пункт 6 ст.10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание националь­ной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти в области безопасности определяются Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

Согласно статье 2 Федерального закона № 390-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности в числе прочего являются законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности в соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 390-ФЗ включает в себя определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности, правовое регулирование в области обеспечения безопасности и осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в области безопасности, при этом, согласно статье 10 Федерального закона № 390-ФЗ участие в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности является полномочием Правительства Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Правительство Российской Федерации
осуществляет меры по обеспечению обороны, а также иные полномочия в
области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. Указанные положения федерального законодательства корреспондируются с положениями статей 3, 4, 20 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и п. «м» ст. 71, п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»,
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской
Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации и обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № КАС07-164, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ограничение доступа к информации, не являющейся секретной.

Федеральным законодательством определено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ч. 1 ст. 7 Закона № 149-ФЗ), ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ, ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, при этом, согласно пункту 3 Постановления № 96, ведение реестра организаций оборонно-промышленного комплекса предписано Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» во исполнение Постановления № 96 утверждён перечень организаций, включённых в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса содержит перечень организаций, включенных в реестр, а также информацию об их кадровом потенциале, финансовом и имущественном положении. В соответствии с п. 2 Постановления № 96 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 № 944) указанный перечень и информация являются сведениями ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проведённой в прокуратуре района проверкой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта «Информационный портал «ADVIS.ra»:

1) http://advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B

2) http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B

в свободном доступе для неопределённого круга лиц осуществляется распространение информации о сетевом адресе

http://www.advis.ru/doc/Reestr_organizatsii_08072015.zip посредством которого возможен свободный доступ к электронному документу, содержащему отсканированные версии Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» и Перечня организаций, включённых в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, доступ к которому в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации ограничен, в связи с чем, указанные страницы сайта и сетевой адрес в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ необходимо внести в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Исходя из положений п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Учитывая, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.

Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования заместителя прокурора Ставропольского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора Октябрьского района г.Ставрополя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, запрещенной к распространению – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайта
«Информационный портал «ADVIS.ra»: http://advis.ru/php/view­_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B, http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=A0361411-FC2C-0A4E-AEAD-92930012F56B и сетевом адресе http://www.advis.ru/doc/Reestr_organizatsii_08072015.zip информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Роскомнадзора РФ, для включения интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья Ю.И. Кудрявцева

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Ю.И. Кудрявцева