ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3589/20 от 12.11.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-007859-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2020 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.

при секретаре Ахияровой М.М.

с участием истца, представителя истца ФИО4, действующей по доверенности от 26.11.2019г., представителя ответчика ФИО5, действующей по доверенности от 222.09.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3589/2020 по исковому заявлению ФИО8 к Администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным и подлежащим отмене отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с вышеуказанным исковым заявлением, мотивированным тем, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи воспитанником в ФИО10 для детей-сирот в период с ДД.ММ.ГГГГ является обладателем статуса «ребенка-оставшегося без попечения родителей», т.к. отец ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, на дату смерти матери истцу было 9 лет, отца – 24 года. Родители воспитанием и содержанием ребенка не занимались, в связи с чем он оказался воспитанником школы-интерната для детей-сирот еще до смерти обоих родителей. Одновременно с этим истец никогда не обеспечивался жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. 27.07.2020г. ответчиком отказано истцу в постановке на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, ссылаясь на непредставление документов о том, что он остался в 8-летнем возрасте без попечения родителей, игнорируя справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит признать незаконным и подлежащим отмене отказ Управления опеки и попечительства Администрации г. Ханты-Мансийска в постановке на учет ФИО8 в качестве нуждающегося лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на Администрацию г. Ханты-Мансийска обязанность по постановке ФИО8 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец и его представитель ФИО4 в судебном заседании требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО5 против исковых требований возражает, настаивая на законности отказа Управления, поскольку истцом не были представлены документы о принадлежности его к категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материала дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживающие на территории, соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в соответствии с федеральным законодательством установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Так, в статье 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.06.2009 №86-оз указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.

Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями.

Материалами дела установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, оцтом является ФИО2, матерью – ФИО3 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 умерла в <адрес> (перевод свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.); ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 в <адрес> (перевод свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на момент смерти матери истцу было 9 лет, а на момент смерти отца – 24 года.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором школы-интерната ФИО6, ФИО1 воспитывался в ФИО12 для детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении и проживал по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. и.о. директора Коммунального государственного учреждения «ФИО22ФИО7ФИО1 выдана справка аналогичного содержания.

Согласно сведений, содержащихся в военном билете серии , ФИО1, в ДД.ММ.ГГГГ окончил ФИО23

Согласно трудовой книжке ФИО1 серии , с ДД.ММ.ГГГГ., в возрасте <данные изъяты>, он начал трудовую деятельность на территории Российской Федерации в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в г. Ханты-Мансийске.

20.07.2020г. вышеназванные документы были сданы истцом ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ. Управлением опеки и попечительства Администрации г. Ханты-Мансийска сообщено, что Управлением не установлено оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Российской Федерации утвердило Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее также - Правила).

Согласно абз.3 п.3 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Далее в нижеизложенных п.п. 4,6,7 Правил закреплено: заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают: г) лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В заявлении лиц, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, о включении в список указываются следующие сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, лицах, которые достигли возраста 23 лет: фамилия, имя, отчество (при наличии); число, месяц и год рождения; сведения о паспорте гражданина Российской Федерации или ином документе, удостоверяющем личность (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта); сведения об утрате (отсутствии) попечения родителей (единственного родителя); сведения о регистрации лица, подлежащего включению в список, по месту жительства и (или) месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, в котором формируется список (при наличии); сведения о наличии или отсутствии права собственности на жилое помещение, или права пользования жилым помещением по договору социального найма, или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма; сведения о факте признания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (при наличии); сведения о месте проживания лица, подлежащего включению в список; сведения о приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет; сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС); контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению о включении в список заявителем прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении; копия паспорта гражданина Российской Федерации и другие.

На момент подачи заявления в Управление опеки и попечительства администрации г. Ханты-Мансийска возраст истца составлял более 44 лет.

Давая оценку решению, принятому ответчиком по заявлению истца, суд установил, что истец не являлся гражданином Российской Федерации вплоть до ДД.ММ.ГГГГ

При этом в п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Так, и в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В данной норме речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего ранее.

Ранее жилищное обеспечение указанной категории лиц осуществлялось по договорам социального найма (п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в ред. до 01.01.2013).

Согласно ч. 5 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от от 21.12.1996г. № 1996 № 159-ФЗ, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан соглашение о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не достигнуто.

Из материалов дела видно, что истец, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженцем <адрес>

При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации", если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 01.07.2002).

Согласно ст. 48 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", он вступает в силу со дня его опубликования.

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Ведомости СНД и ВС РФ", 06.02.1992, N 6, ст. 243, "Российская газета", N 30, 06.02.1992.

Тогда как, ФИО8 по ДД.ММ.ГГГГ. находился на полном государственном обеспечении и проживал в <адрес> по адресу: <адрес>. Материалами дела подтверждается его нахождение на территории Российской Федерации лишь с ДД.ММ.ГГГГ

Гражданство РФ ФИО8 приобрел по заключению УВД ХМАО-Югры от 10.08.2000г. в соответствии с ч.2 ст. 9 Закона от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" с применением пп. А п. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в <адрес>, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию (УМВД России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ. исх. ).

При таком положении до приобретения ФИО1 гражданства РФ отсутствовали основания для его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным и подлежащим отмене отказа Управления опеки и попечительства Администрации г. Ханты-Мансийска в постановке на учет ФИО8 в качестве нуждающегося лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о возложении обязанности по постановке ФИО8 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 19 ноября 2020 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова