ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3589/2021 от 24.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0045-01-2021-003263-10

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24.12.2021г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3589/2021 по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Администрации внутригородского <адрес> г.о. Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Борисова

63RS0045-01-2021-003263-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24.12.2021г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3589/2021 по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Администрации внутригородского <адрес> г.о. Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника » об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника ».

Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО СГП расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.

Ссылаясь на нарушение действующего законодательства, прокурор <адрес> просил суд обязать ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника » оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 522-89-2019.

В процессе рассмотрения дела в качестве ответчиков истцом привлечены Администрация городского округа Самары, Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника » переведено в третьи лица.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Ларичева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель Администрации городского округа Самара, Департамента транспорта Пименова М.В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения требований истца, указала, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент городского хозяйства и экологии.

Представитель Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Максимова О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, указала, что возможности исполнения требований прокуратуры не имеется, в связи с отсутствием финансирования.

Представитель Администрации внутригородского <адрес> г.о. Самары Кудряшова Н.Н., действующая на основании доверенности, указала, что асфальтовое покрытие в местах оборудования парковочных мест имеется, разработка схем дорожного движения возложена на органы местного самоуправления.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника ».

Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО СГП расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Здание детской поликлиники по адресу: <адрес>, принадлежит ГБУЗ СО СГП на праве оперативного управления, вход в здание осуществляется по тротуару, примыкающему к проезжей части автомобильной дороги <адрес>.

На указанной автомобильной дороге возле здания поликлиники оборудованы парковочные карманы.

По результатам обследования указанного участка улично-дорожной сети представителями Департамента транспорта Администрации городского округа Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара установлена возможность оборудования парковочного места для инвалидов в границах парковочного кармана.

Схема установки технических средств организации дорожного движения, содержащая парковочное место для инвалидов разработана Департаментом транспорта по запросу ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника », согласована с ОГИБДД УМВД России по <адрес> и направлена на реализацию.

Подъезд к зданию поликлиники по адресу: <адрес>, осуществляется через внутриквартальный проезд. Автомобильная дорога <адрес> находится с значительной удаленности от входа в здание поликлиники. Рядом со зданием поликлиники имеется асфальтированная площадка, которая относиться к внутриквартальной территории, на которой осуществляется отстой транспортных средств.

Схема установки технических средств организации дорожного движения, содержащая парковочное место для инвалидов разработана Департаментом транспорта по запросу ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника » и согласована с ОГИБДД УМВД России по <адрес>.

Исходя из положений статьи 2 федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с частью 1 статьи 15 данного Закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно статье 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.3.2 ч.1 ст.13 Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN2 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставленными на объектах транспортной инфраструктуры.

Конкретные параметры доступности транспортной инфраструктуры для

инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в «СП 59.13330 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ 798/пр.

Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330 земельный участок здания или сооружения должен включать в себя функционально связанные со зданием подъезды и стоянки (парковки) для транспортных средств, управляемых инвалидами или переносящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.

В соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330 в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание. Эти пути должны стыковаться с внешним по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.), расположенным на высоте не менее 1,5 м.

В соответствии с требованиями п. 5.7.5 и п. ДД.ММ.ГГГГГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место», установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» - информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средства, управляемых инвалидами.

Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.

Автомобильная дорога <адрес> согласно Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» относятся к дорогам местного значения.

Согласно ч. 1 Статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Poccийской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Поскольку собственником указанной дороги, является Администрация г.о.Самара, суд приходит к выводу о том, что Администрация г.о.Самара является надлежащим ответчиком.

В соответствии с положением «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара» от 17.09.2015г. , Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты).

Департаменту городского хозяйства выделяются из бюджета городского округа Самара средства на исполнение указанных мероприятий в рамках реализации муниципальных программ («Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара» на 2021-2025 годы», утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020г. , «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2-12-2021 годы», утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 24.08.2012г. ).

Из Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 98.08.2019г. следует, что внутриквартальный проезд – объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.

В соответствии с Законом Самарской области от 06.07.2015г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» организация благоустройства территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района относиться к компетенции администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара.

Таким образом, ответственным за благоустройство внутриквартального проезда является администрация Кировского внутригородского района г.о. Самары.

Здание расположенное по адресу: <адрес> передано ГБУЗ СО СГП на праве оперативного управления, прилегающая к зданию территория является внутриквартальной территорией.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, является Администрация городского округа Самары, территория по <адрес>, относиться к внутриквартальной территории, ответственным за содержание которой является администрация Кировского внутригородского района г.о. Самары, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является заказчиком капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца об установлении срока проведения работ в течение месяца суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку такой срок законом не установлен. С учетом требований разумности, а также возможности выполнения работ с учетом погодных условий, суд полагает необходимым установить срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара о том, что исполнение решения суда невозможно в связи с отсутствием финансирования, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес>, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: <адрес> течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательном виде 27.12.2021г.

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья