Дело № 2- 358/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урюпинск 18 мая 2018 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре Протопоповой Ю.Ю.,
Рассмотрев 18.08.2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО1 о взыскании неустойки за использование лесного участка без проекта освоения лесов и за использование лесного участка без подачи лесной декларации по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 просит взыскать в пользу комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области неустойку за использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 100000 рублей и неустойку за использование лесного участка без подачи лесной декларации в размере 20000 рублей, поскольку лесной участок им использовался без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и без поданной лесной декларации.
Представитель истца на основании доверенности № от <дата> ФИО2 поддержала в судебном заседании исковое заявление Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и просила его удовлетворить в полном объёме.
ФИО1 не отрицал того обстоятельства, что арендованный им лесной участок им использовался без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и без поданной лесной декларации. Однако полагает размер неустойки несоразмерной допущенному нарушению, просил применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить неустойки до размера 858,20 руб.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска Комитета в виду следующего.
Как установлено судом, <дата> между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области (далее - Арендодатель, Истец), и ФИО1 (далее - Ответчик, Арендатор) заключен договор аренды лесного участка № (далее -договор аренды) сроком действия на 49 лет (пункт 24 раздела VI договора аренды).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 11 договора аренды Арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Положительное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов по представленному на государственную экспертизу проекту освоения лесов получено ФИО1 <дата>.
Таким образом, ответчик использовал лесной участок без проекта освоения лесов в течение августа и сентября 2017 года, поскольку в ходе проведения плановых проверок по соблюдению требований лесного законодательства, соблюдения пожарной безопасности в лесах, проводимых в период с <дата> по <дата> и в период с <дата> по <дата> было установлено, что на лесном участке расположены постройки, к вагончику и домику проведено электричество. По периметру участка установлен забор из шифера высотой 1,8 метра, доступ к лесному участку не обеспечен. Арендатором было допущено использование лесного участка без проекта освоения лесов (до <дата>) и без поданной лесной декларации.
ФИО1 допущено нарушение подпункта «а» пункта 10 договора аренды: лесной участок используется без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и без поданной лесной декларации, что влечет за собой наступление гражданско-правовой ответственности за нарушение условий договора аренды.
Указанные нарушения нашли отражения в акте плановой выездной документарной проверки № от <дата> и приложенной к нему фототаблицей; в акте плановой выездной документарной проверки № от <дата>.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Арендодатель предоставляет Арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного Кодекса Российской Федерации, в том числе для осуществления рекреационной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 7 ст. 73 Лесного кодекса РФ типовые договоры аренды лесных участков, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 г. № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
В соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ требования составления проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду установлены.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов, согласно ч.1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.3,4 указанной статьи.Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545. Частью 2 статьи 26 Лесного кодекса РФ предусмотрена ежегодная подача лесной декларации в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В нарушение требований действующего законодательства и заключенного договора аренды ответчиком не была представлена лесная декларация. В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 договора аренды, за нарушение срока разработки и представления Арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 11 договора, или использования лесного участка без проекта освоения, лесов, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 50 тыс. рублей за каждый полный календарный месяц просрочки, по истечению установленного срока, а также в соответствии с подпунктом «г» пункта 13 договора аренды за использование лесного участка без подачи лесной декларации, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 20 тыс. рублей. Неустойка за два месяца - август, сентябрь 2017 года за использование лесного участка без проекта освоения лесов составит сумму 100 000 руб.; за использование лесного участка без подачи лесной декларации неустойка составит 20 тыс. рублей. ФИО1 просит суд при принятии решения применить положения ст. 333 ГК РФ и существенно снизить размеры неустоек, подлежащих взысканию с него. В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В силу диспозиции статьи 333 ГК РФ основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства лежит на ответчике, заявившем об ее уменьшении. Так, ФИО1 обратился с заявлением об уменьшении размера неустойки до минимально возможного. Между тем, доказательств несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства суду не представил. При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.
Поскольку ФИО1 не представлено доказательств несоразмерности неустойки к снижению её до размера 858,20 руб., суд полагает возможным применить указанное положение закона и снизить неустойки за использование лесного участка без получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и без поданной лесной декларации соответственно до 25 000 руб. и 5 000 руб., во взыскании остальных сумм неустоек Комитету отказать. Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ
Исковое заявление Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к ФИО1 о взыскании неустойки за использование лесного участка без проекта освоения лесов и за использование лесного участка без подачи лесной декларации по договору аренды лесного участка, - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области неустойку за использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 25 000 руб. в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации №, во взыскании остальной суммы неустойки в размере 75 000руб., отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области неустойку за использование лесного участка без подачи лесной декларации по договору аренды лесного участка в размере 5 000 руб. в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации №, во взыскании остальной суммы неустойки в размере 15 000руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ковалева