ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/20 от 13.10.2020 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак 13 октября 2020 года.

Дело №2-358/2020

УИД 55RS0007-01-2020-002972-74

Резолютивная часть решения оглашена 13.10.2020.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.10.2020.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Лозовой Н.А.

С участием прокурора Черлакского района Тракимас Д.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черлакского района Омской области в интересах Маслоцова Владимира Михайловича к Казенному учреждению «Центр учета и содержания собственности Омской <адрес>» и Министерству имущественных отношений Омской области, о расторжении договора социального найма и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Черлакского района Омской области в интересах Малоцова Владимира Михайловича обратился в суд к Казенному учреждению «Центр учета и содержания собственности Омской области» и Министерству имущественных отношений Омской области с исковым заявлением, которым просит: расторгнуть договор социального найма жилого помещения №44 от 19.12.2013, заключенный между КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» и Маслоцовым Владимиром Михайловичем, 07.07.1988 года рождения, в связи с утратой жилого помещения и возложить на Министерство имущественных отношений Омской области обязанность по предоставлению иного благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде социального использования Омской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, пригодного для постоянного проживания, взамен утраченного.

В обоснование заявленных исковых требований, сославшись на следующее. В прокуратуру Черлакского района Омской области поступило заявление Маслоцова В.М. о защите жилищных прав, нарушенных в связи с тем, что многоквартирный дом, где ему была предоставлена квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом ранее заключенный договор социального найма жилого помещения не расторгнут, иное жилое помещение ему не предоставлено. Проведенной проверкой установлено, что Маслоцов В.М. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Черлакского районного суда Омской области от 03.12.2012 по делу №2-575/2012 удовлетворены исковые требования прокурора Черлакского района в интересах Маслоцова В.М. об обязании Министерство образования и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области во внеочередном порядке предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм. Предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, на законодательном уровне дано понятие жилого помещения как изолированного помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, соответствующего санитарным, техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. Следовательно, жилое помещение, предоставленное Маслоцову В.М. должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, поскольку государством предусмотрено право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу положений статьи 8 упомянутого ФЗ №159 (в редакции №9 от 21.11.2011 действовавшей на момент вынесения указанного выше судебного акта от 03.12.2012 по делу №2-575/2012) дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.11 Порядка обеспечения жилой площадью по договорам социального найма оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой (попечительством), действовавшего на момент названного выше решения суда и утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 №56-п, заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» на основании решения Министерства имущества Омской области. При обеспечении детей – сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. (п.5 Порядка). В целях исполнения обязательств по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственность Омской области по государственным контрактам от 08.04.2013, заключенным между КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик» и ООО «Омскагрострой» были приобретены квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: <адрес>. Распоряжением Министерства имущества от 04.12.2013 №2654-р жилые помещения, приобретенные КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик», приняты к учету в казну Омской области. Этим же Распоряжением жилые помещения переданы КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» как уполномоченной организации в сфере управления казенным имуществом Омской области. Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 11.12.2013 №2741-р жилые помещения предоставлены лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» дано поручение заключить договоры социального найма. Во исполнение решения Черлакского районного суда Омской области от 03.12.2012 №2-575/2012 между КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» в лице заместителя начальника Колобова В.И. (Наймодатель) и Маслоцовым В.М. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения №44 от 19.12.2013. Распоряжением Министерства образования Омской области от 22.09.2014 №3093 Маслоцов В.М. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. В соответствии с п.1 Договора Маслоцову В.М. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 33,6 кв.м., находящееся в собственности Омской области и расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем. Согласно п.2.2 Договора Наймодатель обязан, в том числе, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Распоряжением министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 13.03.2018 №54-рп многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилые помещения в котором были предоставлены детям-сиротам, признан аварийным и определен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2019. В связи с тем, что в ходе использования указанных жилых помещений выявлены существенные недостатки, Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о расторжении государственных контрактов, взыскании в пользу Омской области в лице Министерства имущественных отношений уплаченных денежных средств. Решением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2019 по делу №А-46-19603/2018 требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворены и постановлено о расторжении государственных контрактов от 08.04.2013, заключенных между КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик» и ООО «Омскагрострой» и взыскании с последнего в бюджет Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области 35 082 805,68 рублей. Согласно указанному решению 02.08.2017 комиссионно специалистами КУ «ЦУС», представителями Министерства имущественных отношений Омской области, КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик», Администрации Черлакского муниципального района Омской области, Государственной жилищной инспекцией Омской области произведено обследование жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого были выявлены многочисленные строительные недостатки данного многоквартирного жилого дома в целом. Техническое состояние 36-ти квартирного жилого дома в соответствии с ГОСТ 31937-2011, оценивается как ограниченно работоспособное. Выявлено низкое качество проекта жилого дома, низкое качество строительных работ, неудовлетворительные условия для эксплуатации здания. Кроме того, решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2019 по делу №А46-15822/2019 удовлетворены требования Министерства имущественных отношений Омской области о применении последствий расторжения государственных контрактов на приобретение жилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленная по договору социального найма Маслоцову В.М. Между тем, договор социального найма жилого помещения №44 от 19.12.2013 о предоставлении Маслоцову В.М. жилого помещения в настоящее время не расторгнут, иное жилое помещение жилищного фонда социального использования Омской области, отвечающее установленным требованиям, взамен утраченного не предоставлено. В связи с чем, Омской областью в лице Министерства имущественных отношений Омской области и КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» не были надлежащим образом выполнены возложенные Федеральным законом №159-ФЗ обязанности по предоставлению лицам указанной категории благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, что не обеспечило реализацию государственных гарантий их прав на жилое помещение. В настоящее время Маслоцов В.М. проживает в съемном жилом помещении, собственным жильем не обеспечен, возможности приобрести жилье не имеет.

Истец, руководствуясь ст.ст.4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.83, 85, 87, 89 ЖК РФ, п.3 ст.687 ГК РФ просит суд удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Черлакского района Омской области Тракимас Д.И. заявленные им исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, в том числе считает КУ «ЦУС» надлежащим ответчиком по делу.

Истец Маслоцов В.М. в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом по имеющимся в деле адресам.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Омской области Лукьянова Н.М. действующая на основании доверенности от 09.01.2020 заявленные к Министерству имущественных отношений Омской области исковые требованиями не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В письменном отзыве (т.1 л.д.68-69) представитель ответчика сослался на то, что в целях исполнения обязательств по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в собственность Омской области по государственным контрактам от 08.04.2013, заключенным между КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик» и ООО «Омскагрострой» были приобретены квартиры, расположенные в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Министерство участия в отборе организации – застройщика жилых домов, принятии результатов работ не принимало. На основании распоряжения Минимущества от 04.12.2013 №2654-р в состав казны Омской области включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Омской <адрес>, отнесено к жилым помещениям для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и передано на баланс КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области». Во исполнение распоряжения Минимущества от 11.12.2013 №2741-р, вышеуказанное жилое помещение передано Маслоцову В.М. для проживания, как лицу из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения №44 от 19.12.2013. В соответствие с заключением Межведомственной комиссии Омской области от 05.03.2018 №3 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим реконструкции. 13.03.2018 распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области №54-рп «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции» установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2019. Минимущество обратилось в Арбитражный суд Омской области с исками к застройщикам о расторжении государственных контрактов на строительство указанных жилых домов и о применении последствий их расторжения, в том числена квартиру №12. Решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2019 по делу №А46-15822/2019 требования Минимущества удовлетворены, прекращено право собственности Омской <адрес>, восстановлено право собственности соответственно ООО «Омскагрострой» на неё, а также постановлено возвратить Минимуществу Омской области денежные средства, уплаченные по государственному контракту. В настоящее время исполнительное производство прекращено в связи с тем, что все действия по исполнению оказались безрезультатными. На основании пункта 13 Приложения №1 к постановлению Правительства Омской области от 19.12.2012 №284-п договор найма специализированного жилого помещения заключается КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области». КУОО ЦУС был заключен договор найма жилого помещения с Маслоцовым В.М. от 19.12.2013 №44 сроком на пять лет.

Представитель ответчика – КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» Кукушко В.В. действующая на основании доверенности от 16.09.2020 №56, заявленные к КУОО «ЦУС» исковые требованиями не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и считает КУОО «ЦУС» ненадлежащим ответчиком по делу. В письменных возражениях (т.1 л.д.85-87) представитель ответчика сослался на то, что согласно Указу Губернатора Омской области «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области» от 10.02.2004 №26, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области, является Министерство имущественных отношений Омской области. В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 04.07.2005 №74-п, КУ «ЦУС» является уполномоченной организацией в сфере управления казенным имуществом Омской области выполняет работы и исполняет государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий Министерства имущественных отношений Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Согласно Порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 №284-п, уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области. Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам на основании решения Министерства имущественных отношений Омской области, которое принимается на основании сведений о детях-сиротах, предоставляемых Министерством образования Омской области. В соответствии с пунктом 13 указанного выше Порядка, на КУ «ЦУС» возложена функция заключения договоров социального найма жилых помещений с детьми – сиротами по решениям уполномоченного органа – Минимущества Омской области. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 04.12.2013 №2654-р в состав казны Омской области включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Омской области, отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и передано на баланс КУ «ЦУС». Во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 11.12.2013 №2741-р, вышеуказанное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда Омской области и включено в жилищный фонд социального использования Омской области и предоставлено КУ «ЦУС» по договору социального найма жилого помещения от 19.12.2013 №44 Маслоцову В.М. Учреждение не имеет прав на самостоятельное принятие решения по вопросам предоставления жилых помещений без соответствующего решения уполномоченного органа, а также изменять или расторгать указанные договоры. Таким образом, КУ «ЦУС» не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица – Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, отзыв не представил.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.61-63) представитель Такмаков А.Д. действующий на основании доверенности от 20.05.2020 указал, что функции по организации мероприятий по приобретению путем строительства жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Указом Губернатора Омской области от 17.02.2020 №13 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области» отнесена к компетенции Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Представитель третьего лица – Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление (т.2 л.д.56-59) представитель Романова Е.П. действующая на основании доверенности от 25.05.2020 №НСТД-5259 (т.2. л.д.65) указала, что 08.04.2013 между КУ Омской области «Омскоблстройзаказчик» и ООО «Омскагрострой» были заключены государственные контракты, предметом которых являлось приобретение государственным заказчиком и застройщика жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Другая часть помещений была приобретена у застройщика в уже построенном здании в виде готовых квартир – также для реализации прав детей-сирот. Жилые помещения были переданы КУ ОО «Омскоблстройзаказчик» по актам приема-передачи 12.11.2013, Министерству имущественных отношений Омской области – 28.04.2014. На момент передачи жилых помещений замечаний к качеству работ не имелось, квартиры соответствовали условиям контрактов, требованиям технического задания. Таким образом, обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнены Минстроем Омской области в рамках своих полномочий в полном объеме. Граждане получили меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ в части обеспечения жилыми помещениями, то есть реализовали свое право в полной мере. Повторное предоставление гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, законом не предусмотрено.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Положениями указанного Федерального закона №159-ФЗ определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. К одной из таких мер, в соответствии с ч.1 ст.8 Закона для детей данной категории, при наличии определенных условий, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из материалов дела (т.1 л.д.19-20) решением Черлакского районного суда Омской области от 03.12.2012 по делу №2-575/2012, вступившим в законную силу 11.01.2013, на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить Маслоцову Владимиру Михайловичу, 07.07.1988 года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.

Установление порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, в соответствии с пунктом 5.5 статьи 3 Закона Омской области от 28.12.2005 №722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», относится к полномочиям Правительства Омской области в жилищной сфере.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 №284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области. Пунктом 7 указанного Порядка определено, что жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений по договорам купли-продажи, Министерством строительства – путем строительства (участия в долевом строительстве).

На основании распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 31.03.2015 №57-рп «О наделении казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» отдельными полномочиями» на КУОО «Омскоблстройзаказчик» возложена обязанность по осуществлению юридически значимых действий по оформлению права собственности Омской области на жилые помещения, приобретаемые путем строительства (участия в долевом строительстве), для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

В соответствии с Уставом КУОО «Омскоблстройзаказчик» (редакция 4), утвержденным распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 23.06.2016 №107-рп и согласованным распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 15.06.2011 №737-р, целями деятельности учреждения, помимо прочего, являются выполнение функций заказчика при размещении государственных заказов на выполнение работ, оказание услуг по проектированию, строительству, реконструкции зданий, сооружений, ремонтно-восстановительным работам, реставрационным и другим работам, переоборудованию, расширению и техническому перевооружению, капитальному ремонту, в том числе заключение договоров долевого участия в финансировании строительства объектов с юридическими и физическими лицами; организация работы подрядных, проектных организаций и авторского надзора по выполнению инвестиционных программ; осуществление контроля и технического надзора за ходом выполнения работ на строительных объектах, обеспечение соблюдения сроков ввода объектов строительства в эксплуатацию; ведение контроля за соответствием объёма, стоимости и качества работ сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам; приемка от исполнителей законченных строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных, реставрационных и других работ.

На основании приведенных положений законодательства и нормативных правовых актов, 08.04.2013 КУОО «Омскоблстройзаказчик» от имени субъекта Российской Федерации – Омской области, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 №284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Государственный заказчик) был заключен Государственный контракт №2013.42390 (т.1 л.д.113-122) с ООО «Омскагрострой» (Застройщик), в соответствии с которым КУОО «Омскоблстройзаказчик» приобрело у ООО «Омскагрострой» в казну Омской области жилое помещение – однокомнатную квартиру №12 в многоквартирном малоэтажном доме общей площадью 33,6 кв.м., по адресу: <адрес>. Названным контрактом предусмотрены требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам жилого помещения в соответствии с техническим заданием (Приложение №1). Кроме того, пунктами:1.6, 2.2, 2.7, 3.2.3, 4.1, 4.2 Контракта указано, что жилое помещение должно иметь надлежащее санитарное и техническое состояние, позволяющее нормальную эксплуатацию, быть свободным и подготовленным к заселению; цена контракта включает в себя стоимость жилого помещения, соответствующего функциональным и техническим характеристикам, установленным проектной документацией и контрактом; в случае выявления обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по контракту, в том числе государственной регистрации права собственности Омской области на приобретаемое жилое помещение, оплата по контракту не производится; государственный заказчик обязуется осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ по строительству многоквартирного малоэтажного дома, соблюдением сроков выполнения таких работ; застройщик передает жилое помещение по акту приема-передачи жилого помещения, подписываемому уполномоченными представителями Государственного заказчика и Застройщика; в Акте приема-передачи жилого помещения указываются: техническое состояние жилого помещения на момент подписания Акта, передаваемая техническая документация на жилое помещение и установленные в нем оборудование и иная необходимая информация.

Таким образом, из положений названного контракта следует, что целью его заключения, являлось приобретение заказчиком качественного жилого помещения, для последующего его использования как жилища определенной выше категорией граждан. Для достижения указанной цели в контракт и был включен пункт о контроле строительства заказчиком.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 04.12.2013 №2654-р (т.1 л.д.72-75) «О передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Омской области» постановлено: принять к учету в казну Омской области от казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» приобретенные за счет средств областного бюджета и находящиеся в собственности Омской области жилые помещения, согласно приложению к настоящему распоряжению, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 33,6 кв.м., стоимостью 970200,00 рублей; включить жилые помещения, в том числе, вышеназванное в специализированный жилищный фонд Омской области и отнести их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; передать жилые помещения Казенному учреждению Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» как уполномоченной организации в сфере управления казенным имуществом Омской области.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 11.12.2013 №2742-р (т.1 л.д.76-77) «О предоставлении специализированных жилых помещений» постановлено: КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» заключить договоры найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 11.12.2013 №2741-р (т.1 л.д.95-96) «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» постановлено: исключить из специализированного жилищного фонда Омской области жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, корпус 2, согласно приложению к настоящему распоряжению, в том числе и жилое помещение (квартира №12) в указанном жилом доме; включить жилые помещения в жилищный фонд социального использования Омской области. КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» заключить договоры социального найма жилого помещения с гражданами согласно приложению к настоящему распоряжению.

Как следует из материалов дела (т.1 л.д.97-100, 108-111) 19.12.2013 между КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» (Наймодатель) и Маслоцовым Владимиром Михайловичем (Наниматель) на основании указанного выше распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 11.12.2013 №2741-р был заключен договор социального найма жилого помещения №44, в соответствии с которым, последнему было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 33,6 кв.м., находящееся в собственности Омской области, состоящее из одной комнаты, расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем. Согласно пункта 1.2 Договора характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения. При этом, Наймодатель обязался передать Нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ (п.2.2); настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон в установленном законодательством РФ порядке в любое время; настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ (п.п.4.1, 4.4). На основании Акта приема-передачи от 19.12.2013 (т.1 л.д.101, 112) указанное выше жилое помещение было передано Наймодателем Нанимателю.

Распоряжением Министерства образования Омской области от 22.09.2014 №3093 (т.1 л.д.26-27) Маслоцов В.М. ранее включенный в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (распоряжение №4084 от 29.12.2012), был исключен из указанного списка в связи с обеспечением жилым помещением по адресу: <адрес>.

Согласно распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 13.03.2018 №54-рп (т.1 л.д.28-34, 155-216) «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» на основании заключения межведомственной комиссии Омской области по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 05.03.2018 №3, постановлено: признать многоквартирный дом №<№>, корпус 2, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащими реконструкции; определить срок отселения физических и юридических лиц – до 31.12.2019 года.

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2019 по делу №А46-19603/2018 (т.1 л.д.28-34, 130-142) удовлетворены исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области и постановлено: расторгнуть в том числе и указанный выше государственный контракт №2013.42390 от 08.04.2013, заключенный между КУОО «Омскоблстройзазазчик» и ООО «Омскагрострой»; с ООО «Омскагрострой» в бюджет Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области взыскано 35 082 805,68 рублей.

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2019 по делу №А46-15822/2019 (т.1 л.д.42-44, 78-83, 143-148) удовлетворены исковые требования Министерства имущественных отношений Омской области и постановлено: применить последствия расторжения государственных контрактов, в том числе №2013.42390 от 08.04.2013 и прекратить право собственности Омской области на жилые помещения – квартиры, в том числе №12, расположенную в жилом доме по адресу: <адрес>

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.04.2020 (т.1 л.д.45-46) и выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 10.07.2020 (т.1 л.д.117) собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец Маслоцов В.М. собственным жильем не обеспечен, что подтверждается и Уведомлением Управления Росреестра по Омской области от отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (т.1 л.д.47).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу части 9 статьи 8 названного Федерального закона №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Министерством имущественных отношений Омской области обязанность по обеспечению Маслоцова В.М. относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением до дня рассмотрения настоящего дела в судебном заседании не исполнена (исполнена ненадлежащим образом) в связи с чем, заявленные к Министерству имущественных отношений Омской области исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.5 ст.83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения.

Поскольку, в судебном заседании установлено, что многоквартирный малоэтажный дом, расположенный по адресу: <адрес> корпус 2, в котором расположена <адрес>, предоставленная истцу Маслоцову В.М. по договору социального найма №44 от 19.12.2013, на основании заключения межведомственной комиссии Омской области признан аварийным и подлежащим реконструкции, соответственно Маслоцов В.М. утратил право на проживание в данной квартире, в следствие чего, заключенный с ним договор социального найма подлежит расторжению по названному выше основанию.

Таким образом, заявленные к КУ ОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» вопреки возражениям последнего, также подлежат удовлетворению, поскольку является надлежащим ответчиком по делу в указанной части заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167 ч.ч.3, 5, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области в интересах Маслоцова Владимира Михайловича – удовлетворить.

Расторгнуть договор социального найма жилого помещения №44 от 19 декабря 2013 года, заключенный между Казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» и Маслоцовым Владимиром Михайловичем, 07.07.1988 года рождения, в связи с утратой жилого помещения.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Маслоцову Владимиру Михайловичу, 07.07.1988 года рождения, благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде социального использования Омской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания, взамен утраченного.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В Губер