ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2013 от 25.10.2013 Троицко-печорского районного суда (Республика Коми)

дело №2-358/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2013 года                     пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Балака О.П.,

с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Умновой Б.О.,

представителей ответчика Гончара П.А., Одинцова А.В.,

представителя третьего лица Сафонова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Коми тепловая компания» о возложении обязанности совершить действия по оснащению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета использованной воды с одновременным вводом его в эксплуатацию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее истец, прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Коми тепловая компания» (далее ОАО «Коми тепловая компания», ответчик, Общество) о возложении обязанности совершить действия по оснащению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета использованной воды с одновременным вводом его в эксплуатацию. Требования мотивированы следующим.

Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере энергоснабжения и энергоэффективности. В ходе проверки было установлено, что ответчик является организацией, осуществляющей водоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Указанная обязанность собственниками жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома в сроки, предусмотренные законом, не исполнена.

На основании ч. 12 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

На момент проведения прокурором проверки и в настоящее время ОАО «Коми тепловая компания» не исполнила возложенную на нее законом обязанность в срок до 1.07.2013 г. оснастить многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды.

Данное обстоятельство, по мнению прокурора, приводит к нарушению жилищных прав граждан, поскольку при отсутствии данного прибора учета используемой воды, плата на общедомовые нужды рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами власти субъекта РФ, лишая при этом возможности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома самостоятельно регулировать объем потребляемого коммунального ресурса посредством экономии, и производить его оплату исходя из фактического объема потребления.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, Администрация сельского поселения «Якша», Управляющая компания «Якшажилсервис», а также собственники жилых помещений, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (Дубовикова Л.Е., Копанев О.А., Копанева А.В., Пашин М.В., Пашин А.М., Непомнящих И.Н., Непомнящих А.Н., действующие в своих интересах и в интересах ФИО1, ФИО2).

В судебном заседании помощник прокурора Умнова Б.О. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, при этом пояснила, что в настоящее время с учетом положений законодательства именно на ответчике, как на ресурсоснабжающей организации лежит обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды и не данная обязанность не ставиться в зависимость от такового желания или не желания собственников жилых помещений.

В судебном заседании представители ответчика Гончар П.А., Одинцов А.В., действующие на основании доверенностей, иск не признали, просили в его удовлетворении отказать. Представитель ответчика Гончар П.А. суду пояснил, что для установки данного прибора учета необходима общедомовая схема холодного водоснабжения, которая находится в Управляющей компании. Ответчиком неоднократно в адрес ООО «Якшажилсервис» направлялись письма с просьбой предоставить данную информацию, однако, до настоящего времени этого сделано не было. Помимо этого, представитель указал, что по данному многоквартирному дому имеются большие долги жильцов по оплате коммунальных услуг, из чего следует вывод, что сами жильцы не желают оплачивать за потребление воды. Подтвердил, что ни собственники жилых помещений, ни ТСЖ, ни Управляющая компания к ответчику с заявлениями об установлении коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды не обращались, хотя до жильцов данная информация доводилась в квитанциях за потребленные коммунальные услуги. Также представитель ответчика указал, что представители ответчика не вправе самостоятельно, без разрешения собственников и управляющей компании входить в помещения многоквартирного дома, а также вести какие-либо работы в нем. Доступ к сетям и оборудованию многоквартирного дома собственники и управляющая компания ответчику не предоставляли.

Представитель ответчика Одинцов А.В., доводы, указанные представителем ответчика Гончаром П.А. подтвердил, дополнительно пояснил, что установка коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды дополнительно увеличит задолженность жильцов по потребленным коммунальным услугам, что в данном случае приведет к финансовым потерям ответчика, вынужденного за свой счет приобретать и устанавливать прибор.

В судебном заседании представитель третьего лица – глава Администрации сельского поселения «Якша» Сафонов В.А., действующий на основании Устава, в целом с доводами, указанными прокурором в иске согласился, при этом пояснил, что 8 квартир данного дома находятся в муниципальной собственности, с жильцами данных квартир заключены договора социального найма. Обращений жильцов многоквартирного дома по вопросу его оснащения коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды в Администрацию сельского поселения не было. Собственник Дубовикова категорически против установления данного прибора. Не смог пояснить обращался ли ответчик в Администрацию с просьбой допустить представителей ОАО «Коми тепловая компания» к инженерным сетям многоквартирного дома с целью их обследования на предмет установки коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды. В случае, если таковое обращение поступит, то основания для его отказа не имеется и доступ будет предоставлен.

В судебное заседание третьи лица ООО «Якшажилсервис», Дубовикова Л.Е., Копанев О.А., Копанева А.В., Пашин М.В., Пашин А.М., Непомнящих И.Н., Непомнящих А.Н., действующие в своих интересах и в интересах ФИО1, ФИО2, извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили. С согласия сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие третьих лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом Службы РК по тарифам от 25.08.2010 № 58/1 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Республики Коми» установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Республики Коми, в соответствии с приложением N 1. Распространены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, установленные пунктом 1 настоящего Приказа, в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоэнергетики, электроэнергетики, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с приложениями №перечень организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения, включено ОАО «Коми тепловая компания».

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено передача МО МР «Троицко-Печорский» МО СП «Якша» муниципального имущества, в т.ч. недвижимого имущества – жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК подтверждено нахождение в собственности граждан следующих жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>:

- <адрес> – Копанев О.А., Копанева А.В. (№ от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> доле каждый);

- <адрес> – Дубовикова Л.Е. (№ от ДД.ММ.ГГГГ);

- <адрес> – Пашин М.В., Пашин А.М. (№ от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> доле каждый);

- <адрес> – Непонящих И.Н., Непонящих А.Н., ФИО1, ФИО2 (№ от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> доле каждый).

Договорами социального найма жилых помещений подтверждено предоставление Администрацией сельского поселения «Якша» ФИО3 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8 квартиры № (договор № от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании пунктов 2.2 Устава ТСЖ «***», утвержденного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес>, Товарищество осуществляет следующие виды деятельности: управление многоквартирным домом; заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и не жилых помещений, а также пользователей жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме.

Протоколом № заседания правления ТСЖ «***» от ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющей компании выбрано ООО «***».

Договором управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ определено, что ООО «Якшажилсервис» и ТСЖ «***» заключили данный договор по условиям которого, Управляющая компания приняла и осуществляет функции по управлению многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Письмом директора Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ООО «Якшажилсервис» подтверждено обращение по вопросу оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов обслуживаемых адресатом многоквартирных домов. Также сообщено о сроках установки общедомовых приборов учета до ДД.ММ.ГГГГ с указанием стоимости работ *** рублей (прибор учета холодного водоснабжения). Предложено сообщить в адрес ОАО «Коми тепловая компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ о согласии по вопросу установки общедомовых приборов учета, либо указать организацию, которая будет проводить данные работы.

Письмом директора Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ООО «Якшажилсервис» подтверждено обращение с просьбой направить исполнительные схемы внутридомовых систем холодного водоснабжения.

Письмом директора Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено обращение к директору ООО «Якшажилсервис» с просьбой обеспечить свободный доступ к местам общего пользования работников Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» для установки приборов учета холодного водоснабжения по адресу: <адрес>.

Ответом председателя ТСЖ «***» от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос подтверждено, что собственники жилых помещений с заявлениями по оснащению многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> коллективным прибором учета использования воды не обращались. С ООО «Якшажилсервис» не заключался договор по оснащению многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> коллективным прибором учета использования воды.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами.

Сторонами не оспаривается, что ОАО «Коми тепловая компания» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет снабжение холодной водой многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Правоотношения по энергосбережению и энергоэффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261-ФЗ).

Целью данного закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч. 2-3 ст. 5 ФЗ №261-ФЗ положения закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения. Положения настоящего закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

    На основании п. 7 ст. 9 вышеуказанного Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления: обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 4 статьи 12 Закона предусмотрено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

На основании п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).

Пунктом 59 (1) Правил предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п. 44 Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В пункте 60 Правил указано, что по истечении указанного в п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 с 1 января 2015 года в случае отсутствия приборов учета предусмотрено применение поэтапно повышаемых коэффициентов платы за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

На основании ч. 5 ст. 13 Закона до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 ст. 13, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (ч. 8 ст. 13 Закона).

До 1 июля 2010 года организации, указанные в ч. 9 ст. 13, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 ст. 13, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 ст. 13, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 ст. 13, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (ч. 10 ст. 13 Закона).

Частью 11 статьи 13 Закона предусмотрено, что субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.

Как отмечалось ранее, в ч. 12 ст. 13 Закона сказано, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 13, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в ч. 9 ст. 13, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 ст. 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 - 6.1 ст. 13, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Из системного анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что до 1 июля 2012 обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды возлагалась на собственников жилых помещений в таких домах.

Из представленных суду сторонами доказательств следует, что собственники <адрес> данную обязанность не исполнили, то есть с заявлениями в Управляющую компанию и в ТСЖ об оснащении многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды не обращались. Данное обстоятельство подтверждено представленным суду ответом председателя ТСЖ «***».

Обязанность оснащения многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды после того, как ее не исполнили собственники жилых помещений согласно законодательству возлагается на организации, которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Суд отмечает, что в рассматриваемом случае такая обязанность должна быть возложена на ответчика, как ресурсоснабжающую организацию, предоставляющую услуги холодного водоснабжения.

Доводы представителей ответчика о том, что для установки данного прибора учета необходима общедомовая схема холодного водоснабжения, которая находится в Управляющей компании и до настоящего времени не предоставлена последней в адрес Общества, заслуживают внимания, однако, не умаляют обязанности ОАО «Коми тепловая компания» обеспечить установку коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды.

Суд отмечает, что наличие у жильцов данного многоквартирного дома долгов по оплате коммунальных услуг правового значения, при рассмотрении настоящего иска, не имеет, поскольку такое основание для освобождения ответчика от возложенной обязанности Законом не предусмотрено.

Помимо этого, в настоящее время не имеет значения отсутствие обращений к ответчику со стороны собственников жилых помещений, ТСЖ или Управляющая компания с заявлениями об установлении коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды, поскольку заявительный характер предусмотрен Законом в отношении собственников жилых помещений в многоквартирных домах при осуществлении им обязанностей по установке таковых приборов в срок до 1 июля 2012 г. Данное обстоятельство согласуется с положениями ч. 9 ст. 10, согласно которой с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Доводы представителей ответчика о том, что со стороны Общества до жильцов необходимая информация об установлении коллективного (общедомового) прибора учета используемой воды доводилась в квитанциях за потребленные коммунальные услуги, не может свидетельствовать об исполнении ответчиком обязанности по установке данного прибора учета. Помимо прочего, суд отмечает, что данная обязанность (информирование жильцов) напрямую предусмотрена ч. 10 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ.

Доводы представителей ответчика об отсутствии у ОАО «Коми тепловая компания» законных оснований самостоятельного, без разрешения собственников и управляющей компании входа в помещения многоквартирного дома, а также ведения какие-либо работы в нем в связи с отсутствием со стороны собственников и управляющей компании доступа к сетям и оборудованию многоквартирного дома не основаны на законе и находятся в противоречии с положениями ч. 12 ст. 13 согласно которой лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Помимо этого, представителями ответчика не представлено доказательств воспрепятствования исполнению ими возложенной законом обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды со стороны собственников или Управляющей компании.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что уклонение ответчика от возложенной на него обязанности ведет к нарушению жилищных прав граждан, лишая возможности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома самостоятельно регулировать объем потребляемого коммунального ресурса посредством экономии, и производить его оплату исходя из фактического объема потребления.

Поскольку ответчиком не представлено суду доказательств исполнения возложенной законом обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды, суд находит заявленный прокурором иск основанным на законе и подлежащим удовлетворению.

Поскольку при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Коми тепловая компания» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу оснастить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета использованной воды с одновременным вводом его в эксплуатацию.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Коми тепловая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Резолютивная часть решения изготовлена и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 30 октября 2013 г.

Судья                      Р.В. Чулков