ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2014 от 09.06.2014 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

  Дело № 2-358-2014 мотивированное решение изготовлено «9» июня 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации      05 июня 2014 года г. ФИО1-Ям

 ФИО1-Ямский районный суд Ярославской области в составе

 председательствующего судьи Коломейской Н.В.,

 с участием прокурора Чижовой С.А.,

 при секретаре Балакиной О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ФИО1-Ямского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО1-Ямского муниципального района о возложении обязанности оборудовать объект социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,

 у с т а н о в и л :

 Прокурор ФИО1-Ямского района Ярославской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации ФИО1-Ямского муниципального района о возложении обязанности оборудовать объект социальной инфраструктуры - здание Управления социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительным нормам и правилам СНиП 35-01- 001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

 В обоснование требований истцом указано следующее. Прокуратурой ФИО1-Ямского района Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов в ФИО1-Ямском муниципальном районе. В ходе проверки обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп в учреждениях и местах общего пользования, были проверены ряд объектов, в том числе и Управление социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, по результатам которой установлено, что Управление не оборудовано специальными конструкциями (пандусами) для доступа в них маломобильных групп населения. Перед входом в здание Управления, расположенное по адресу: <адрес>, имеются ступени, однако не имеется приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для проезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в здание инвалидов. Техническая возможность оборудовать здание Управления пандусами для инвалидов имеется. Учитывая, что здание, находящееся в оперативном управлении Управления социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, является собственностью администрации ФИО1-Ямского муниципального района, то администрация района должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, обеспечивающие их беспрепятственный доступ в учреждение.

 В судебном заседании помощник прокурора ФИО1-Ямского района Чижова С.А. поддержала исковые требования, и подтвердил доводы искового заявления.

 Представитель ответчика Администрации ФИО1-Ямского муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, мнения по иску не представил.

 Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое находится в оперативном управлении, включено в перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, адаптация которого запланирована на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с муниципальной программой «Доступная среда» была изготовлена локальная смета. ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная экспертиза локальной сметы. В связи с увеличением сметной стоимости работ вопрос по проведению строительных работ остается открытым.

 Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

 Судом установлено, что Управление социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано специальными конструкциями (пандусами) для доступа в них маломобильных групп населения.

 Перед входом в здание Управления социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, имеются ступени, однако не имеется приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для проезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в здание инвалидов. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: справкой о проверке исполнения законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.10), а также фотографиями(л.д.11-12), а также не были опровергнуты ответчиком.

 В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

 Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

 В целях выполнения требований указанного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 73 принят Свод правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений дляинвалидов и других маломобильных посетителей», в соответствии с п. 5.1 которогопроектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

 Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

 Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

 Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии сКонституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. П.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131 установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

 Местное самоуправление, согласноКонституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

 Пунктом 1статьи 296 ГК РФпредусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ

 В соответствии с п. 1.1. Положения об Управлении социальной защиты населения и труда Администрации ФИО1-Ямского муниципального района – Управление является муниципальным казенным учреждением. Управление является структурным подразделением администрации ФИО1-Ямского муниципального района (п. 1.2. Положения).

 Функции и полномочия учредителя в отношении Управления осуществляются администрацией ФИО1-Ямского муниципального района (п. 1.3 Положения). Имущество Управления закрепляется за ним на праве оперативного управления Учредителем и является муниципальной собственностью ФИО1- Ямского муниципального района (п. 6.1. Положения).

 Согласно п. 2.2. Положения одной из основных задач Управления является осуществление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

 Управление реализует переданные государственные полномочия в сфере социальной поддержки населения (п. 3.2. Положения). Управление проводит комплексную работу по социальной, медико-социальной, профессиональной реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, формированию барьерной среды жизнедеятельности инвалидов (п. 3.7 Положения).

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что здание Управления осуществляются администрацией ФИО1-Ямского муниципального района является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования вышеуказанных правовых норм.

 Таким образом, суд приходит к выводу, чтоусловия для посещенияназванного объекта социальной инфраструктуры инвалидами, лишенными возможности передвижения без использования кресел-колясок, отсутствуют, чем нарушаютсяправа указанной категории граждан.

 Необеспечение доступности зданий для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.

 На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора ФИО1-Ямского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворению.

 Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

 Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Исковые требования прокурора ФИО1-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

 Обязать администрацию ФИО1-Ямского муниципального района оборудовать объект социальной инфраструктуры - здание Управления социальной защиты населения и труда администрации ФИО1-Ямского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительным нормам и правилам СНиП 35-01- 001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через ФИО1-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Судья Н.В.Коломейская