Дело № 2-358/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Т.В.Барановой, при секретаре М.Б.Рыжих, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского транспортного прокурора Республики Карелия в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Мир» о признании определенной деятельности несоответствующей требованиям федерального законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Карельский транспортный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями о признании деятельности общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Мир» (далее - ООО «НПП Мир», Общество) по осуществлению перевозки коммерческих грузов экспериментальными воздушными судами при отсутствии на то специальной программы, согласованной с Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации, несоответствующей требованиям федерального законодательства; о возложении обязанности на ООО «НПП Мир» прекратить осуществление деятельности по перевозке коммерческих грузов экспериментальными воздушными судами до получения на то в установленном законом порядке согласования Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации.
Помощник Карельского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Шумилова А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представители ответчика ООО «НПП Мир» - адвокат Кацар С.В., действующий на основании ордера, генеральный директор, заявленные требования не признали, просили в иске отказать.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «НПП Мир» требований федерального законодательства при осуществлении деятельности по коммерческой перевозке грузов воздушным транспортом при эксплуатации экспериментальных воздушных судов. Проведенной проверкой установлено, что ООО «НПП Мир» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) № по юридическому адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица № и свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения №.
В соответствии с Уставом ООО «НПП Мир» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, основным видом деятельности Общества является летные испытания авиационной техники с использованием летающей лаборатории, выполнение испытательных полетов, совмещенных с перевозкой грузов, авиационно-техническая эксплуатация и обслуживание воздушных судов и т.п. (пункт 2.2 Устава).
Общество имеет лицензию № на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, выданной ДД.ММ.ГГГГ г. Минпромторгом России (л.д. №).
ООО «НПП Мир» в рамках осуществления экспериментальной деятельности эксплуатирует воздушное судно ИЛ-18 бортовой №, которое имеет удостоверение о годности к полетам экспериментального воздушного судна регистрационный номер №, выданное ДД.ММ.ГГГГ г. Минпромторгом России, срок действия которого продлен до ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно информации, представленной ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ООО «НПП Мир» на ВС ИЛ-18 №ДД.ММ.ГГГГ г. выполняло испытательные полеты, совмещенные с перевозкой груза, указанного как служебный.
Согласно свидетельствам о государственном учете экспериментального воздушного судна собственником ВС ИЛ-18 №ДД.ММ.ГГГГ г. с ДД.ММ.ГГГГ г. до ДД.ММ.ГГГГ г. являлось ООО «Н.», а с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время - ООО «М.» (л.д. №).
Между ООО «НПП Мир» и указанными выше компаниями были заключены договоры аренды воздушного судна, согласно условиям которых ООО «Н.», ООО «М.» передали ВС ИЛ-18 № в аренду ООО «НПП Мир» для выполнения испытательных полетов, совмещенных с перевозкой грузов, согласно постановлению Правительства РФ № 862 от 30.07.1999 г.
В дальнейшем, ООО «НПП Мир» ДД.ММ.ГГГГ г. с ООО «Н.», ДД.ММ.ГГГГ г. с ООО «М.» были заключены договоры на оказание транспортных услуг по авиаперевозкам, согласно условий которых, ООО «НПП Мир» предоставляет по заявкам указанных выше ФИО1 ИЛ-18 № с экипажем для осуществления испытательных полетов, совмещенных с перевозкой груза, по согласованным маршрутам. Стоимость услуг по данным договорам определена стоимостью 1-го летного часа в размере ... руб., фактическим налетом и затратам.
В дополнение к указанным выше договорам ООО «НПП Мир» с ООО «Н.», а в последствии с ООО «М.» были заключены договоры об оказании услуг агентирования, согласно условиям которых ООО «НПП Мир» принимает на себя обязательства по обеспечению полетов ВС ИЛ-18 №, а ООО «Н.» и ООО «М.» возмещают ему понесенные расходы и выплачивают агентское вознаграждение в размере ...% от стоимости полученных товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст.ст.1005, 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала, а принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно представленным ООО «НПП Мир» грузовым накладным указанными выше рейсами ВС ИЛ-18 № фактически осуществлялась перевозка товаров народного потребления и продуктов питания, не имеющих отношения к уставной деятельности Общества.
По указанным грузовым накладным отправителями и получателями грузов являлись следующие компании, в интересах которых фактически и осуществлялась их воздушная перевозка: ....
В соответствии с п.23 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица).
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Положения указанных выше нормативных актов, регламентирующих деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов, указывают на то, что под служебным грузом, перевозимым воздушным транспортом и не рассматривающимся в качестве коммерческого, является груз, перевозимый для обеспечения собственных нужд юридического лица. В рассматриваем случае к такому грузу относился бы груз, перевозимый исключительно в интересах ООО «НПП Мир».
В соответствии с ч.3 ст.101 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) коммерческой воздушной перевозкой является воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
В своих пояснениях представитель ООО «НПП Мир» указывает, что ответчик не осуществляет коммерческую воздушную перевозку, в том понятии, которое определено ч.3 ст.101 ВК РФ, а именно воздушная перевозка, предоставляемая за плату. Какой-либо прибыли, т.е. коммерческой выгоды от осуществления данной перевозки, ООО «НПП Мир» не получает. Между ООО «НПП Мир» и ООО «Н.», ООО «М.» были заключены договоры на оказание транспортных услуг по авиаперевозкам и договоры об оказании услуг агентирования, согласно которым за оказанные транспортные услуги Обществу были частично возмещены понесенные затраты, а за агентские услуги выплачивалось вознаграждение в размере ...% от стоимости оказанных агентских услуг. В указанных договорах какие-либо сведения о плате за перевозку груза отсутствуют. Таким образом, представитель ООО «НПП Мир» полагает, что истец неправильно сделал вывод о фактическом получении Обществом прибыли (коммерческой выгоды) в размере ...% от стоимости агентских услуг за услуги по перевозке грузов. Документы по исполнению агентских договоров, а именно: письменные поручения, ежемесячные отчеты об исполнении поручений, счета-фактуры, акты приемки-сдачи услуг агентирования, платежные поручения - свидетельствуют об оплате агентских услуг, а не об оплате услуг по перевозке грузов.
С указанным доводом суд не соглашается, поскольку по условиям договоров, заключенных ООО «НПП Мир» с ООО «Н.» и ООО «М.», последними Обществу за оказанные услуги по перевозке грузов ВС ИЛ-18 № возмещались фактически понесенные затраты, и выплачивалось агентское вознаграждение в размере ...% от стоимости полученных товаров (работ, услуг), в размере которого ООО «НПП Мир» и получало прибыль, т.е. коммерческую выгоду от осуществления указанной деятельности.
Суд приходит к выводу, что ООО «Н.» и ООО «М.» на основании ст.104 ВК РФ фактически осуществляли фрахтование указанного выше воздушного судна, при котором одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки груза.
В соответствии с п.2 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - ФАП-82), они применяются и при осуществлении внутренних воздушных перевозок рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).
Согласно п.56 ФАП-82 заключение договора воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Однако, на основании п.32 ФАП-82, плата за перевозку грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна, в перевозочном документе не указывается. В связи с чем, в грузовых авианакладных, оформленных на воздушную перевозку грузов ВС ИЛ-18 №, отсутствуют сведения о суммах оплаты их перевозки.
Анализ указанных выше данных свидетельствует о том, что ООО «НПП Мир» при осуществлении экспериментальных полетов ВС ИЛ-18 №, являющимся экспериментальным воздушным судном - летающей лабораторией, также осуществляло коммерческую перевозку грузов воздушным транспортом.
В соответствии с п.5.24.2 Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации, утвержденных приказом Генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 28.06.2000 № 104 (далее - ФАП-104), коммерческие перевозки грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовленными на основании постановления Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях», согласно п.2 которого разрешается организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.
При этом в соответствии с п.5.24.1 ФАП-104 перевозки служебных грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с «Инструкцией о порядке перевозки служебных пассажиров и грузов на пассажирских и транспортных воздушных судах летно-испытательных подразделений, объединений, предприятий и организаций Минавиапрома СССР», введенной в действие от 17.04.1990 № ЦП-199.
Однако, условия договоров, заключенных ООО «НПП Мир» с ООО «Н.» и ООО «М.», прямо указывают на то, что использование ВС ИЛ-18 № для выполнения испытательных полетов, совмещенных с перевозкой грузов, осуществляется на основании постановления Правительства РФ № 862 от 30.07.1999, разрешающего использование экспериментальных воздушных судов для перевозки грузов за плату на договорной основе, т.е. для коммерческой воздушной перевозки, но при условии наличия специальных программ, согласованных с Федеральной службой воздушного транспорта России.
Проведенной Карельской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «НПП Мир» по вопросу согласования специальных программ на использование экспериментального ВС ИЛ-18 № для перевозки грузов за плату на договорной основе в Федеральное агентство воздушного транспорта России не обращалось и указанное согласование не получало.
В соответствии с п.5.4.13 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу иных документов в установленной сфере деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, удостоверяющих право юридических осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждается материалами дела, что ООО «НПП Мир», осуществляя деятельность по перевозке коммерческих грузов экспериментальными воздушными судами при отсутствии специальной программы, согласованной с Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации, нарушает установленные законодательством Российской Федерации правила осуществления указанной деятельности.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «НПП Мир» в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Мир» о признании определенной деятельности несоответствующей требованиям федерального законодательства, о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать деятельность ООО «НПП Мир» по осуществлению перевозки коммерческих грузов экспериментальными воздушными судами при отсутствии на то специальной программы, согласованной с Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации, несоответствующей требованиям федерального законодательства.
Обязать ООО «НПП Мир» прекратить осуществление деятельности по перевозке коммерческих грузов экспериментальными воздушными судами до получения на то в установленном законом порядке согласования Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Мир» государственную пошлину в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2016 года.