ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2016 от 25.11.2016 Целинного районного суда (Алтайский край)

Гр. дело № 2-358/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное 25 ноября 2016 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Н.А.

при секретаре Лесковой Ю.К.

с участием помощника прокурора Целинного района Федорищева Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о признании незаконным бездействия администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, выразившегося в не предоставлении муниципальных услуг в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме, не разработке и не размещении в сети «Интернет» административных регламентов оказания муниципальных услуг, в том числе, на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, не утверждении и не размещении в сети «Интернет» Реестра муниципальных услуг в соответствии со ст. 11 Закона, не включении сведений о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Просит обязать администрацию Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края в срок до <дата> предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме, разработать административные регламенты оказания муниципальных услуг, которые разместить в сети «Интернет», в том числе на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, утвердить Реестр муниципальных услуг в соответствии со ст. 11 Закона, разместить его в сети «Интернет», включить сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, обеспечить к ним доступ для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

В обоснованность заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в деятельности администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края.

В нарушение норм действующего федерального законодательства администрацией Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме не предоставляются, административные регламенты оказания муниципальных услуг не разработаны, в сети «Интернет», в том числе, на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края не размещены, Реестр муниципальных услуг в соответствии со ст. 11 закона не утвержден, в сети «Интернет» также отсутствует, сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг не включены, для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) не доступны.

Учитывая, что получателями муниципальных услуг, помимо физических лиц, также являются субъекты предпринимательской деятельности, а в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, информационную поддержку таких субъектов и организаций, несоответствие, отсутствие необходимой информации об оказании муниципальных услуг негативно отражается на их деятельности.

Указанные нарушения препятствуют получению полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, делают недоступным обращение неопределенного круга лиц: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за муниципальными услугами и предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме по выбору заявителя.

В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Федорищев Р.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил срок выполнения заявленных требований - до <дата>.

Представитель ответчика - администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен своевременно и надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав пом. прокурора Целинного района Федорищева Р.И., суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст. 14 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Аналогичное следует из ст. 3 Устава МО «Шалапский сельский совет Целинного района Алтайского края».

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п. 6 ст. 4 Закона).

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Закона заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В соответствии с п.п. 1,2 ч. 1 ст. 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Согласно п.п. 1-3 ч. 6 ст. 11 Закона Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. В силу ч. 3 ст. 29 Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года. В соответствии с пп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг. В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг от <дата>, что ответчиком муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме не предоставляются; административные регламенты оказания муниципальных услуг не разработаны, в сети «Интернет», в том числе, на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края не размещены, Реестр муниципальных услуг в соответствии со ст. 11 закона не утвержден, в сети «Интернет» также отсутствует, сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг не включены, для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) не доступны. В адрес главы Шалапского сельсовета Целинного района направлено представление прокурора Целинного района об устранении нарушений требований федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласно ответу главы Шалапского сельсовета Целинного района от <дата>, в администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края разработаны проекты постановлений о приведении в соответствие с законодательством НПА в данной сфере: проект постановления «Об утверждении Реестра муниципальных услуг, исполняемых администрацией Шалапского сельсовета», проект постановления «Об отмене постановления администрации Шалапского сельсовета № 10 от 01.08.2012 года «Об утверждении сводного Реестра муниципальных услуги и муниципальных функций, исполняемых администрацией Шалапского сельсовета»; разработаны проекты соответствующих регламентов муниципальных услуг (за основу взяты типовые регламенты на портале Электронного правительства ОЕПАК); в настоящее время начата работа по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде – по первому этапу: присоединение к электронным карточкам типовых услуг, в дальнейшем планируется подключение к защищенному каналу связи.. Таким образом, до настоящего времени вышеуказанные нарушения администрацией Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края не устранены. Вместе с тем, суд соглашается с доводами прокурора Целинного района Алтайского края о том, что указанные нарушения препятствуют получению полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, делают недоступным обращение неопределенного круга лиц: граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за муниципальными услугами и предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме по выбору заявителя. В связи с изложенным, требования прокурора Целинного района подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает, что срок до <дата>, установленный для выполнения требований, является разумным и обоснованным, позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования на 2017 год. Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины так же освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, выразившееся в не предоставлении муниципальных услуг в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме, не разработке и не размещении в сети «Интернет» административных регламентов оказания муниципальных услуг, в том числе на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, не утверждении и не размещении в сети «Интернет» Реестра муниципальных услуг, не включении сведений о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, отсутствии к ним доступа для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Обязать администрацию Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края в срок до <дата> предоставлять муниципальные услуги в пределах полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со стандартами предоставления муниципальных услуг в электронной форме, разработать административные регламенты оказания муниципальных услуг, которые разместить в сети «Интернет», в том числе, на сайте администрации Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края, утвердить Реестр муниципальных услуг, разметить его в сети «Интернет», включить сведения о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Шалапского сельсовета Целинного района в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, обеспечить к ним доступ для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения. Судья подпись