Дело № 2-8/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 12 февраля 2018 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Афаныгина А.Н.,
при секретаре Бурлаковой Т.А.,
с участием:
представителя ответчика ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО4 о признании недействительным договоров аренды земельных участков и применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) обратилось в суд с иском к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области (далее Администрация) и ФИО4., в котором просит признать недействительными (ничтожными): договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в д. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ№-АФ; договор аренды земельного участка с кадастровым номером № расположенного в д. <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ№-АФ, применить к указанным договорам последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения прав ФИО4 на земельные участки с кадастровыми №; исключить из ЕГРН сведения об указанных земельных участках.
В обоснование заявленных требований указывает, что у Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области, заключившей оспариваемые Минприроды России договоры аренды, отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками с кадастровыми № расположенными в границах национального парка «Русский Север», и которые в силу закона являются федеральной собственностью. Договоры аренды земельных участков не были согласованы с Минприроды России, нарушают публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку оспариваемые договоры аренды земельных участков заключены с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, они являются ничтожными сделками, не порождающими у ФИО4 прав на землю.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ФИО4 В судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель ФИО4 – ФИО1. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ответчик имеет заинтересованность в использовании спорных земельных участков, которые ему предоставлены Администрацией на праве аренды. Земельные участки расположены в границах населенного пункта - д. <адрес>. Разрешенное использование земельных участков по данным ЕГРН – индивидуальное жилищное строительство, что не противоречит целям и задачам национального парка «Русский Север», а также не может нанести ущерб природным комплексам и охраняемым объектам растительного и животного мира. Вместе с тем, в случае, если суд установит основания для признания договоров аренды недействительными, просит применить двустороннюю реституцию, обязав администрацию возвратить ему уплаченную по сделкам арендную плату.
Представитель Администрации ФИО2 заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорные земельные участки не относятся к федеральной собственности, так как не предоставлены в постоянное бессрочное пользованию национальному парку «Русский Север». Данные участки находятся на территории населенного пункта, отнесены к неразграниченной государственной собственности, находятся в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего Администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочий Минприроды России на распоряжение земельными участками. Разрешенное использование земельных участков установлено в соответствии с генеральным планоммуниципального образования г.Кириллов, согласованным с Минприроды России.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский Север» (далее ФГБУ «Национальный парк «Русский Север») ФИО3 исковые требования поддержала, суду пояснила, что спорные земельные участки находятся в границах национального парка «Русский Север», в силу закона являются федеральной собственностью независимо от того, что не предоставлены в постоянное бессрочное пользование Учреждению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований со ссылкой на то, что земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указал, что на земельных участках с кадастровыми № и № отсутствуют объекты культурного наследия и зоны охраны объектов культурного наследия.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) заключены: договор №-АФ аренды земельного участка с кадастровым номером № и договор №-АФ аренды земельного участка с кадастровым номером № относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, расположенных в д. <адрес>, площадью 1315 кв.м каждый, на срок 20 лет с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением руководителя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, разработана схема планировочной организации земельного участка.
Постановлением руководителя администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, разработана схема планировочной организации земельного участка.
Из материалов дела следует, что национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс. га создан постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.
Статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации для природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, установлен режим особой охраны и среди прочего на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещено строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (подпункт 2 пункт 7).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12, подпунктом «б» пункта 2, пунктом 5 статьи 2, пунктами 1, 2 статьи 15 указанного Федерального закона национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения с выделением зон, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зон, в которых экономическая и иная деятельность ограничивается в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Зонирование территории осуществляется с выделением:
заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
зоны традиционного экстенсивного природопользования.
При этом на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Вместе с тем, по смыслу подпункта «д» пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ допускается строительство и эксплуатация указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
С этим соотносится положение подпункта «д» пункта 1 статьи 15, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Пункт 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации также не ограничивает возможность осуществления строительства, реконструкции объема капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории, предусматривая особый порядок выдачи разрешений на строительство.
Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов, таким образом, зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка.
Согласно пункту 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Приказом Минприроды России от 25 октября 2012 года № 345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север», пунктами 10, 10.5 которого на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О.
Согласно справке и.о главы администрации города Кириллова от ДД.ММ.ГГГГ№ границы населенного пункта д. Звоз муниципального образования <адрес> закоординированы и стоят на кадастровом учете. Земельные участки с кадастровыми № и № полностью входят в границы населенного пункта д. <адрес>.
Указанные сведения подтверждаются выкопировкой местоположения земельных участков в д. Звоз, договорами аренды, кадастровыми выписками о земельных участках, где обозначено разрешенное использование земельных участков: индивидуальное жилищное строительство, градостроительными планами земельных участков.
Из отзыва Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области следует, что на земельных участках с кадастровыми № и № отсутствуют объекты культурного наследия и зоны охраны объектов культурного наследия.
По данным ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» спорные земельные участки находятся на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в зоне хозяйственного назначения.
В зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) земельные участки, предоставленные в аренду ФИО4 не входят.
Поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены на землях населенного пункта д. Звоз, в зоне хозяйственного назначения национального парка Русский Север, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, а также строительство и эксплуатация объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов, учитывая, что иск заявлен Минприроды России, то есть органом, осуществляющим управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, при рассмотрении дела необходимо установить, противоречит ли целям и задачам национального парка «Русский Север» и нанесет ли ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, использование земельных участков ответчиком в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Однако, доказательств того, что использование земельных участков с кадастровыми № и № ФИО4 в соответствии с видом разрешенного использования повлечет указанные выше последствия истцом не представлено.
Вместе с тем, из анализа ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что истец должен представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что используемый им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
При этом, судом для сторон были обозначены имеющие для дела обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также предложено Минприроды России предоставить их суду, в том числе посредством проведения по делу соответствующей экспертизы.
Данное требование суда исполнено истцом не было.
Спорные земельные участки являются объектами публичной собственности, права собственника на которые осуществляют уполномоченные на то органы, к каковым Минприроды России не относится.
Вместе с тем, Росимуществом требований о признании спорных договоров аренды земельных участков не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области и ФИО4 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Афаныгин А.Н.
Решение принято (составлено) в окончательной форме 15 февраля 2018 года.
Судья: Афаныгин А.Н.
Копия верна:
Судья Афаныгин А.Н.