ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2017 от 29.03.2017 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Дело <...>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<...><...> г.

<...> суд <...> в составе:

судьи ФИО7

при секретаре ФИО1,

с участием: представителя истца- ФИО9-ФИО3,

представителя ответчика- заместителя начальника <...> отдела УФССП по <...>ФИО4, действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица- старшего помощника <...> прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <...> к <...> отделу судебных приставов УФССП России по <...> об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования <...> обратилась с исковым заявлением в <...> суд <...> к <...> отделу судебных приставов УФССП России по <...> об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обосновании заявленных требований указанно, что решением Лабинского городского суда от <...> администрация <...><...> обязана принять дополнительные меры по необходимому финансированию МОБУ СОШ <...><...> для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем внесения в проект бюджета на очередной финансовый год расходов по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.

Постановлением заместителя отдела - заместителя старшего судебного пристава <...> ГОСП УФССП России по <...>ФИО4 возбуждено исполнительное производство <...>-<...>.

Постановлением от <...> с администрации муниципального образования <...> взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного листа <...> от <...> по делу <...> в сумме 50 000 рублей.

Утверждение местного бюджета на очередной финансовый год входит в компетенцию Совета муниципального образования <...> в соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования <...>. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от <...><...>-Ф3 «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год», постановлением администрации № <...><...> «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования <...> от <...><...> «О порядке составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период» В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса РФ внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа осуществляется в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 184.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с приложением к постановлению администрации МО <...> от <...><...> предложения по финансовому обеспечению действующих и принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде, обоснования бюджетных ассигнований по расходным обязательствам, предлагаемым к принятию или изменению предоставляют главные распорядители средств местного бюджета, а также органы местного самоуправления МО <...>, выполняющие функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных (автономных) учреждений не позднее 25 сентября текущего года. Проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (с приложениями и пояснительной запиской), документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Финансовое управление администрации МО <...> в срок 15 ноября администрация МО <...>.

В указанный срок управление образования как главный распорядитель бюджетных средств и орган осуществляющий полномочия и функции учредителя в отношении СОШ <...><...> не предоставляло материалы и документы для включения в бюджет расходы по исполнению требований указанных в решении суда по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства. Следовательно, в проект бюджета на 2016 год небыли включены средства на реализацию решения суда.

Однако, после предоставления директором СОШ <...> сметных расчетов в сентябре 2016 года, в результате внесения изменений в бюджет района в 2016 году объем финансирования за счет средств местного бюджета МОБУ СОШ <...> на исполнение решения <...> суда от <...> составил 358 728, 40 (триста пятьдесят восемь тысяч семьсот двадцать восемь тысяч 40 рублей). Указанные средства направлены на устранение нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, указанные в исполнительном листе.

По сообщению директора СОШ <...>ФИО2 проделана следующая работа: расчистка надворного туалета, уложена плитка в мужском туалете, изготовлены три бетонных раздвижных люка, закрывающие выгребную яму, произведен капитальный ремонт с установкой умывальных раковин и питьевых фонтанчиков в коридоре первого этажа здания.

В соответствии с приложением <...> к решению Совета муниципального образования <...> от <...><...> «О местном бюджете муниципального образования <...> на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Решение о Бюджете) согласно ведомственной структуре расходов местного бюджета на 2017 год управлению образования администрации муниципального образования <...> заложены средства в сумме 929 032,1 (девятьсот двадцать девять миллионов тридцать две тысячи один) рубль, в том числе на реализацию программы «Развитие образования» на 2017-2021 годы» - 330 006,4 (триста тридцать миллионов шесть тысяч четыре) рублей. Таким образом, администрация муниципального образования <...> частично исполнила решение суда.

В целях реализации указанных полномочий, развития системы дошкольного образования, обновления, укрепления и совершенствования материально-технической базы, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ принята долгосрочная целевая программа, реализуемая за счет средств местного бюджета и утверждена соответственно местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...><...> утверждена муниципальная программа муниципального образования <...> «Развитие образования» на 2017- 2021 годы». В соответствии с указанной программой управлению образования администрации муниципального образования <...> заложены бюджетные средства местного бюджета по п. 1.1.2.1 «Капитальный ремонт зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций» на 2017- 2019 годы - 11 006,0 (одиннадцать миллионов шесть тысяч) рублей. Запланировано количество капитально отремонтированных зданий и сооружений в образовательных организациях по программе - 7 единиц. В 2017 году предусмотрено выделение 9006,0 (девять миллионов шесть тысяч рублей) на капитальный ремонт учреждений образования. В соответствии с приказом начальника управления образования от <...><...> утверждено распределение субсидии из средств местного бюджета на проведение капитального ремонта. В соответствии с приложением к приказу МОБУ СОШ <...><...> распределено субсидий в сумме 1 000 000 (один миллион рублей) на проведение капитального ремонта здания учреждения.

В соответствии с соглашением <...> от <...> между управлением образования и МОШ <...><...> учреждению образования в соответствии с программой «Развитие образования» выделено 1 000 000 (один миллион) рублей на проведение ремонта в здании школы, который будет выполнен школой в рамках исполнения решения <...> суда от <...>.

На основании изложенного, истец просит суд: освободить администрацию муниципального образования <...> от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца- ФИО10-ФИО3 поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их.

В судебном заседании представитель ответчика – заместитель начальника <...> городского отдела УФССП по <...>ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований администрации МО <...>, при этом пояснил суду, что <...> на исполнение в Лабинский ГОСП поступил исполнительный лист серии ФС <...> от 20 04 2016.г об обязании администрации муниципального образования <...> принять дополнительные меры по необходимому финансированию МОБУ СОШ <...><...> для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, путем внесения в проект бюджета на очередной финансовый год расходов по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

<...> возбуждено исполнительное производство <...>. Постановление о возбуждении исполнительного производства вместе с предупреждением о возможном привлечении к уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда но ст.315 УК РФ направлено должнику (администрации муниципального образования <...>.).

<...> данные постановления получены Администрацией Муниципального образования <...>. Сведения о полном исполнения решения <...> суда по делу <...> судебному приставу - исполнителю не предоставлены. В связи с чем, <...> в приемную должника сдано требование о предоставлении сведений об исполнении решения суда. Согласно представленной информации решения суда по делу <...> исполнено частично.

Только после этого, <...> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора вместе с требованием в 50-ти дневный срок, принять дополнительные меры по необходимому финансированию МОБУ СОШ <...><...> для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, путем внесения в проект бюджета на очередной финансовый год расходов по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

До настоящего времени требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.

Таким образом, с момента вынесения решение суда (<...>) по дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (<...>) прошло полтора года, что является длительным сроком и должник имел возможность исполнить решение суда.

Представитель третьего лица- старший помощник <...> прокурора ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований администрации МО <...>.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследовав исполнительное производство, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от <...> "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ (далее по тексту определения - Закон об исполнительном производстве), Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением <...> суда от <...> по делу <...> администрация МО <...> обязана принять дополнительные меры по необходимому финансированию МОБУ СОШ <...><...> для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем внесения в проект бюджета на очередной финансовый год расходов по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.

Постановлением заместителя отдела - заместителя старшего судебного пристава <...> ГОСП УФССП России по <...>ФИО4 возбуждено исполнительное производство <...>-<...>.

Постановлением от <...> с администрации муниципального образования <...> взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного листа <...> от <...> по делу <...> в сумме 50 000 рублей.

До настоящего времени требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от <...> N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Из данной правовой позиции, так же следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В судебном заседании установлено, что с момента вынесения решение суда (<...>) по дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (<...>) прошло полтора года, что является длительным сроком и должник имел возможность исполнить решение суда.

Истцом не представлены доказательства того, что неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должников и объективно свидетельствующими об отсутствии их вины.

Таким образом, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования <...> к <...> отделу судебных приставов УФССП России по <...> об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования <...> к <...> отделу судебных приставов УФССП России по <...> об освобождении от уплаты исполнительского сбора- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <...>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <...> суд.

Судья <...>

<...> суда ФИО11