Гр. дело № 2-358/2018 | Мотивированное решение составлено 20 марта 2018 года | ||
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации | |||
15 марта 2018 года | город Апатиты | ||
Апатитский городской суд Мурманской области в составе | |||
председательствующего судьи | Муравьевой Е.А. | ||
при секретаре | ФИО1 | ||
с участием прокурора | Коваленко О.В. | ||
представителя ответчика | ФИО2, | ||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов муниципального образования к администрации муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности разработать и утвердить нормативные правовые акты, | |||
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Апатиты обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования к администрации муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности разработать и утвердить нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями и случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий.
В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Апатиты во исполнение плана работы проведена проверка деятельности Комитета по управлению имуществом при администрации г. Апатиты по осуществлению полномочий собственника в части контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий: МУП «АЭСК», МУП «Аметист», МУП «Заполярье», МУП «Восход», МУП «Фармация», МУП «АГР», МУП «Геоинформцентр». Имущество муниципального предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежат таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В полномочия ответчика входит разработка и утверждение нормативных правовых актов, устанавливающих случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий и порядок осуществления заимствования муниципальными унитарными предприятиями города Апатиты. В нарушение статей 20, 21 и 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» администрацией города Апатиты не были определены случаи проведения обязательного аудита, не установлены значения финансовых показателей для проведения обязательного аудита. Неисполнение администрации муниципального образования обязанностей по определению случаев проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности и порядка осуществления заимствований препятствует осуществлению надлежащего контроля за финансовой деятельностью муниципальных предприятий города Апатиты, что может повлечь за собой нарушение имущественных прав муниципального образования. Отсутствие указанных нормативных правовых актов затрагивает интересы муниципального образования, поскольку любое нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств и имущества, а также искажение в отчете или отчетности, может повлечь за собой финансовые потери, причиняя материальный ущерб муниципальному образованию.
Просит возложить на администрацию муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области обязанность в срок до 1 мая 2018 года разработать и утвердить нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями и случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Коваленко О.В. на удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в нем; в части предоставления ответчику срока для устранения нарушений законодательства до 1 августа 2018 года не возражала.
Представитель администрации муниципального образования города Апатиты ФИО3 в судебном заседании представила письменное заявление, в котором требования прокурора признала. Вместе с тем просила с учетом времени, необходимого для разработки и утверждения нормативных правовых актов, предоставить срок до 1 августа 2018 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (пункт 2 статьи215Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 49 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу пункта 10 статьи 35 указанного Федерального закона к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определениепорядкауправления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определениепорядкапринятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальныхпредприятий.
На основании части 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (часть 4 статьи 51 Федерального закона).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных положений законодательства следует, что определениепорядкауправления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
Основными задачами управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Апатиты в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Апатиты, утвержденным решением Совета депутатов МО город Апатиты от 31 марта 2008 года № 406 (далее – Положения о порядке управления и распоряжения имуществом) являются: обеспечение эффективного использования муниципального имущества; осуществление контроля за сохранностью и использованием объектов муниципальной собственности; создание условий для пополнения городского бюджета и исполнения социальных программ города Апатиты.
В соответствии со статьей 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, от имени города Апатиты и в интересах его населения права собственника осуществляют органы местного самоуправления города Апатиты в пределах их компетенции, установленной Уставом муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Как установлено судом, на территории города Апатиты осуществляют деятельность следующие муниципальные предприятия: Муниципальное унитарное предприятие «АЭСК», Муниципальное унитарное предприятие «Аметист», Муниципальное унитарное предприятие «Заполярье», Муниципальное унитарное предприятие «Восход», Муниципальное унитарное предприятие «Фармация», Муниципальное унитарное предприятие «АГР», Муниципальное унитарное предприятие «Геоинформцентр».
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, учредителем данных муниципальных предприятий является администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, регламентируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с частью 1 ст. 20указанного Федерального закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества (подпункт 11); утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение (подпункт 12); утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия (подпункт 9); собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (подпункт 16); имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации (подпункт 17).
Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает необходимость определения органами местного самоуправления порядка осуществления заимствований унитарнымипредприятиями(ч. 2 ст. 24); случаев проведения аудиторской бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 26).
Так, в силу положений ч. 2 ст.24указанного Федерального закона унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами (статья 26 Федерального закона).
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства следует, что в полномочия администрации города Апатиты входит разработка и утверждение нормативных правовых актов для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, а также функционированием муниципальныхунитарныхпредприятий и контроль за их финансовой деятельностью.
Осуществление надлежащего контроля за финансовой деятельностью муниципальных унитарных предприятий города Апатиты, предупреждения и борьбы с коррупцией является обязанностью органа местного самоуправления, в полномочия которого входит принятие муниципальных правовых актов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Апатиты проведена проверка деятельности ответчика в части контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий, в ходе которой установлено, что администрацией города Апатиты не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных предприятий, а также порядок осуществления заимствований муниципальными унитарными предприятиями, что ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах иск прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями и случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий подлежит удовлетворению.
Суд соглашается со сроком устранения нарушения закона до 1 августа 2018 года, поскольку он является разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей по разработке и утверждению ответчиком нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194–199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Апатиты в защиту интересов муниципального образования к Администрации муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности разработать и утвердить нормативные правовые акты удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 1 августа 2018 года разработать и утвердить нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями и случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Муравьева