ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2019260012-01-2019-000129-26 от 13.05.2019 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-358/2019 26RS0012-01-2019-000129- 26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки 13 мая 2019 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего федерального судьи Федорова К.А.,

при секретаре Кафаровой Т.С.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Ессентуки Джанбекова Г.Д., представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки ФИО1, представителя третьего лица отдела надзорной деятельности по г. Ессентуки и Предгорному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц к ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Русгаз Пятигорск» о возложении обязанности демонтировать автомобильную заправочную станцию, запретить эксплуатацию пункта приема лома цветных и черных металлов, привести земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Русгаз Пятигорск» о возложении обязанности демонтировать автомобильную заправочную станцию, запретить эксплуатацию пункта приема лома цветных и черных металлов и привести земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ессентуки совместно со специалистами отдела надзорной деятельности по г. Ессентуки и Предгорному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки, проведена проверка исполнения требований земельного, градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности автомобильной заправочной станции и пункта приема лома цветных и черных металлов, расположенных по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что вышеуказанные коммерческие объекты размещены на земельных участках с кадастровыми номерами ***** и ***** ( образующие единый объект землепользования) и используются ООО «Русгаз Пятигорск» на основании договора аренды от 01 мая 2018 года, заключенного с ИП ФИО3, в нарушение вида разрешенного использования, а именно: под автомобильную заправочную газовую станцию (АЗГС) и временного хранения лома черных и цветных металлов, на основании договора аренды от 01 мая 2018 года, заключенного с ИП ФИО4 По сведениям ЕГРН, рассматриваемые земельные участки имеют вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома от 3 до 9 этажей с размещением в нижних этажах (не более 2-х) помещений общественного назначения, магазинов, объектов бытового обслуживания (площадью не более 40% от общей площади здания). На момент проверки, документы, разрешающие использование земельных участков не по целевому назначению, ФИО3 не представлены. Кроме того, в соответствии с Приложением №1 ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», данная газовая автозаправочная станция является опасным производственным объектом. В ходе проверки установлено, что разрешение уполномоченного органа на размещение данного объекта и последующий его ввод в эксплуатацию отсутствует. Кроме того, самовольное размещение газовой заправочной станции без соответствующего разрешения противоречит требованиям ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормам пожарной безопасности НПБ 11-98. На территории АЗС выявлены и другие нарушения требований пожарной безопасности: на территории не предусмотрено наружное пожаротушение (наружное пожаротушение должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), расположенного на расстоянии не более 200 м от АГНКС (п.6.37 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до объекта защиты (СТО), расположенного с восточной стороны, не относящейся к АЗС, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до автомобильной дороги, расположенное с западной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности ( п. 8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до частного жилого дома, расположенного с юго-восточной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до объекта с массовым пребыванием людей (кафе), расположенного с западной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3 таб. 5 СП 156.13130.2014); ограждение по периметру АЗС препятствует свободному проветриванию (п. 6.24, СП 156.13130. 2014); на территории не доукомплектован пожарный щит (п.481 ППР № 390); не обеспечено наличие указателей обозначающих категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности и нормам пожарной безопасности» (п.20ППР № 390); первичные средства пожаротушения огнетушители не пронумерованы (п.475 ППР №390); отсутствуют указатели места нахождения первичных средств пожаротушения (НПБ 166-97 п.6.3); нет буксировочной штанги для экстренной буксировки транспортного средства (п. 455 ППР № 390); в помещении сторожки отсутствует АПС с документацией ( п. 63 ППР в РФ). Таким образом, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, что обуславливает возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Эксплуатация объекта при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности угрожает вредом и может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ессентуки Джанбекова Г.Д., исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в иске.

Представитель отдела надзорной деятельности по г. Ессентуки и Предгорному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по СК ФИО2 в судебном заседании полагал, что для обеспечения пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в непосредственной близости с земельными участками с кадастровыми номерами ***** и *****, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки ФИО1, полагала, что требования прокурора законны и обоснованы, поскольку использование ИП ФИО3 земельных участков не в соответствии с их разрешенным использованием, нашло свое полное подтверждение в судебном заседании. Документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки) устанавливают запрет на постройку или эксплуатацию АЗГС и пунктов приема металлов вне специально установленных территориальных зон.

Ответчик ИП ФИО3 и его представители, ответчик ИП ФИО4, представители ответчика ООО «Русгаз Пятигорск», представитель третьего лица – администрации г. Ессентуки, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Согласно п. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения представителя истца и представителя третьего лица, участвующих в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и их представителей.

Согласно имеющихся в материале дела возражений представителя ООО «Русгаз Пятигорск» ФИО5, Общество арендует часть земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: <адрес> у ИП ФИО3 на основании договора аренды земельного участка от 01 мая 2018 года и является добросовестным арендатором. Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору было выдано свидетельство о регистрации А 35-04992 Опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией ООО «АТМ», и зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Наименование объекта – станция газозаправочная (автомобильная), рег. номер – *****, дата регистрации 20.09.2018, класс опасности - IV класс. Дата выдачи 20 сентября 2018 года, серия АВ, *****. Между ООО «АТМ» и ООО «Русгаз Пятигорск» заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 01 декабря 2017 года, согласно которому ООО «АТМ» принимает на себя обязанность по предоставлению и эксплуатации технического оборудования АЗГС, а ООО «Русгаз Пятигорск» принимает на себя обязанность по организации и осуществлению торговой деятельности на АЗГС. Разрешение уполномоченного органа на размещение АЗГС и его последующий ввод в эксплуатацию не требуется, так как ввод в эксплуатацию предусмотрен для объектов капитального строительства. Данный объект является передвижным. Ссылку прокурора на нарушение норм пожарной безопасности НПБ 111-98 представитель Общества считает несостоятельной, так как АГЗС АЗС не является. Обращает внимание НАТО, что 29 мая 2018 года между ООО «АТМ» и ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Ставропольскому краю» заключен договор на оказание услуг в области пожарной безопасности на объекте - станция газозаправочная (автомобильная), расположенная по адресу: <адрес> Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно представленных возражений представителя ответчика ИП ФИО3 – ФИО6, утверждение прокурора о том, что автозаправочная газовая станция является опасным производственным объектом какими-либо доказательствами не подтверждено. Истцом не учтены все возможные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе и возможность изменения вида разрешенного использования этих земельных участков с учетом потребностей населения. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельные участки с кадастровыми номерами ***** и ***** используются как единый объект землепользования.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, изучив доводы возражений ответчиков, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установлен с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

На основании пунктов 1, 2 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав граждан на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов. Такой участок в соответствии в с п. 1 ст. 83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития населенных пунктов.

Целевое назначение в использовании земельного участка не может быть самостоятельно изменено собственником земельного участка или землепользователем. При этом, даже использование части земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, нарушает правовой режим и вид разрешенного использования всего земельного участка как единого объекта земельных отношений.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *****, площадью 1440 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером *****, площадью 1663 кв.м., расположеные по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома от 3 до 9 этажей с размещением в нижних этажах (не более 2-х) помещений общественного назначения, магазинов, объектов бытового обслуживания (площадью не более 40% от общей площади здания).

Согласно договору аренды земельного участка от 01 мая 2018 года, заключенному между ИП ФИО3 (арендодатель) и ООО «Русгаз Пятигорск» (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное пользование часть земельного участка, с кадастровым номером *****, площадью 300 кв.м., по адресу: <адрес>.

Согласно договору аренды земельного участка от 01 мая 2018 года, заключенному между ИП ФИО3 (арендодатель) и ИП ФИО4 (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору во временное пользование часть земельного участка, с кадастровым номером *****, площадью 300 кв.м., по адресу: <адрес> В соответствии с п.1.2 Договора указанный участок будет использоваться для временного хранения лома цветных и черных металлов к дальнейшей транспортировке в пункты переработки.

На основании распоряжения Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 16 мая 2018 года и требования прокуратуры г. Ессентуки от 14 мая 2018 года специалистами Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки проведена выездная проверка в отношении ФИО3 по земельному участку площадью 1440 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> А, кадастровый номер ***** Предмет проверки - осуществление контроля и надзора за соблюдением требований земельного законодательства, требований использования и охраны земель.

Актом проверки органа муниципального контроля от 04 июня 2018 года *****, с приложением, установлено нецелевое использование земельного участка, кадастровый номер *****, расположенного по адресу: <адрес>, путем осуществления коммерческой деятельности: использования части земельного участка площадью 300 кв.м. под автомобильную заправочную газовую станцию (АГЗС) и площадью 70 кв.м. - под пункт приема лома цветных и черных металлов.

Актом проверки органа муниципального контроля от 04 июня 2018 года *****, с приложением, установлено нецелевое использование земельного участка, кадастровый номер *****, расположенного по адресу: <адрес>, путем осуществления коммерческой деятельности: использования части земельного участка площадью 207,80 кв.м. - под пункт приема лома цветных и черных металлов.

Из материалов дела об административном правонарушении № АП/КМВ/015/2018 следует, что постановлением заместителя главного государственного инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ставропольскому краю ФИО7 от 04 сентября 2018 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ***** рублей. Из содержания постановления следует, что ФИО3 нарушил требования земельного законодательства при использовании земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера ***** и *****, используя вышеуказанные земельные участки в нарушение вида размеренного использования: под автомобильную заправочную газовую станцию и под пункт приема лома черных и цветных металлов. Данное постановление ФИО3 не обжаловалось и вступило в законную силу 15 октября 2018 года.

Согласно информации отдела надзорной деятельности по г. Ессентуки и Предгорному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, направленной в прокуратуру г.Ессентуки, 04 сентября 2018 года при обходе административно-территориального участка <адрес> на территории газовой заправочной станции были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ: на территории АГНКС не предусмотрено наружное пожаротушение (наружное пожаротушение должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), расположенного на расстоянии не более 200 м от АГНКС (п.6.37 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до объекта защиты (СТО), расположенного с восточной стороны, не относящейся к АЗС, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до автомобильной дороги, расположенное с западной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности ( п. 8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до частного жилого дома, расположенного с юго-восточной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3, таб. 5 СП 156.13130.2014); расстояние от объектов защиты АЗС до объекта с массовым пребыванием людей (кафе), расположенного с западной стороны, не соответствует требованиям пожарной безопасности (п.8.3 таб. 5 СП 156.13130.2014); ограждение по периметру АЗС препятствует свободному проветриванию (п. 6.24, СП 156.13130. 2014); на территории не доукомплектован пожарный щит (п.481 ППР № 390); не обеспечено наличие указателей обозначающих категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности и нормам пожарной безопасности» (п.20ППР № 390); первичные средства пожаротушения огнетушители не пронумерованы (п.475 ППР №390); отсутствуют указатели места нахождения первичных средств пожаротушения (НПБ 166-97 п.6.3); нет буксировочной штанги для экстренной буксировки транспортного средства (п. 455 ППР № 390); в помещении сторожки отсутствует АПС с документацией ( п. 63 ППР в РФ).

В соответствии с картой градостроительного зонирования города Ессентуки, статьей 29 Правил землепользования и застройки города Ессентуки, земельный участок с кадастровым номером *****, земельный участок с кадастровым номером *****, расположенные по адресу: <адрес>, расположены в территориальной зоне Ж-3 "Зона многоэтажной жилой застройки".

При этом, статья 29 Правил землепользования и застройки не предусматривает возможность размещения в территориальной зоне Ж-3 автозаправочных станций и пунктов приема черных и цветных металлов.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что расположение на земельном участке с кадастровым номером ***** и земельном участке с кадастровым номером *****, по адресу: <адрес>, автомобильной заправочной газовой станции (АГЗС) и пункта приема лома цветных и черных металлов, свидетельствует о нецелевом их использовании ФИО3, в связи с чем, считает, что заявленные требования прокурора г. Ессентуки подлежат удовлетворению.

Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.

Указание представителя ООО «Русгаз Пятигорск» на законность деятельности АГЗС со ссылкой на наличие свидетельства о регистрации объекта, на его низкий класс опасности, на предпринимаемые меры в области пожарной безопасности, не может быть принято во внимание, так как вышеназванная деятельность осуществляется ответчиком на конкретном земельном участке с нарушением требований земельного законодательства, так как данный земельный участок имеет иной разрешенный вид использования.

Более того, учитывая горючие и взрывопожароопасные свойства газа, наличие такого опасного производственного объекта как АГЗС в жилой зоне создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц,

Обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах, исключает возможность организации АГЗС на спорных земельных участках.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц к ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Русгаз Пятигорск» о возложении обязанности демонтировать автомобильную заправочную станцию, запретить эксплуатацию пункта приема лома цветных и черных металлов, привести земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 и ООО «Русгаз Пятигорск» демонтировать автомобильную заправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 и индивидуальному предпринимателю ФИО4 эксплуатацию пункта приема лома цветных и черных металлов, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, ООО «Русгаз Пятигорск» привести земельные участки с кадастровыми номерами *****, *****, расположенные по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2019 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья К.А. Федоров