ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-358/2021 от 14.09.2021 Трубчевского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-358/2021

УИД 32RS0031-01-2021-000666-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Трубчевск 14 сентября 2021 г. Трубчевский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Васильченко Л.М.,

при секретаре Мартыновой Н.Г.,

с участием

представителя истца – помощника прокурора ФИО4 района Брянской области Картунова В.В.,

представителя ответчика – администрации Белоберезковского городского поселения ФИО4 района Брянской области ФИО1,

представителя третьего лица – ГУ МЧС по Брянской области ФИО2,

представителя третьего лица – администрации ФИО4 муниципального района Брянской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО4 <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоберезковского городского поселения ФИО4 <адрес> о принятии мер к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ФИО4 <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Белоберезковского городского поселения ФИО4 <адрес>, в котором просит обязать ответчика принять меры к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста (понтонной переправы) через реку Десна, обеспечивающего транспортное сообщение пос. Белая Березка ФИО4 <адрес> с <адрес>, путем заключения договора со специализированной организаций.

Исковые требования прокурором мотивированы тем, что в ходе проведения проверки обращения ФИО5 установлено, что в собственности администрации Белоберезковского городского поселения имеется понтонная переправа, соединяющая п. Белая Березка <адрес> с <адрес>. Данный наплавной мост на реке Десна стоит на учете в Трубчевском инспекторском участке центра ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес>. Переправа используется администрацией на территории Белоберезковского городского поселения для обеспечения движения транспортных средств, пешеходов через водный объект <адрес>. В период действия переправы в 2020 году количество граждан во 2 квартале составило 270 человек, в 3I квартале - 540 человек, в 4 квартале - 360 человек. Проезд к данной переправе осуществляется по асфальтированным дорогам по <адрес> и <адрес> п. Белая Березка со съездом на грунтовую дорогу, ведущую к берегу <адрес> к понтонной переправе. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах <адрес>, которые регламентируют вопросы обеспечения безопасности людей на поверхностных водных объектах, расположенных на территории <адрес>. В соответствии с п.7.4.1, п.ДД.ММ.ГГГГ и п.7.4.3 Правил переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, должны быть укомплектованы плавсредством, должен круглосуточно находиться дежурный, умеющий оказывать первую доврачебную помощь и обученный приемам оказания помощи, терпящим бедствие на воде. Однако, в нарушение данных требований при эксплуатации переправы сторожем используются средства из личного имущества - лодка, багор, лопаты, жилет, что свидетельствует о том, что администрация Белоберезковского поселения не обеспечила оснащение переправы плавсредством, спасательными и противопожарными средствами в полном объеме и должным образом. Круглосуточное дежурство на переправе не осуществляется. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ ответчику внесено представление, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ часть нарушений устранена. Вместе с тем, дополнительной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белоберезковского городского поселения заключен договор подряда с ФИО6 по осуществлению охраны и содержанию моста. Таким образом, охрану и содержание моста на период действия переправы будет осуществлять один человек ФИО6 Вместе с тем, заключение договора с одним физическим лицом не позволит обеспечить круглосуточное нахождение на переправе и наплавном мосту дежурного, умеющего оказывать первую доврачебную помощь и обученного приемам оказания помощи, терпящим бедствие на воде, в связи с чем нарушения п.7.4.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 101, до настоящего времени не устранены. Поскольку понтонный мост используется для проезда транспортных средств, то есть как объект транспортной инфраструктуры, связующий грунтовую дорогу и асфальтированные дороги на территории Белоберезковского городского поселения с водным объектом <адрес>, указанный договор подряда с ФИО6 не сможет обеспечить полноту содержания и эксплуатации переправы, ее безопасности, а в случае ее повреждения своевременность и качество ремонта. Таким образом, истец полагает, что заключение договора подряда с ФИО6 по осуществлению охраны и содержанию моста от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям Правил охраны жизни людей на водных объектах <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N101. Собственником переправы - администрацией Белоберезковского городского поселения мер к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста путем заключения договора со специализированной организацией, не принято, в связи с чем истец полагает, что это создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на водном объекте - <адрес>, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, использующих данную переправу для проезда через водный объект.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО4 <адрес> Картунов В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава Белоберезковской поселковой администрации ФИО1 исковые требования признала в части принятия мер по обустройству и эксплуатации наплавного моста. Однако, не согласилась с требованиями о способе принятия данных мер путем заключения договора со специализированной организацией. Суду пояснила, что данные меры могут быть приняты администрацией и другим способом. Кроме того, в настоящее время решается вопрос о передаче полномочий по эксплуатации моста в Трубчевский муниципальный район, в связи с недостаточными доходными источниками бюджета МО «Белоберезковское городское поселение».

Представитель администрации ФИО4 муниципального района ФИО3 также полагала, что исковые требования в части обязания ответчика заключить договор со специализированной организацией не подлежат удовлетворению, поскольку законом не установлены требования ответственных лиц за безопасность эксплуатации наплавного моста заключать для этих целей договор со специализированной организацией. Кроме того, пояснила, что в случае передачи полномочий по эксплуатации моста в Трубчевский муниципальный район администрацией ФИО4 <адрес> МУП «Жилкомсервис <адрес>» будет наделен статусом специализированной организации для решения вопросов по организации обустройства и эксплуатации моста, что повлечет гораздо меньшие финансовые затраты, чем заключение договора со специализированной организацией через проведение конкурса (аукциона).

Представитель ГУ МЧС по <адрес> ФИО2 полагал, что круглосуточное дежурство на переправе и наплавном мосту один человек, привлеченный для этих целей Белоберезковской поселковой администрацией, обеспечить не может.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться с заявлением о понуждении к совершению действий.

В соответствии с пунктом 26 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно статье 6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждение которых согласно пункту 8 статьи 25 ВК РФ отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В <адрес> такие Правила утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Правила охраны жизни людей на водных объектах <адрес> регламентируют обеспечение безопасности людей на водоемах и устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах, в местах массового отдыха, туризма и спорта на водных объектах, на переправах и наплавных местах.

Согласно п. 7.4.1. Правил переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты должны быть оснащены спасательными кругами из расчета один спасательный круг на 10 м длины моста (но не менее 2 кругов на мост), которые устанавливаются на леерном ограждении с низовой по течению стороны наплавного моста.

Пунктами 7.4.3. и ДД.ММ.ГГГГ Правил предусмотрено, что на переправе и наплавном мосту должен круглосуточно находиться дежурный, умеющий оказывать первую доврачебную помощь и обученный приемам оказания помощи терпящим бедствие на воде. На наплавном мосту, расположенном за чертой застройки, допускается установка технических средств наблюдения (камерами круглосуточного мониторинга) без круглосуточного дежурства персонала. Переправы и наплавные мосты должны быть укомплектованы плавсредством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, который в соответствии с пунктом 1 устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

Пунктом 3 Технического регламента предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к объектам регулирования относятся, в том числе, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях.

Как следует из представленных материалов дела, речные береговые звенья понтонно-мостового парки ПМП в составе наплавного моста через реку Десна, расположенные в п. Белая Березка ФИО4 <адрес>, включены в реестр муниципальной собственности Белоберезковского городского поселения.

Распоряжением администрации Белоберезковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-р проведение комплекса мероприятий по установке наплавного моста начато с ДД.ММ.ГГГГ. Центр ГИМС МЧС России по <адрес> проинформирован об установке наплавного моста.

Поскольку наплавной мост через <адрес> принадлежит Белоберезковскому городскому поселению, то администрация поселения в соответствии требования действующего законодательства должна принять меры по соблюдению обустройства и эксплуатации наплавного моста.

Проверкой прокуратуры установлено, что администрацией Белоберезковского поселения не обеспечено надлежащее оснащение переправы, отсутствует круглосуточное дежурство, в связи с чем главе Белоберезковской поселковой администрации прокурором внесено представление об устранении допущенных нарушений.

Из ответа администрации ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что понтонная переправа обеспечена спасательными и противопожарными средствами. Сторож ФИО6 обучен – матрос-спасатель спасательного поста.

Как следует из искового заявления, дополнительной прокурорской проверкой установлено, что выявленные нарушения устранены частично, а именно не устранено нарушение в части принятия мер по организации круглосуточного дежурства на наплавном мосту.

Как установлено, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белоберезковского городского поселения был заключен договор подряда с ФИО6 по осуществлению охраны и содержанию моста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установлено, что администрацией Белоберезковского городского поселения в нарушение п. 7.4.3 вышеуказанных Правил не принято надлежащих мер по организации круглосуточного дежурства на наплавном мосту, поскольку один специалист, с которым был заключен договор на указанный период, физически не мог обеспечить круглосуточное дежурство для обеспечения охраны и содержания моста.

Данных о принятии каких-либо мер к надлежащей организации круглосуточного дежурства на наплавном мосту для обеспечения его охраны и содержания администрацией Белоберезковского городского поселения не представлено.

Суд соглашается с доводами прокурора ФИО4 <адрес> о том, что непринятие надлежащих мер по обустройству и эксплуатации наплавного моста - организации круглосуточного нахождения на переправе и наплавном мосту специалиста, обученного приемам оказания помощи терпящим бедствие на воде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на водном объекте - <адрес>, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, использующих данную переправу для проезда через водный объект.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд считает обоснованными заявленные прокурором требования в части принятия мер к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответственного лица принимать меры для обеспечения безопасности людей на водном объекте, в частности, по организации круглосуточного нахождения на переправе и наплавном мосту специалиста путем заключения договора со специализированной организацией, и учитывая, что данные меры могут быть приняты администрацией и другим способом, например,посредством заключения гражданско-правовых договоров на оказание услуг с физическими лицами, путем принятия на штатные должности специалистов в случае расширения штата, или путем заключения договора аренды наплавного моста и др., суд считает требования в указанной части не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по принятию мер к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста, требуется время и наличие соответствующих денежных средств, учитывая мнение прокурора, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, которого, по мнению суда, достаточно для исполнения заявленных исковых требований.

В соответствии со ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины администрация Белоберезковского городского поселения освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ФИО4 <адрес> – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Белоберезковского городского поселения ФИО4 <адрес> принять меры к надлежащему обустройству и эксплуатации наплавного моста (понтонной переправы) через реку Десна, обеспечивающего транспортное сообщение пос. Белая Березка ФИО4 <адрес> с <адрес>, а именно – организовать круглосуточное нахождение на наплавном мосту (понтонной переправе) дежурного, умеющего оказывать первую доврачебную помощь и обученного приемам оказания помощи, терпящим бедствие на воде.

Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Л.М. Васильченко