2-358/2023
55RS0008-01-2023-000328-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 г. с. Азово Омской области
Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., помощнике судьи Логиновой Ю.А., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску В к администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о возложении обязанности по оказанию правовой помощи, в том числе в сборе документов, и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
В обратился в суд с иском к администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обязать ответчика оказать ему правовую помощь, в том числе в сборе документов, и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, указывая на то, что в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, окончание срока – .... До ареста проживал по адресу: ...., Азовского немецкого национального района Омской области, собственником которого он являлся. ..... .... ответчиком дан ответ с разъяснениями порядка предоставления документов для постановки на учет, при этом никаких действий по оказанию помощи в подготовке документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не совершено. Тем самым, истец лишен возможности после освобождения из мест лишения свободы иметь жилое помещение, что нарушает его права. Поскольку жилое помещение является непригодным для проживания, просит обязать администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области оказать правовую помощь, в том числе в сборе документов, и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании истец В на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области ФИО1, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения иска, поскольку В оказана правовая помощь в виде разъяснения для предоставления необходимых документов. При этом законодательно на органы местного самоуправления не возложена обязанность по оказанию юридических услуг либо правовой помощи. Кроме того, В не обращался с заявлением о признании его малоимущим, что является основанием для постановки на учет, не представлял документы, которые согласно Административному регламенту он обязан предоставить.
Представитель третьего лица К – ФИО2, действующая на основании доверенности, полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Привлеченные в качестве третьих лиц Д, Д, А, Ш в судебное заседание не явились, надлежаще извещены. А и Ш направлены в суд заявления, в которых возражают против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по приговору Азовского районного суда Омской области от ....В признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначено наказание с учетом ст. 70 УК РФ в виде 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Истец, находясь в местах лишения свободы, обратился в администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области с заявлением, ссылаясь на то, что он имеет в .... жилое помещение, которое по информации социальной службы ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области непригодно для проживания по техническим причинам. Поскольку ему негде проживать, то просит включить его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении на территории .....
В ответ на обращение, администрация района разъяснила В о необходимости предоставления документов с указанием их перечня.
В последующем, В обратился в суд с настоящим заявлением о возложении обязанности по оказанию правовой помощи, в том числе в сборе документов, а также заявил требования о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 324-ФЗ государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.
Статьей 6 названного выше закона перечислены виды оказания бесплатной юридической помощи.
На основании ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Федерального закона N 324-ФЗ был принят Закон Омской области от 27.12.2002 N 420-ОЗ "О бесплатной юридической помощи и государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области", из содержания стаей 4, 4.1, 5 Закона следует, что полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляют Губернатор Омской области, Правительство Омской области и Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
Исходя из системного толкования действующего законодательства, отдельными государственными полномочиями в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью органы местного самоуправления могут быть наделены на основании Закона Омской области и муниципальных правовых актов, которые в настоящее время не приняты.
Тем самым, на ответчика законодательно не возложены обязанности по оказанию правовой помощи, в том числе, по сбору документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, кроме тех, которые орган местного самоуправления вправе истребовать по межведомственному запросу.
Одновременно суд учитывает и то обстоятельство, что В не обращался с ходатайством к администрации района об оказании помощи в истребовании документов, его заявление содержало требования «о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении на территории ....». При этом представитель ответчика в судебном заседании подтвердил готовность направления в адрес истца разработанных по форме бланков заявлений.
При таких обстоятельствах в указанной части заявленных требований следует отказать.
Также истец просит поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что В является собственником ? доли жилой квартиры и земельного участка, расположенных в ...., Азовского немецкого национального района ...., а также 1/4344 доли в земельном участке с кадастровым номером .... разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Согласно ответу старшего инспектора Азовского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по ...., дом по адресу: ...., находится в аварийном состоянии, имеет частичное разрушение фундамента, стен, кровли. В данном доме никто не проживает.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Постановлением главы Азовского немецкого национального муниципального района ....№ от .... утвержден Административный регламент услуги «Принятие решения о признании (отказе в признании) граждан, проживающих на территории Азовского немецкого национального муниципального района ...., малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
Пунктом 2.7.1 Административного регламента предусмотрено, что заявитель должен предоставить самостоятельно: заявление о признании граждан малоимущими в 2-х экземплярах; документы, удостоверяющие личность; документы, подтверждающие состав семьи; документы о доходах гражданина; правоустанавливающие документы на имущество; документы, подтверждающие стоимость имущества; документ, что член семьи отбывает наказание в виде лишения свободы и др.
В случае не предоставления заявителем документов, указанных в подпунктах 1, 2 подпункта 2.7.3 Административного регламенты (документы о доходах и правоустанавливающие документы), специалист в течение 3-х рабочих дней формирует и направляет межведомственные запросы в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.(п. 3.3)
При этом консультация по процедуре предоставления муниципальной услуги может быть осуществлена в письменной форме на основании письменного обращения. (п. 2.15 Административного регламента)
Основанием для отказа в приеме документов является также, если заявление не соответствует форме, установленной приложением № к Административному регламенту, либо представленные документы не соответствуют требованиям п. 2.7.4 Административного регламента.
Однако как достоверно установлено в судебном заседании, истец В с заявлением о признании его малоимущим к ответчику не обращался.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (п. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Постановлением главы Азовского немецкого национального муниципального района ....№ от .... утвержден Административный регламент услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что получателями муниципальной услуги являются малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, а также иные категории граждан, определенные федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации или законами Омской области и признанные нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с требованиями пунктов 14, 14.1 Административного регламента для принятия малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель в обязательном порядке самостоятельно предоставляет в уполномоченную организацию: заявление о принятии на учет; паспорт или иной документ его заменяющий; документы, подтверждающие место жительство; справки из ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности; документы, содержащие сведения о доходах; документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя, подлежащего налогообложению; документы, подтверждающие право на дополнительную площадь; документы, подтверждающие проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Иные документы в виде выписки из ЕГРН, документы о жилых помещениях, находящихся в собственности заявителя и о прекращении права собственности на жилые помещения в течение пяти последних лет, решение о признании граждан малоимущими, документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства, документы, подтверждающие место жительство вправе представить заявитель либо их запрашивает администрация района в рамках межведомственного взаимодействия.
Однако данный запрос осуществляется при наличии индентификатора сведений о физическом лице и получении согласия, предусмотренного ч. 5 ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Как установлено в судебном заседании, В не предоставлялась копия паспорта, надлежаще заверенная администрацией исправительного учреждения, сверить подлинность документа с копией не представилось возможным.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Однако истец не обращался с заявлением в администрацию района о признании его малоимущим, и им не предоставлялись документы, которые обязан в соответствии с Административными регламентами предоставить заявитель для признания его как малоимущим, так и нуждающимся в улучшении жилищных условий с последующей постановкой на учет.
При этом администрацией района не отказывалось В ни как в признании его в качестве малоимущего, ни как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма при отсутствии предоставления В необходимых документов не имеется. Заявленные требования истца в указанной части являются преждевременными, поскольку отсутствует отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответчиком в данном случае не нарушены права и законные интересы истца, и не созданы препятствия в реализации его прав.
При таких обстоятельствах суд полагает в заявленных требованиях истца следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать В (....) в иске к администрации Азовского немецкого национального муниципального района .... (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/550901001) о возложении обязанности по оказанию правовой помощи, в том числе в сборе документов, и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Иордан
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2023 г.