Дело № 2-359(2)/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2014 года город Хвалынск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Е.Г. Дурновой,
при секретаре О.Е. Смирновой,
с участием помощника прокурора г. Хвалынска С.А. Силаева,
представителя ответчика А.В. Никитина,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вера» об обязании устранить нарушения правил противопожарной безопасности,
установил:
Прокурор г. Хвалынска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вера» (далее ООО «Вера» ) об обязании устранить нарушения правил противопожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой г. Хвалынска проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в сфере содержания общего имущества собственников многоквартирных домов, в ходе которой было установлено, что техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляет ООО «Вера», которое в соответствии со ст. 161 ЖК РФ должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входят крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения, квартиры. В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности. В соответствии с п.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда, однако указанные нормы закона нарушаются ответчиком. В ходе проверки установлены нарушения правил пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно внутридомовые электрические сети дома не оборудованы устройством защитного отключения согласно ПЭУ. В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Нарушения правил пожарной безопасности в многоквартирном доме существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит обязать ООО «Вера» принять меры к устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора С.А. Силаев уточнил исковые требования, просит обязать ООО «Вера» принять меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> путем организации обеспечения оборудования внутридомовых электрических сетей дома устройством защитного отключения (УЗО) согласно Правил устройства электроустановок (ПЭУ), указывая, что на ответчике как на обслуживающей компании лежит обязанность по организации данных работ в целях безопасности людей и имущества, находящихся в указанном многоквартирном доме.
Представитель ответчика ООО «Вера» А.В. Никитин исковые требования не признал, пояснил, что их организация с ДД.ММ.ГГГГ не является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ввиду прекращения полномочий, а является обслуживающей организацией, а следовательно они не вправе самостоятельно без решения общего собрания собственников жилья решать вопрос об увеличении размера общего имущества, которым будет являться устройство защитного отключения, собственниками же квартир указанный вопрос на обсуждение не ставился. Кроме того, требование нормативных актов об установлении УЗО относится к вновь строящимся либо реконструирующимся жилым домам, а следовательно указанные требования не распространяются на указанный жилой дом. Так же ими была проведена консультация со специалистами, которые пояснили, что УЗО ставится только на индивидуальные счетчики, то есть поквартирно и не ставится на общедомовой счетчик, установка УЗО не входит в перечень работ, утвержденный постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года, которые обязана выполнять их организация, данные работы так же не предусмотрены договорами, которые заключены собственниками квартир с их организацией, считает, что ООО «Вера» не обязана устанавливать УЗО на внутридомовых электрических сетях.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2.2. Устава ООО «Вера» основными видами деятельности предприятия являются: оказание жилищно – коммунальных услуг, эксплуатация, ремонт и строительство жилья, объектов жилищно-коммунального хозяйства и их благоустройство.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ большинством голосов было принято решение о прекращении полномочий ООО «Вера» как управляющей компании и утверждение данной организации как обслуживающей указанный многоквартирный дом.
Собственниками квартир жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с ООО «Вера» заключены индивидуальные договора на обслуживание дома, из которых следует, что ответчик, являясь подрядчиком обязуется оказывать услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, а именно обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования дома, в том числе электрических сетей в пределах установленных норм ( п.1.2.1 Договора), техническое обслуживание дома, включающее в себя наладку инженерного оборудования, планово – предупредительные ремонты внутридомовых сетей ( п. 1.2.3 ), устранение незначительных неисправностей электрических установок ( под. В п. 1.3)
Из информации начальника ОНД по Хвалынскому району следует, что внутридомовые и внутриквартирные электрические сети <адрес> не оборудованы устройствами защитного отключения ( УЗО) согласно ПУЭ.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Как следует из положений ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичным образом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - Правила).
В подпункте "д" пункта 2 Правил воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 7 указанных Правил в состав общего имущества включается в том числе внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 10 Правил, общее имущество, в состав которого включается электрическое оборудование, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п.п. "а" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан.
В силу п.п. "а" п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ
Пункт 18 Правил относит к такому содержанию также текущий ремонт, который проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения, в том числе управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников и нанимателей силами управляющих компаний, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера), вызванные обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, является их предпринимательским риском.
В соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (утв. Минтопэнерго РФ 06.10.1999) п. 7.1.21. при питании однофазных потребителей от многофазной питающей сети ответвлениями от воздушных линий, когда PEN проводник воздушной линии является общим для групп однофазных потребителей, питающихся от разных фаз, рекомендуется предусматривать защитное отключение потребителей при превышении напряжения выше допустимого, возникающего из-за несимметрии нагрузки при обрыве PEN проводника. Отключение должно производиться на вводе в здание, например, воздействием на независимый расцепитель вводного автоматического выключателя посредством реле максимального напряжения, при этом должны отключаться как фазный (L), так и нулевой рабочий (N) проводники.
П. 7.1.22. На вводе в здание должно быть установлено ВУ или ВРУ. В здании может устанавливаться одно или несколько ВУ или ВРУ.
П. 7.1.24. ВУ, ВРУ, ГРЩ должны иметь аппараты защиты на всех вводах питающих линий и на всех отходящих линиях.
Разделом 2 "Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, предусмотрено, что техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (абзац 3). Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению (п. 2.1).
Согласно п. 5.6.1 данных Правил (от 27.09.2003 года N 170) эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 5.6.2. (от 27.09.2003 года N 170) Правил предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления.
В соответствии с п. 5.6.6. Правил (от 27.09.2003 года N 170) организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:
обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;
обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управляющая организация и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества. С учетом положений пункта 16 Правил, статей 161 и 162 ЖК РФ, фактическое содержание общего имущества осуществляет управляющая организация, при этом являясь по отношению к собственникам жилого помещения исполнителем услуг.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств и пояснения представителя ответчика суд установил, что ООО «Вера» в соответствии с договором является обслуживающей организацией и соответственно исполнителем услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, в том числе и по электроснабжению, а следовательно обязанной организовать установку в указанном жилом доме аппаратуры защиты, обеспечивающей автоматическое отключение внутридомовых электросетей при возникновении аварийных ситуаций, поскольку в нарушение взятых на себя обязательств и норм действующего законодательства ООО "Вера", являясь до 2013 года управляющей компанией, а в настоящее время обслуживающей компанией, не установило указанные устройства, которые являются частью электрической сети жилого дома и предназначены для обслуживания общего имущества многоквартирного дома.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Ответчиком не представлено суду доказательств невозможности установления УЗО на электросетях данного жилого дома, а так же доказательств надлежащего исполнения своих обязанностей, предусмотренных договорами обслуживания многоквартирного дома и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, ответчик не представил.
Доводы представителя ответчика о том, что работы по установке аппаратуры защиты, обеспечивающей автоматическое отключение внутридомовых электросетей при возникновении аварийных ситуаций, относятся к работам, улучшающим эксплуатационные характеристики общего имущества жилого дома, и к капитальному ремонту, являются несостоятельными, поскольку установка и мониторинг данного оборудования является обязанностью обслуживающей жилой фонд организации (ООО "Вера») в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил устройства электроустановок, согласно которым указанное оборудование должно иметься в наличии и находиться в границах эксплуатационной ответственности обслуживающей дом организации.
Доводы представителя ответчика о том, что собственниками жилых помещений вопрос об установке данного оборудования на собраниях не ставился и не предусматривался сметами расходов, не снимает с ООО "Вера" ответственности за последствия отсутствия такого оборудования, поскольку данные нарушения энергоснабжения имелись как на момент когда данная организация являлась управляющей компанией, так и в настоящее время, однако доказательств совершения каких-либо действий по устранению выявленных нарушений, в том числе, вынесения вопроса о расходах на проведение работ по устранению выявленных нарушений на повестку дня общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, ответчиком не представлено.
Так же необоснованны доводы представителя ответчика о том, что указанные требования по УЗО распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые дома, поскольку в силу п. 7.1.1. «Правил устройства электроустановок», утвержденных Минтопэнерго РФ 06.10.1999 Настоящая глава Правил распространяется, в том числе на электроустановки жилых зданий, перечисленных в СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", а Правила устройства электроустановок, утвержденные Министерством энергетики РФ от 08.07.2002 года № 204 приняты в дополнение к указанному седьмому изданию Правил.
Доводы представителя ответчика о невозможности выполнения требований об установлении УЗО со ссылкой на положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ о не распространении данного закона на возникшие правоотношения, несостоятельны исходя из следующего.
Статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Статья 4 Закона N 123-ФЗ устанавливает, что положения Закона не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями указанного Федерального закона.
Таким образом, то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом был построен до введения в действие СНиПа и Свода правил, не освобождает должностное лицо от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности при его эксплуатации, при этом суд учитывает особую важность данного вопроса, поскольку выполнение указанных требований имеет значение для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отсутствие в многоквартирном жилом доме УЗО создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности по совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений, и обязанность по организации установки в доме аппаратуры защиты, обеспечивающей автоматическое отключение внутридомовых электросетей при возникновении аварийных ситуаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Хвалынска Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вера» об обязании устранить нарушения правил противопожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вера» принять меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> путем организации обеспечения оборудования внутридомовых электрических сетей дома устройством защитного отключения (УЗО) согласно Правил устройства электроустановок (ПЭУ).
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения, путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд по адресу: Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Революционная, дом №110.
Судья Е.Г. Дурнова