ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3590/2016 от 01.12.2016 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2 – 3590/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2016 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием представителя истца Ризбанова К.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Пермской региональной общественной организации «Пермский региональный центр защиты прав потребителей» в интересах Каракулова А.В. к АО «Русская телефонная компания»,

УСТАНОВИЛ:

Пермская региональная общественная организация «Пермский региональный центр защиты прав потребителей» в интересах Каракулова А.В. обратилась в суд с иском к АО «Русская телефонная компания» и просит взыскать с ответчика стоимость товара в размере ....... рублей, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ....... рублей, неустойку в размере ....... рублей за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда; компенсацию морального вреда в размере ....... рублей, а также штраф, предусмотренный ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей».

В обоснование заявленных требований указано, что Каракулов А.В. обратился в Пермский региональный центр защиты прав потребителей в связи с невозвратом ему денег за товар, приобретенный дистанционным способом. ДД.ММ.ГГГГ потребитель заказал в интернет-магазине ....... на сайте ....... мобильный телефон ....... по цене ....... рублей. Данный телефон ему доставили ДД.ММ.ГГГГ. Однако, телефон оказался для Каракулова А.В. неудобным в использовании. В связи с указанным он обратился к продавцу с заявлением о возврате денег, уплаченных за товар (заявление направлено почтой ДД.ММ.ГГГГ). Однако, ответа Каракулов А.В. не получил, денежные средства ему не возвращены. Указанное нарушает права Каракулова А.В. как потребителя. Ответчик не получил корреспонденцию, срок ее хранения истек ДД.ММ.ГГГГ. (мог получить заявление потребителя о возврате денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, срок удовлетворения требований потребителя стекает ДД.ММ.ГГГГ. За нарушение срока удовлетворения требования потребителя ответчик обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по день вынесения решения суда из расчета ....... рублей за каждый день просрочки. Отказ в возврате денежных средств причинил потребителю нравственные страдания, поскольку он не имел возможности приобрести иной телефон на данные денежные средства, был вынужден обратиться в Пермский региональный центр защиты прав потребителей для защиты своих прав.

Каракулов А.В. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требования настаивал.

Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что заявление о возврате денежных средств было направлено истцом по адресу: <адрес>. До этого Каракулов А.В. лично приходил в офис по <адрес>, однако, принять заявление сотрудники отказались, акт составлен не был. Товарный вид телефона сохранен. Ходатайство о снижении размера неустойки, заявленной ко взысканию, необоснованны.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Как следует из отзыва, исковые требования не признал, указав, что условия возврата товара надлежащего качества содержатся в товарном чеке, выдаваемом при совершении покупки в интернет-магазине, в котором указано, что при отказе от товара надлежащего качества покупатель осуществляет доставку такого товара по адресу продавца самостоятельно и за своей счет. Возврат товара оформляется по адресу: указанному в кассовом чеке, с 10.00 до 19.00. Отказ от товара надлежащего качества осуществляется, если указанный товар не эксплуатировался, сохранены его товарный вид, не нарушена оригинальная упаковка, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлычки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату указанного товара. Возврат стоимости услуг доставки не производится. Наличные денежные средства, уплаченные за товар, возвращаются покупателю по письменному заявлению согласно ст. 20, 21 закона РФ «О защите прав потребителя». При оплате банковской картой денежные средства перечисляются на карту от 2 о 14 дней в зависимости от условий банка держателя карты. Истцом в материалы дела представлена копия товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Каракулов А.В. был осведомлен о порядке возврата приобретенного товара. Заявление о возврате денежных средств ответчику по указанному выше адресу от истца не поступало. Таким образом, его требования необоснованны. В случае удовлетворения заявленных требований, размер неустойки подлежит снижению в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, установил следующее.

В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 454, 456 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

В соответствии со ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

Согласно п. 20 указанных Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В соответствии со ст. 22 закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Статьей 23 указанного закона установлено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В силу ст. 15 закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст. 17 указанного закона защита прав потребителей осуществляется судом.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Каракуловым А.В. (покупатель, потребитель) и АО «Русская телефонная компания» (продавец, ответчик) дистанционным способом (посредством сайта .......) был заключен договор купли-продажи мобильного телефона .......

Указанный телефон доставлен курьером потребителю ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выдан чек об оплате товара в размере ....... рублей (л.д. 12-13). Оплата курьерской доставки указанного товара не предусмотрена (л.д. 15).

Кроме того, истец при обращении в суд представил товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему по адресу: <адрес> доставлен телефон ....... стоимостью ....... рублей. Также в данном товарном чеке указано, что до потребителя доведена информация о том, что при отказе от товара надлежащего качества покупатель осуществляет доставку такого товара по адресу продавца самостоятельно и за своей счет. Возврат товара оформляется по адресу: указанному в кассовом чеке, с 10.00 до 19.00. Отказ от товара надлежащего качества осуществляется, если указанный товар не эксплуатировался, сохранены его товарный вид, не нарушена оригинальная упаковка, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлычки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату указанного товара. Возврат стоимости услуг доставки не производится. Наличные денежные средства, уплаченные за товар, возвращаются покупателю по письменному заявлению согласно ст. 20, 21 закона РФ «О защите прав потребителя». При оплате банковской картой денежные средства перечисляются на карту от 2 о 14 дней в зависимости от условий банка держателя карты (л.д. 13-14).

В кассовом чеке, представленном истцом суду, адрес продавца указан как <адрес> (л.д. 12).

Согласно ч. 4 ст. 26.1 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Из толкования данной нормы следует, что законодатель не связывает реализацию потребителем данного права с какими-либо условиями, кроме соблюдения установленного срока.

Судом установлено, что в связи с тем, что приобретенный мобильный телефон имел надлежащее качество, вместе с тем, оказался неудобным в использовании, потребитель принял решение отказаться от данного товара. Однако, истец, будучи осведомлен о порядке возврата товара надлежащего качества, по указанному в кассовом чеке адресу: г Пермь, <адрес>, телефон не доставил. Доказательств иного суду не представлено.

С учетом указанного, оснований для возврата истцу денежных средств в размере ....... рублей не имеется.

Поскольку основное требование истца – о возврате стоимости телефона - необоснованно, не подлежат удовлетворению и иные требования, которые носят производный характер – о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Отказать Каракулову А.В. в удовлетворении требований о взыскании с АО «Русская телефонная компания» стоимости товара в размере ....... рублей, неустойки в размере ....... рублей, компенсации морального вреда в размере ....... рублей, штрафа в размере ....... рублей.

Решение суда в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья