Дело № 2-3590/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Слоквенко Д.Б.
при секретаре Распопине Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала о возложении обязанности в устранении нарушения законодательства.
Третьи лица: Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта; Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
У С Т А Н О В И Л :
Хабаровский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала о возложении обязанности в устранении нарушения законодательства. Просит суд возложить на ответчика обязанности: разработать и направить на утверждение в Федеральное
агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации план обеспечения транспортной безопасности на
транспортное средство: багажный вагон (№, модель: №, реестровый № №); с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон (№, модель№, реестровый № №), и его реализовать. Установить срок исполнения решения суда, в части обязывания ответчика разработать и направить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - багажный вагон (№, модель: №, реестровый № №) и направления плана обеспечения транспортной безопасности для утверждения в компетентный орган, на усмотрение суда. Установить срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон (№, модель: №, реестровый № №) с момента его утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России, на усмотрение суда.
В судебном заседании прокурор Павлова А.В. на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на иск. Доводы отзыва сведены к обстоятельствам того, что требования прокурора не обоснованы, поскольку транспортное средство указанное в иске не относится к категории пассажирских вагонов и не предназначено для перевозки пассажиров, а для перевозки багажа. Отнесение данного транспортного средства в реестр категорированных объектов является отнесением их к определенным категориям с целью учета, при этом, порядок исключения объектов транспортной инфраструктуры из реестра в настоящее время не установлен.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились без указания уважительных причин. О времени и мете рассмотрения дела извещались в установленном порядке. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявляли.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц на основании положений ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав лиц представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 2 статьи 1, частью 4 статьи 2 Федерального закона установлено, что основной задачей в области обеспечения транспортной безопасности является, в том числе категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, то есть отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона предусмотрена обязанность по обеспечению транспортной безопасности на категорированных транспортных средствах (далее - ТС) за субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Как установлено ст. 8 Федерального закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Во исполнение вышеуказанной нормы закона приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Пунктами 5.7, 5.8 Требований предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ТС, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС.
Пунктом 2 приказа Минтранса Российской Федерации от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» закреплено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее -оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Прокурорской проверкой установлено, и сторонами признано что ответчик АО «ФПК» ДД.ММ.ГГГГ, разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов № ГР0№, включающую в себя багажный вагон багажный вагон (№, модель: №) (далее - багажный вагон №), находящийся на балансе Вагонного участка Хабаровск -структурного подразделения АО «ФПК» (далее - Участок).
ДД.ММ.ГГГГ багажному вагону № Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России (далее - Росжелдор) присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий (реестровый № № уведомление Росжелдора о присвоении категории от ДД.ММ.ГГГГ № №-йс),
Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов, в отношении багажного вагона №, установленный п. 5.7 Требований, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вопреки требований законодательства о транспортной безопасности, АО «ФПК» разработало и направило на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон № до поступления информации от Росжелдора о присвоенной категории багажного вагона №, а также без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в Росжелдоре.
Заключением Росжелдора от 01.10.2014 компании АО «ФПК» отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов № ГР0ПЧХ3243173.
До настоящего времени, в нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона, п. 5.8 Требований, план обеспечения транспортной безопасности на Багажный вагон №, с момента присвоения категории безопасности, не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор.
Срок по разработке, утверждению и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона №, установленный п. 5.8 Требований, истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, пассажирскими вагонами являются, в том числе багажные вагоны. Таким образом, в силу п. «е» ч. 11 ст. 1 Федерального закона, багажные вагоны входят в перечень категорируемых транспортных средств.
Ненадлежащее исполнение вышеуказанных требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности может повлечь за собой угрозу применения к категорированным транспортным средствам - вагонам АО «ФПК» актов незаконного вмешательства, а также свидетельствует о недостаточной защищенности транспортных средств.
Доводы отзыва от том, что багажный вагон № не является пассажирским, и не перевозит опасные грузы, в связи с чем не является объектом транспортной инфраструктуры, суд находит необоснованными поскольку данный вагон в установленном порядке внесён в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируется в составах совместно с пассажирскими вагонами, и допускает перевозку сопровождающих грузы лиц.
Доводы отзыва об отсутствии у ответчика возможности исключения багажный вагон №, ввиду отсутствия соответствующего механизма правового регулирования суд так же находит несостоятельными, поскольку наличие либо отсутствие такового не может быть поставлено в зависимость целям транспортной безопасности определенным Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, заключающийся в безопасности пассажирских перевозок и интересов неограниченного круга лиц, суд находит обоснованным, положениями ст. 45 ГПК РФ.
Учитывая важность защищаемых гражданских прав, объем работ по устранению установленных нарушений, суд приходит к выводу, что для выполнения заявленных в иске требований будет достаточно срока определенного периодом в три месяца.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по основаниям изложенным выше.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой прокурор был освобожден, подлежат взысканию с ответчика в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала о возложении обязанности в устранении нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон №, модель: № реестровый № №
Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала, в течение трех месяцев с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство: багажный вагон №, модель: № реестровый № № его реализовать.
Взыскать АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Дальневосточного филиала государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Хабаровский краевой суд, через суд его вынесший, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Слоквенко Д.Б.
Мотивированное решение составлено 08 августа 2016 года.