№ 2-3591/2021
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,
при секретаре Локтионовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» к <ФИО>2 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» обратилось в суд с иском к <ФИО>2 о взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что ответчик согласно личному заявлению, заполненному ею 14.05.2020г. в личном кабинете портала государственных и муниципальных услуг, в период с 14.05.2020г. по 11.11.2020г. состояла на учете в качестве безработной в отделе содействия занятости по Советскому, Трусовскому и <адрес>м <адрес> и получал пособие по безработице. В 2020 году регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными производилась в дистанционной форме в период действия на территории РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции на основании «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата><номер>. Заявление на постановку на учет заполняется гражданами в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕСИА) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ. Вход в личный кабинет соискателя осуществляется гражданином с использованием подтвержденной записи в ЕСИА. Документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в центры занятости заявителями не предоставляются. Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости населения на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме. Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30-й день с даты признания гражданина безработным без личного посещения гражданином центра занятости населения. В личном кабинете гражданина при перерегистрации в автоматическом режиме, специалист службы занятости уведомляет гражданина о необходимости сообщения информации о трудоустройстве. В данном заявлении <ФИО>2 указала адрес места жительства: <адрес>. В Инструкции на портале Госуслу по заполнению заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы имеется разъяснение о том, что решение по заявлению принимается в течение 11 дней центром занятости по месту постоянной регистрации. Согласно свидетельству <номер> о регистрации по месту пребывания, выданному на имя <ФИО>2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., у нее с <дата> имеется регистрация по месту пребывания сроком с <дата> по <дата> по адресу: <адрес> ком.1. С <дата> ответчица зарегистрирована по адресу : <адрес>.реки Царева,<адрес>. В связи с выявленными противоречиями между сведениями, на основании которых было принято решение о признании <ФИО>2 безработной и назначении пособия по безработице, и сведениями об отсутствии регистрации по месту жительства, приказом от <дата><ФИО>2 снята с учета в качестве безработной с <дата>. Сумма незаконно полученного пособия по безработице с <дата> по <дата> составляет 71125 руб. 71 коп., что подтверждается справкой от <дата><номер>, о чем <ФИО>2 была письменно уведомлена. Просили суд взыскать с <ФИО>2 в пользу ОГКУ «ЦЗН <адрес>» сумму денежных средств в размере 71 125 рублей 71 копейку. В судебное заседание представитель истца не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного производства. В судебном заседании ответчик <ФИО>2 не явилась, извещалась надлежащим образом, судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения» причина не явки суду неизвестна. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика в порядке заочного производства. Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения". В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. В силу ст. 2 Закона, занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона); выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг. Пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В силу абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Определение понятия – «место жительства» и «место пребывания» содержится в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Так, согласно ст. 2 указанного Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под местом пребывания подразумевается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Регистрация по месту пребывания по смыслу Закона и регистрация по месту жительства не являются тождественными понятиями. Таким образом, гражданин может быть зарегистрирован в качестве безработного органами службы занятости только по месту его жительства. Согласно правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о регистрации граждан в качестве безработного по месту жительства гражданина является обязательным и не направлено на ущемление прав граждан. В судебном заседании установлено, что согласно личному заявлению, заполненному ею 14.05.2020г. в личном кабинете портала государственных и муниципальных услуг, в период с 14.05.2020г. по 11.11.2020г. состояла на учете в качестве безработной в отделе содействия занятости по Советскому, Трусовскому и Кировскому районам г. Астрахани и получала пособие по безработице. В 2020 году регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными производилась в дистанционной форме в период действия на территории РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции на основании «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460. Заявление на постановку на учет заполняется гражданами в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕСИА) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ. Вход в личный кабинет соискателя осуществляется гражданином с использованием подтвержденной записи в ЕСИА. Документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в центры занятости заявителями не предоставляются.Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости населения на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме. Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществляется ежемесячно на 30-й день с даты признания гражданина безработным без личного посещения гражданином центра занятости населения. В личном кабинете гражданина при перерегистрации в автоматическом режиме, специалист службы занятости уведомляет гражданина о необходимости сообщения информации о трудоустройстве. В данном заявлении <ФИО>2 указала адрес места жительства: <адрес>. Согласно свидетельства <номер> о регистрации по месту пребывания, выданному на имя <ФИО>2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с <дата> имеется регистрация по месту пребывания сроком с <дата> по <дата> по адресу: <адрес> ком.1. С <дата><ФИО>2 зарегистрирована по адресу : <адрес>.реки Царева,<адрес>. В связи с выявленными противоречиями между сведениями, на основании которых было принято решение о признании <ФИО>2 безработной и назначении пособия по безработице, и сведениями об отсутствии регистрации по месту жительства, приказом от <дата><ФИО>2 снята с учета в качестве безработной с <дата>. Сумма незаконно полученного пособия по безработице с <дата> по <дата> составляет 71 125 рублей 71 копейку, что подтверждается справкой от <дата><номер>, о чем <ФИО>2 была письменно уведомлена. Таким образом в судебном заседании установлено, что <ФИО>2 на момент подачи заявления была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> ком.1, однако в заявлении указала иной адрес, при этом в законе прямо предусмотрено законодателем, что условие о регистрации граждан в качестве безработного по месту жительства гражданина является обязательным, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» к <ФИО>2 о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с <ФИО>2 в пользу ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» сумму денежных средств в размере 71 125 рублей 71 копейки.
Взыскать с <ФИО>2 в доход бюджета Муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 2333,77 рублей.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Полный текст изготовлен 15 октября 2021 года.
Судья З.Д. Аверьянова