Дело № 2-3593/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 25 октября 2016 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Цыганковой Н.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края (далее – УПФР в г. Норильске) об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец является неработающим пенсионером, проживает в г.Норильске. В 2016 году выезжала на отдых в Р. Грузия, по возвращении обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на проезд по маршруту Норильск – Красноярск – Москва – Подпорожье – Санкт-Петербург – Батуми – Тбилиси – Москва – Норильск в размере 59335 рублей, однако ответчик в возмещении расходов на проезд истцу отказал. Расходы в указанной сумме истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала в части расходов по проезду по территории Российской Федерации.
Представитель ответчика УПФР в г. Норильске ФИО2 в судебное заседание не явилась, подав письменные возражения, согласно которым ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, 12.09.2016 обратилась в УПФР в г. Норильске с заявлением о выплате компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, право на такую компенсацию в 2016 году имеет. Решением комиссии от 14.09.2016 № истцу отказано в оплате проездных документов ввиду организации отдыха за пределами Российской Федерации. Справок об ортодромии по территории Российской Федерации по отношению к общей ортодромии по маршруту Санкт-Петербург - Батуми, Тбилиси – Москва в салоне экономического класса истцом не представлено. По маршруту Подпорожье - Санкт-Петербург истец осуществляла проезд в фирменном скором поезде в плацкартном вагоне, информацию о том, что по данному направлению пассажирские поезда не курсируют, не представила. Кроме этого, стоимость проезда по маршруту Москва - Подпорожье указана с учетом стоимости белья. В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключение страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 29, 30, 39).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст.34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту проведения отпуска и обратно осуществляется на условиях и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации» (далее по тексту Правила) компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02 февраля 2006 года № 38-О «По запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пункта 7 и 9 Правил компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», решающее значение для компенсации транспортных расходов пенсионеров имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации, при этом не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, не работает, постоянно проживает в г. Норильске (л.д. 3-5, 15, 19, 20).
12.09.2016 ФИО1 обратилась в УПФР в г. Норильске с заявлением о выплате компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, право на такую компенсацию в 2016 году имеет, однако решением комиссии ответчика от 14.09.2016 № истцу отказано в оплате проездных документов ввиду организации своего отдыха за пределами Российской Федерации - г. Батуми Р. Грузия (л.д. 17, 18).
ФИО1 представлены маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Норильск - Красноярск на сумму 10 450 рублей и посадочный талон, маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Красноярск - Москва на сумму 10 060 рублей и посадочный талон, железнодорожный билет по маршруту Москва-Подпорожье на сумму 4 096 рублей с учетом стоимости белья, справка о стоимости проезда в плацкартном вагоне по маршруту Москва -Подпорожье в размере 2290 рублей 60 копеек, электронный билет по маршруту Подпорожье -Санкт-Петербург на сумму 1341 рубль 30 копеек, маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Санкт-Петербург - Батуми на сумму 12 450 рублей и посадочный билет, маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Тбилиси – Москва - Норильск на сумму 20 824 рублей и посадочные талоны, квитанции разных сборов, тарифные справки (л.д. 6-14).
Согласно п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
В соответствии с пунктом 9 Разъяснений о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.
В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).
В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Согласно тарифной справке от 14.10.2016 стоимость проезда воздушным транспортом по маршруту Норильск – Санкт-Петербург (кратчайшим путем) составила 25200 рублей (л.д. 43), при указанных обстоятельствах расходы ФИО1 по проезду по маршруту Норильск – Красноярск – Москва – Подпорожье – Санкт-Петербург подлежат взысканию с ответчика в размере, не превышающем стоимость проезда кратчайшим путем: 10 450 рублей (Норильск- Красноярск) + 10 060 рублей (Красноярск- Москва) + 2290,60 рублей (стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда Москва-Подпорожье) = 22800 рублей 60 копеек.
В стоимость проезда, подлежащую возмещению истцу, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказанные при оформлении проездных документов в размере 1000 рублей и 450 рублей (л.д. 7, 9), стоимость проезда поездом «Аэроэкспресс» в размере 470 рублей (л.д. 9), а также стоимость проезда по маршруту Подпорожье - Санкт-Петербург в размере 1341 рубль 30 копеек, поскольку истец осуществляла проезд в фирменном скором поезде в плацкартном вагоне, а информация о том, что по данному направлению пассажирские поезда не курсируют, не представлена.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Расстояние между аэропортом вылета и точкой выхода из воздушного пространства Российской Федерации по соответствующему маршруту должно подтверждаться данными в соответствии со «Значением ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов», которые представляются ФГУП «Госкорпорацией по ОрВД».
Согласно общедоступным сведениям об ортодромии, представленными на сайте ФГУП «Госкорпорацией по ОрВД» (л.д. 40-42), ортодромия по территории Российской Федерации (668 км. + 1390 км. = 2058 км.) по отношению к общей ортодромии по маршруту Санкт-Петербург – Москва (Домодедово) – Батуми (668 км. + 1559 км. = 2227 км.) составила 92,41 % (2058 км. / 2227 км. * 100%); ортодромия по территории Российской Федерации (1443 км. + 2868 км. = 4311 км.) по отношению к общей ортодромии по маршруту Тбилиси – Москва (Домодедово) – Норильск (1613 км. + 2868 км. = 4481 км.) составила 96,21 % (4311 км. / 4481 км. * 100%).
При указанных обстоятельствах расходы ФИО1 по проезду по маршруту Санкт-Петербург – Батуми подлежат взысканию с ответчика в размере 11505 рублей 05 копеек (12 450 рублей * 92,41 %), а расходы по маршруту Тбилиси – Москва - Норильск подлежат взысканию в размере 20034 рубля 77 копеек (20824 рублей * 96,21 %).
Таким образом, всего с УПФР в г. Норильске в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в 2016 году в размере 54 340 рублей 42 копейки (22800,60 рублей + 11 505,05 рублей + 20034,77 рублей).
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с УПФР в г. Норильске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1830 рублей 21 копейка: (54340,42 рублей – 20000 рублей) * 3 % + 800 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно – удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края в пользу ФИО1 компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в 2016 году в размере 54 340 рублей 42 копейки.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1830 рублей 21 копейка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Крючков
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2016