ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3594/19 от 29.04.2019 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

29 апреля 2019 года

город Тюмень

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Чапаева Е.В.,

при секретаре Каримовой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство» к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о прекращении права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение «Тюменское городское имущественное казначейство» (далее по тексту – истец, Учреждение) обратилось в суд с указанным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее по тексту – Департамент, ответчик).

Просит прекратить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение площадью 14,2 м2, расположенное по адресу: <адрес> (ранее 269), кадастровый (далее по тексту – Квартира).

Представитель истца Кузичкина Н.О. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд нашел иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено следующее:

Объектом учета Реестра муниципального имущества является жилое помещение площадью 14,2 м2, расположенное по адресу: <адрес> (ранее 269), кадастровый .

Право муниципальной собственности на указанное жилое помещение возникло на основании распоряжения Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законодательством порядке зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

Истец в силу действующих муниципальных правовых актов города Тюмени (постановления Администрации города Тюмени от 12.08.2013 № 99-пк «Об утверждении Положения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления, об изъятии имущества из оперативного управления, о бюджетном учете имущества и об обеспечении его сохранности» (далее - Постановление № 99-пк), а также Устава МКУ «ТГИК», утвержденного приказом департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 07.04.2017 № 830 (в редакции изменений от 02.07.2018, от 30.07.2018, 29.12.2018), осуществляет бюджетный учет имущества, составляющего муниципальную казну города Тюмени.

В силу Постановления № 99-пк спорное помещение числится на бюджетном учете МКУ «ТГИК».

В рамках Регламента работы Администрации города Тюмени по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 04.06.2012 № 267-рк, МКУ «ТГИК» осуществляет контроль за сохранностью освободившихся жилых помещений. Спорное помещение фактически и юридически свободно и находится на сохранности у МКУ «ТГИК».

По данным первичной технической инвентаризации от 22.01.1985 на шестом этаже объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> проинвентаризировано как нежилое помещение общего пользования.

По данным технической инвентаризации от 19.05.2000 установлено, что нежилое помещение фактически используется в качестве жилого помещения. По итогам технической инвентаризации спорному жилому помещению присвоен .

По результатам внеплановой технической инвентаризации 10.05.2006 спорному жилому помещению, ранее в технической документации обозначенной как жилое помещение под номером 269, присвоен .

Согласно экспертному заключению от 20.12.2018 года №3054/к, составленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» спорное жилое помещение не соответствует требованиям СанПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях помещениях» (далее — СанПИН 2.1.2.2645-10) в том числе:

искусственное освещение отсутствует (нет светильников), что не соответствует п. 5.4 СанПИН 2.1.2.2645-10;

отсутствует водоснабжение и канализация, что не соответствует п 8.1.1. СанПИН 2.1.2.2645-10.

Данные замечания также не соответствуют требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту – Положение).

Согласно пунктам 12, 13 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными сетями электроосвещения, водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции. Инженерные системы, оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности.

Спорное жилое помещение расположено на межэтажной лестничной площадке, в связи с чем, отсутствует техническая возможность обеспечения его инженерными системами водоснабжения и водоотведения.

Документы, разрешающие перевод, проведение реконструкции, перепланировки, равно как и подтверждающие ввод их в эксплуатацию или сохранение в перепланированном состоянии на основании решения суда, в МКУ «ТГИК», Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени отсутствуют.

В силу частей 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

ЖК РФ предусматривает исключительную возможность присоединения мест общего пользования только при перепланировке смежных помещений, принадлежащих на праве собственности одному собственнику при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, зарегистрированное право собственности муниципального образования городской округ город Тюмень нарушает права и законные интересы собственников многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Олимпийская, д. 27.

В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Сведений о том, что спорное помещение, соответствует указанным техническим регламентам, не имеется, как и сведений перевода нежилого помещения в жилое.

Указанное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Следовательно, у Департамента, в рамках полномочий, возложенных распоряжением Администрации города Тюмени от 18.01.2016 № 10-рк «Об утверждении Регламента работы

Администрации города Тюмени по распределению муниципального жилищного фонда города Тюмени», отсутствует возможность по распределению указанного освободившегося помещения.

Зарегистрированное право собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на спорный объект приводит к невозможности осуществлять в пределах своих полномочий МКУ «ТГИК» функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, предусмотренные Постановлением № 99-пк.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.

Согласно статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Таким образом, права МКУ «ТГИК», как лица, являющегося балансодержателем спорного помещения, нарушаются существованием зарегистрированного права на помещение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно пунктам 1.4, 1.5 Положения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления, о бюджетном учете имущества, об обеспечении его сохранности, утвержденного Постановлением № 99-пк, МКУ «ТГИК» осуществляет бюджетный учет имущества, составляющего муниципальную казну города Тюмени.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

В абзаце 3 пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 15, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 9, 10, 11, 12, 30, 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 года, статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Муниципального казенного учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство» удовлетворить.

Прекратить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение, площадью 14,2 м2, расположенное по адресу: <адрес> (ранее – 269), кадастровый .

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени.

Судья Е.В. Чапаев

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019 года с применением компьютера.