ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3595/2010 от 17.11.2010 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №

   Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 город Сочи       17 ноября 2010 года

 Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи, председателя Центрального районного суда г. Сочи Лаврик А.В.,

 при секретаре судебного заседания Ангелатос А.В.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г.Сочи к директору ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. о признании бездействия директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. незаконным в части неисполнения требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к директору ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. о признании бездействия директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. незаконным в части неисполнения требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501, о запрещении ООО «<данные изъяты>» эксплуатацию пляжа «Ласточка» до получения положительного акта технического освидетельствования данного пляжа, об обязании директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. привести эксплуатируемый пляж «Ласточка» в соответствие с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501.

 В обоснование своих требований истец положил то обстоятельство, что прокуратурой Центрального района г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края с привлечением специалиста Сочинского инспекторского отделения Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения безопасности граждан на береговой полосе Черного моря, а также при использовании маломерных судов. В ходе проверки установлено, что в Центральном районе г. Сочи между ведомственными пляжами санатория «Ставрополье» и санатория «Салют» расположен муниципальный пляж «Ласточка». Эксплуатацию пляжа «Ласточка» осуществляет общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») в соответствии с договором о благоустройстве пляжа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией города Сочи и ООО «<данные изъяты>» в лице директора Шевченко Л.А. Директором ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. игнорируются вышеприведенные требования водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране жизни людей на водных объектах, что может повлечь негативные социальные последствия, угрожать жизни и здоровью населения. Угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц обусловлена бездействием руководства ООО «<данные изъяты>». Бездействие ответчика выражается в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - посетителей муниципального пляжа «Ласточка».

 В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Сочи, участвующий в деле, на исковых требованиях настаивал и просил их удовлетворить в полном объеме.

 В судебное заседание ответчик директор ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. не явилась, была надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила. В почтовом уведомлении, возращенном в суд, указано, что адресат по указанному адресу не значится, в связи с чем судом в соответствии с положениями ст. 50 ГПК РФ назначен в качестве представителя ответчика адвокат ФИО4, который в ходе судебного заседание решение оставил на усмотрение суда.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Центрального района г. Сочи подлежат удовлетворения по следующим основаниям.

 Прокуратурой Центрального района г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края с привлечением специалиста Сочинского инспекторского отделения Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения безопасности граждан на береговой полосе Черного моря, а также при использовании маломерных судов.

 В ходе проверки установлено, что в Центральном районе г. Сочи между ведомственными пляжами санатория «Ставрополье» и санатория «Салют» расположен муниципальный пляж «Ласточка».

 В соответствии с договором о благоустройстве пляжа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и ООО «<данные изъяты>» в лице директора Шевченко Л.А. эксплуатацию пляжа «Ласточка» осуществляет общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

 Согласно п. 2.1.3 указанного договора Пользователь (ООО «<данные изъяты>») обязуется осуществить мероприятия по обеспечению безопасности отдыхающих путем установки оборудованных спасательных и медицинских постов, системы видеонаблюдения за пляжем, проведения мероприятий по охране общественного порядка на пляже.

 Согласно п. 2.1.4. договора Пользователь (ООО «<данные изъяты>») обязуется, в частности, укомплектовать спасательные и медицинские посты на пляже квалифицированным персоналом, оборудованием, а также обеспечивать их работу до окончания рекреационного сезона

 Согласно п. 2.3. договора Пользователь (ООО «<данные изъяты>») обязан, в частности, обеспечить соблюдение установленных законодательством экологических, водоохранных, санитарно-эпидемиологических нормативов; обеспечить соблюдение требований по содержанию пляжа в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах» и др. нормативных актов.

 В нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501, руководство ООО «<данные изъяты>» не обеспечило прохождение ежегодного технического освидетельствования пляжа «Ласточка», осуществляет его эксплуатацию с нарушением требований безопасности для жизни и здоровья населения.

 Так, судом установлено, что директор ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. в Сочинское инспекторское отделение Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю с заявлением о готовности к проведению ежегодного технического освидетельствования муниципального пляжа «Ласточка» не обращалось, необходимых документов (санитарно-эпидемиологическое заключение, акт водолазного обследования дна) не предоставил.

 В ходе проведения прокурорской проверки директором ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. в прокуратуру Центрального района г. Сочи по запросу прокурора также не был представлен акт водолазного обследования дна в границах заплыва, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

 Также установлено, что на данном пляже отсутствуют спасательные посты (станции), укомплектованные необходимыми плавательными средствами, матросы-спасатели, спасательные средства, медицинский пункт.

 Кроме того, на пляже «Ласточка» отсутствуют профилактические стенды содержащие следующую информацию: извлечения из Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах, материалы по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах, схема акватории пляжа с указанием опасных мест и глубин, данные о температуре воды и воздуха.

 Согласно ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся, в частности, утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

 Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства, в том числе санитарные норм и плавила.

 Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

 В соответствии с п.2.1 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах» от 30.06.2006 № 536 зона купания (пляж) - организованное место массового отдыха людей на водном объекте, расположенное на участке берега с прилегающей к нему акваторией, установленное органами местного самоуправления и специально обустроенное для купания и массового отдыха людей в рекреационных целях, без использования маломерных судов и иных технических средств.

 Требования, предъявляемые к содержанию пляжей в части обеспечения охраны жизни людей на водных объектах, распространяются на все иные места массового отдыха людей, расположенные на участке береговой полосы и предназначенные для купания и отдыха, независимо от форм собственности.

 До начала купального сезона каждый пляж в соответствии с действующим законодательством должен быть осмотрен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с выдачей письменного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Должно быть проведено водолазное обследование дна пляжа в границах заплыва с обязательным оформлением акта водолазного обследования.

 Обязательному водолазному обследованию и очистке подлежат: на глубине до 2 метров - дно акватории пляжей и других мест массового купания людей; дно купален и мест, отведенных для купания детей и лиц, не умеющих плавать; подводная часть причалов, ограждения купален, спусков в воду, опор мостков; на глубинах свыше 2 метров - дно мест, оборудованных вышками, мостками и плотами для прыжков в воду.

 Обследование и очистка дна водной акватории пляжа должна производиться специалистами-водолазами в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.04.2007 № 269 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при производстве водолазных работ».

 Не допускается размещение на территории пляжа в границах заплыва пунктов проката маломерных судов и других плавательных средств, представляющих угрозу жизни и здоровью отдыхающих и купающихся.

 В соответствии с действующим законодательством до начала купального сезона уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводится техническое освидетельствование пляжей.

 Открытие и использование пляжа по назначению без разрешения, выданного водопользователю (владельцу пляжа) должностным лицом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не допускается.

 В соответствии с разделом IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами» техническое освидетельствование пляжей производится ежегодно до начала купального сезона. Конкретные сроки устанавливаются руководителями подразделений ГИМС МЧС России по согласованию с владельцами пляжей.

 При проведении технического освидетельствования проверяются: наличие и укомплектованность спасательных постов (станций) спасателями, подготовленными к спасанию и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим; наличие связи и должного взаимодействия с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и иными учреждениями, организациями. При соответствии технического состояния пляжа установленным требованиям дается разрешение на пользование пляжем.

 В соответствии с п. 2.2. Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае на период купального сезона водопользователь (владелец пляжа) должен организовать, с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории пляжа, развертывание на пляже одного или нескольких спасательных постов (станций), укомплектованных необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением в соответствии с рекомендуемым табелем оснащенности, и дежурство на них матросов-спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах. Зона оперативного действия одного поста (станции) не должна превышать 400 метров береговой территории и акватории пляжа.

 В соответствии с п. 2.9 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае пляжи оборудуются профилактическими стендами, содержащими следующую информацию: извлечения из Правил; материалы по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах; схема акватории пляжа с указанием опасных мест и глубин; данные о температуре воды и воздуха.

 Вышеизложенными нормами права обеспечиваются конституционные права человека на жизнь и здоровье, установленные ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации.

 Однако директором ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. игнорируются вышеприведенные требования водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране жизни людей на водных объектах, что может повлечь негативные социальные последствия, угрожать жизни и здоровью населения.

 Указанные факты подтверждаются следующими доказательствами:

 - заключением специалиста - государственного инспектора Сочинского инспекторского отделения Центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по Краснодарскому краю ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ,

 ответом на запрос старшего государственного инспектора Сочинского инспекторского отделения Центра государственной инспекции маломерных судов МЧС России по Краснодарскому краю ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ,

 договором о благоустройстве пляжа от ДД.ММ.ГГГГ №;

 ответом на запрос прокурора заместителя Главы города Сочи ФИО7;

 приложением к ответу на запрос прокурора заместителя Главы города Сочи ФИО7;

 - фотоматериалами.

 Согласно ст. 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

 Угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц обусловлена бездействием руководства ООО «<данные изъяты>». Бездействие ответчика выражается в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - посетителей муниципального пляжа «Ласточка».

 В соответствие со ст. 1065 ГК РФ угроза причинения вреда также является основанием для запрещения деятельности, создающей такую угрозу.

 Таким образом, оценивая исследованные по делу процессуальные доказательства, удовлетворяющие требованиям закона об их относимости и допустимости в их совокупности, суд приходит к убеждению удовлетворить требования прокурора Центрального района г. Сочи.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Центрального района г.Сочи к директору ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. о признании бездействия директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. незаконным в части неисполнения требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501, удовлетворить.

 Признать бездействие директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. незаконным в части неисполнения требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501.

 Запретить ООО «<данные изъяты>» эксплуатацию пляжа «Ласточка» до получения положительного акта технического освидетельствования данного пляжа.

 Обязать директора ООО «<данные изъяты>» Шевченко Л.А. привести эксплуатируемый пляж «Ласточка» в соответствие с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», раздела IV Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №601.

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения.

 Председательствующий судья     А.В. Лаврик

 не вступило в законную силу