ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3597/18 от 07.08.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре судебного заседания Цыдендамбаевой И.А., с участием представителя истца Галицына Д.С., ответчика Доржиева А.М., представителя ответчика Милонова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья «Саяны» к Доржиеву А. М. о понуждении обеспечить доступ в жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Саяны» (далее ТСЖ «Саяны») обратилось в суд к Доржиеву А.М. с искомо предоставлении доступа в жилое помещение по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , для проведения проверки общего имущества, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб., расходов на оплату госпошлины в размере 6000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что Доржиев А.М. является собственником квартиры в доме по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик Доржиев отказал истцу в согласовании времени допуска представителей ТСЖ ЖК «Саяны» в квартиру для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, являющегося общим имуществом собственником помещений в многоквартирном доме. ДД.ММ.ГГГГ председатель правления ТСЖ «Саяны» Логинова К.Р. направила ответчику предписание об обеспечении свободного доступа к общему имуществу, однако до настоящего времени ответчик не допускает представителей ТСЖ в свою квартиру. Согласно п.п. «б, в» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время; требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил). Таким образом, истец полагает, что неисполнение ответчиком обязанности по допуску к общему имуществу, ведет к нарушению прав других лиц.

В судебном заседании представитель истца Галицын Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил срока исполнении обязанности, просит обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для проведения осмотра технического и санитарного состояния общедомовых систем в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, поддержал уточненные требования.

Суду пояснил, что с началом отопительного сезона жители дома по <адрес>, обращаются в ТСЖ «Саяны» с жалобами на холодные батареи, в связи с чем возникла необходимость отрегулировать теплосистему в жилом доме. Для определения наличия разбалансированности в системе отопления в 1 подъезде указанного дома необходим доступ в квартиру Доржиева, так как труба, которая находится в квартире, имеет закрытую систему: поступающая вода нагревается и отапливает многоквартирный дом, вода циркулирует в доме по всей теплосистеме, поэтому разбалансировка в системе отопления в одной квартире ведет к разбалансировке системы отопления во всем многоквартирном доме.

Ответчик Доржиев А.М., его представитель Милонов К.А., действующий на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования не признали, суду представили письменные возражения, пояснили, что истцом не представлены доказательства причин необходимости доступа в жилое помещение, принадлежащее ответчику. Законом предусмотрен определенный порядок, согласно которому обслуживающая организация вправе требовать обеспечить доступ в жилое помещение только для выполнения необходимых ремонтных работ, при этом, если истец намерен произвести работы по текущему ремонту общего имущества дома, им не представлены доказательства принятия собственниками дома решения о необходимости проведения таких работ, а также проект выполнения работ. Полагают, что при согласовании с потребителем времени доступа в жилое помещение, в уведомлении необходимо указать дату и время проведения работ, вид работ и их продолжительность, номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ. Истцом ТСЖ «Саяны» предусмотренный законом порядок не был соблюден, не представлены причины проведения работ, требующих вмешательства в общедомовую систему водоснабжения, в том числе, в систему отопления в квартире ответчика, следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Просят в иске отказать.

Выслушав названных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ТСЖ «Саяны».

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 17, ст. 30 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Доржиев А.М. является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует и ответчик не оспаривает, что ТСЖ «Саяны» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по <адрес>, осуществляет работы по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества собственников помещений указанного жилого дома.

ТСЖ «Саяны», обращаясь в суд с исковым требованием, указывает на необходимость доступа в квартиру ответчика Доржиева с целью осмотра состояния внутриквартирного оборудования – системы отопления, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и установления причины разбалансировки системы отопления в многоквартирном доме, что повлекло жалобы граждан на низкую температуру в квартирах многоквартирного дома.

По смыслу пп. "в" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 указанных Правил.

В соответствии с пп. "б" п. 32 указанных Правил, исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Согласно пп. "е" п. 34 названных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 указанных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В силу 5 Правил содержания общего имущества в многокартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. названных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ. К такому содержанию также относится и текущий ремонт, который проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (п. 18 Правил).

Согласно п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий.

Таким образом, поскольку вышеназванными Правилами предусмотрен определенный порядок, согласно которому обслуживающая организация вправе требовать у потребителя по мере необходимости обеспечить доступ в жилое помещение только для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг, то в предмет доказывания по данному делу входит возникновение необходимости в доступе исполнителя в жилое помещение ответчика, необходимость выполнения ремонтных работ и проверки недостатков предоставления коммунальных услуг.

Истец намерен получить доступ в жилое помещение ответчика для осмотра системы отопления в нем, который обусловлен жалобами собственника жилых помещений в доме на низкую температуру в жилых помещениях.

Между тем, истец не доказал возникновение необходимости в доступе исполнителя в квартиру ответчика, необходимости выполнения ремонтных работ и проверки недостатков предоставления коммунальных услуг.

В качестве доказательства необходимости доступа в квартиру ответчика истец ссылается на два заявления Кулиновой М.В., проживающей в квартире указанного дома, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о низкой температуре отопительных приборов в квартире, требовании отрегулировать систему отопления в подъезде, зарегистрированные в журнале заявок ТСЖ «Саяны».

Также истец ссылается на пояснения допрошенного в качестве свидетеля инженера по технической эксплуатации дома ТСЖ «Саяны» Свидетель №1, который суду пояснил, в многоквартирном доме система отопления составляет единый организм, при сбое в системе отопления в одной квартире возникает сбой в системе отопления всего дома. Кулинова, которая жаловалась на холодные батареи в квартире, и Доржиев проживают в одном подъезде, Кулинова - на этаже дома, а ответчик Доржиев - на этаже. Для разрешения жалоб Кулиновой он проверил на ощупь температуру приборов отопления в ее квартире и установил, что температура низкая, хотя температура в трубах отопления на входе в дом соответствовала норме, также он проверил трубы отопления во всех квартирах подъезда дома, кроме квартиры Доржиева, и установил, что система отопления в квартирах без нарушений, поэтому возникла необходимость осмотра труб отопления в квартире Доржиева.

Суд, оценив указанные доказательства, приходит к выводу, что заявления Кулиновой М.В. и пояснения свидетеля Свидетель №1 вместе с журналом заявок ТСЖ «Саяны» недостаточны для требования допуска в квартиру ответчика для осмотра системы отопления.

Заявления Кулиновой М.В. и пояснения Свидетель №1 о низкой температуре отопительных приборов в квартире являются субъективным мнением указанных лиц, не подтверждены объективными доказательствами, каковыми могли быть письменные доказательства в виде результатов измерения температуры, составленные с участием заинтересованных лиц, исполнителя услуг отопления, иных лиц, поэтому не могут быть приняты судом в качестве доказательства низкой температуры в системе отопления дома.

Исследование журнала заявок ТСЖ «Саяны» показало, что журнал имеет регистрацию 13 обращений за период с ноября 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, регистрацию двух заявлений Кулиновой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о низкой температуре в квартире, одно заявление Вахрамеева Е.А. также о низкой температуре в квартире, по которому дан ответ о соответствии температуры нормативу.

Таким образом, за столь продолжительный период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, то есть за три отопительных периода от собственников помещений в многоквартирном доме поступили обращения двух граждан, проживающих в доме, одно из которых признано необоснованным, что указывает на то, что отсутствует необходимость в доступе исполнителя в жилое помещение ответчика, также отсутствует необходимость выполнения ремонтных работ и проверки недостатков предоставления коммунальных услуг.

Иных доказательств обоснованности требования допуска представителей истца в квартиру ответчика для осмотра системы отопления суду не представлено, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Решение суда состоялось в пользу ответчика. При этом из дела следует, что представитель ответчика Милонов К.А. принимал участие в двух судебных заседаниях, подготовил письменные возражения на исковое заявление, что свидетельствует об объеме выполненной работы представителем истца, произведенные расходы подтверждены договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, распиской в получении денежных средств в размере 10000 руб. Исходя из изложенного, расходы ответчика Доржиева А.М. подлежат возмещению.

Суд с учетом сложности дела, объема работы представителя, исходя из принципов справедливости и разумности, определяет к присуждению расходы ответчика в размере 5000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Товарищества собственников жилья «Саяны» к Доржиеву А. М. о понуждении обеспечить доступ в жилое помещение оставить без удовлетворения.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Саяны» в пользу Доржиева А. М. расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: А.Д. Бунаева