ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-359/12 от 18.12.2012 Кошкинского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Кошкинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Родионовой Е.А.,

прокурора <адрес>ФИО1,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района <адрес>, МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>» об устранении нарушений законодательства по обеспечению требований антитеррористической защищенности в деятельности ГБОУ СОШ <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кошкинский, в котором, ссылаясь на неисполнение Администрацией муниципального района Кошкинский возложенной на неё Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по исполнению законодательства, направленного на обеспечение защищенности от проявления терроризма в образовательных учреждениях муниципального района Кошкинский, просил обязать Администрацию муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства по обеспечению требований антитеррористической защищенности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в деятельности ГБОУ СОШ <адрес>, а именно – установить систему громкоговорящей связи.

В судебном заседании прокурор <адрес> исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> совместно с ОП МО МВД России «Елховский» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение защищенности от проявления терроризма в ГБОУ СОШ <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения при исполнении законодательства об образовании, антитеррористической безопасности и организации местного самоуправления. Так, согласно Закону РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных средств. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно Перечню минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан, утвержденному решением антитеррористической комиссии <адрес>, в образовательных учреждениях необходимо наличие систем громкоговорящей связи.

-2-

Однако, вопреки указанным требованиям законодательства о противодействии терроризму, в ГБОУ СОШ <адрес> система громкоговорящей связи отсутствует. Невыполнение указанных требований способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в помещении ГБОУ СОШ <адрес>. Самостоятельно ГБОУ СОШ <адрес> не может устранить указанные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием деятельности. Собственником здания является Администрация муниципального района Кошкинский, поэтому она должна содержать здание на правах собственника.

Представитель Администрации муниципального района <адрес>ФИО3 в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора не признаёт по той причине, что к полномочиям органа местного самоуправления обеспечение защищенности от проявления терроризма в образовательных учреждениях не относится. Решение антитеррористической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, не является нормативно-правовым актом.

Привлеченное в качестве ответчика МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>» в лице директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснив, что решение антитеррористической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, не является нормативно-правовым актом. В ГБУ СОШ <адрес> имеется система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая может быть использована при любых экстренных случаях.

Третье лицо - Министерство образования и науки <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в их отсутствие, из представленного им отзыва усматривается, что ГБОУ СОШ <адрес> является вновь созданным образовательным учреждением, имущество которой, включая здание, находится в собственности муниципального района Кошкинский. Согласно Закону РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Считает, что иск прокурора преждевременный, т.к. предписание об устранении выявленных нарушений не выносилось.

Третье лицо – ГБОУ СОШ <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Как видно из Устава ГБОУ СОШ <адрес> указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности муниципального района <адрес> (л.д. 24-65 ).

Из Устава следует, что учредителями учреждения являются Министерство образования и науки <адрес>, по управлению имуществом Министерство имущественных отношений <адрес> (л.д. 24 ).

В соответствии с соглашением между <адрес> и администрацией м.<адрес> о взаимодействии в области образования от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления м.<адрес> в рамках своих полномочий обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего пользования (л.д. 6-8 ).

Согласно письма МО МВД России «Елховский» от ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ СОШ <адрес> выявлены нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно: отсутствует система громкоговорящей связи (л.д. 9).

-3-

Согласно уставу МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес> учредителем указанного учреждения является Администрация муниципального района Кошкинский. Учреждение является юридическим лицом. Учреждение обеспечивает содержание зданий и сооружений, предоставленных в пользование образовательным учреждениям муниципального района Кошкинский, обустройство прилегающих к ним территорий (л.д. 71-79).

В соответствии с п.6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

На основании п.п. 4 п. 1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из ч. 3 ст.5 Федерального Закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Решением антитеррористической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Данным решением для образовательных учреждений установлено в том числе требование о наличии систем громкоговорящей связи. Однако, согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный Закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В связи с вышеизложенным суд считает, что решение антитеррористической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным актом. Кроме того указанное выше решение не предусматривает порядка его исполнения. Федеральный закон «Об образовании» также не возлагает данную конкретную обязанность как на школу, так и ее учредителей. Решение антитеррористической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, не имеет прямой юридической силы, то есть не является обязательным.

Как было установлено в судебном заседании, других доказательств прокурором не представлено, какого-либо механизма реализации данного решения разработано не было. Главой администрации муниципального района Кошкинский каких-либо постановлений, своих внутренних приказов во исполнение данного решения не издавалось. Прокурором не указано, какие именно нормы, какого конкретного законодательства о противодействии терроризму ответчиками были нарушены, которые он просит устранить, а из исследованных в судебном заседании доказательств не было установлено каких-либо фактов нарушения ответчиками законодательства о противодействии терроризму, поэтому у суда отсутствуют основания к возложению обязанности на Администрацию муниципального района Кошкинский и МБУ «Центр эксплуатации зданий

-4-

образовательных учреждений муниципального района <адрес>» по проведению испрашиваемых организационно-хозяйственных мероприятий.

Кроме того, как было установлено в судебном заседании и не отрицается сторонами, в ГБОУ СОШ <адрес> имеется система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, которая может быть использована при любых экстренных случаях путем нажатия кнопки и воспроизведения сигнала тревоги. Данный факт подтверждается заключенным ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Центром эксплуатации зданий образовательных учреждений м.<адрес> и ООО «Техническим центром микровидео» договором на техническое обслуживание и ремонт автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре в ГБУ СОШ <адрес> (л.д. 80-81).

Таким образом, суд полагает, что исковые требовании прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района <адрес>, МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>» об устранении нарушений законодательства по обеспечению требований антитеррористической защищенности в деятельности ГБОУ СОШ <адрес>, а именно – установить систему громкоговорящей связи – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Родионова