Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2019 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при секретаре Болошенко С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-359/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в счет оплаты договора на оказание образовательных услуг,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в городе Туле Тульской области о признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в счет оплаты договора на оказание образовательных услуг.
Свои требования мотивировала тем, что 22.11.2018 г. она обратилась в ГУ-УПФР в г. Туле с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования своего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уведомлением ответчика от 19.12.2018г. за № 2404 дан ответ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала. Основанием для отказа явилось то, что договор возмездного оказания услуг заключен не с образовательной организацией, а с индивидуальным предпринимателем. Считая полученный отказ противоречащим требованиям ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», просила признать незаконным решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 11.09.2018г. за №1532; обязать ответчика направить средства материнского (семейного) капитала на оплату договора оказания образовательных услуг.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, уточнив требования, в части наименования ответчика, в дополнение к заявленным требованиям просила обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) направить средства материнского (семейного) капитала на оплату договора оказания образовательных услуг в сумме 94580руб.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что в соответствии с действующим законодательством РФ предусмотрена возможность перечисления средств материнского капитала на оплату содержание ребенка только в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования. При этом указал, что средства материнского (семейного) капитала не могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями с правом ведения образовательной деятельности. На изложенных основаниях просил в иске отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является матерью двоих детей – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем, на основании ч.1 ст.3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.
На основании решения ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области от 01.04.2013г. ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 408960,50 руб., что подтверждается соответствующим решением от 25.04.2013 г. № 383.
12.08.2015г.между ФИО1 - заказчик и ИП ФИО5 – исполнитель, заключен договор №165 возмездного оказания услуг, по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по воспитанию, обучению и развитию, а также по оздоровлению, присмотру и уходу за ребенком, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги. Согласно п.4.1 договора, стоимость оказанных в соответствии с настоящим договором услуг составляет 17000 руб. в месяц.
Дополнительным соглашением №1 от 01.09.2017. к договору возмездного оказания услуг №165 от 12.08.2018г. изменена стоимость услуг, которая составила 18000 руб. в месяц.
Дополнительным соглашением №2 от 24.09.2018. к договору возмездного оказания услуг №165 от 12.08.2015г. установлена стоимость услуг за 6 месяцев, которая за период с 01.11.2018г. по 30.04.2019г. составила 106800 руб. (ноябрь 2018 -17850 руб., декабрь 2018 - 18000 руб., январь 2019 г. - 17100 руб., февраль 2019 г. - 18000 руб., март 2019 г. – 17850 руб., апрель 2019 г. - 18000 руб.).
Индивидуальному предпринимателю ФИО5 10.07.2014г. выдана лицензия №0133/01924 на осуществление образовательной деятельности.
Из приложения №1 к лицензии №0133/01924 от 10.07.2014г. следует, что ИП ФИО5 выдана лицензия на осуществление дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.
22.11.2018г. ФИО1 обратилась в ГУ – УПФ РФ по г. Туле Тульской области (межрайоное) с заявлением о распоряжении средствами (частью) средств) материнского (семейного) капитала, а именно – на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации в сумме 106800 руб., согласно уведомления ГУ – УПФР по г. Туле Тульской области (межрайонное) № 2404от 19.12.2018г. в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано, на основании п.3 ч.2 ст. 8 ФЗ №256-ФЗ (в заявлении указано направление, непредусмотренное действующим законодательством договор возмездного оказания услуг №165 от 12.08.2015г. заключен не с образовательной организацией).
Письмом №13-15/6338 от 21.08.2018г. ГУ-УПФ РФ в г. Туле Тульской области (межрайонное) направило начальникам Управлений ПФР в городах и районах Тульской области для руководства и использования в работе письмо Пенсионного фонда РФ от 16.08.2018г. №ЛЧ-28-24/16193 «О направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)». В соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда РФ средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в организации, имеющие лицензию и осуществляющие образовательную деятельность (образовательная деятельность является основным видом деятельности или дополнительной к основной). Также в данном письме обращено внимание, что индивидуальный предприниматель с правом ведения образовательной деятельности не является организацией.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.4 ст.11 указанного ФЗ).
В соответствии с п. 1 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №926, настоящие Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - организация), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.8.1 Правил).
Согласно п.8.2 Правил, при направлении средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, к заявлению о распоряжении средствами прилагается договор между организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации и расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации.
Тем самым, исходя из положений вышеназванных норм законодательства, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, и основным условием распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала является предоставление соответствующего договора об оказании образовательных услуг.
Однако, действующим законодательством и в частности нормами ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №926 от 24.12.2007, предусмотрена возможность перечисления средств материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка только в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования.
При этом согласно п.18 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу положений ст.11 НК РФ под организациями в целом понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а под индивидуальными предпринимателями – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В ходе рассмотрения дела установлено, что образовательная деятельность ИП ФИО5 осуществляется на основании лицензии без образования юридического лица, доказательств обратного суду не предоставлено.
Имеющаяся в п.20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ссылка на то, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, не может быть применима к заявленным требованиям, поскольку в данном пункте прямо указано на то, что такое отнесение индивидуальных предпринимателей к категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется только в целях настоящего Федерального закона, возможности распространения данной нормы на положения ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым осуществляется реализация материнского (семейного) капитала, указанная норма не содержит.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются некоммерческими организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования, тогда как ФЗ №256-ФЗ и подзаконные ему правовые акты, устанавливающие порядок обращения с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, не предусматривают в качестве меры государственной поддержки право граждан на распоряжение средствами М(С)К на получение образовательных услуг по договорам с индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
При этом суд отмечает, что ФИО1 не лишена возможности реализовать свои права, предусмотренные п.2 ч.3 ст.7 Федерального закона №256-ФЗ, заключив соответствующих договор с организацией, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
В связи с чем, учитывая отсутствие у суда права устанавливать иной порядок направления средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения ребенка, не соответствующий порядку, определенному Правительством РФ, правовых основании для удовлетворения требования истца о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в счет оплаты договора на оказание образовательных услуг индивидуальным предпринимателем, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в счет оплаты договора на оказание образовательных услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова