ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-359/20 от 24.12.2020 Шатровского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-359/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего – судьи Леонтьева Д.Б.,

при секретаре Мосиевской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «24» декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Ярославцева Дмитрия Филипповича к Администрации Шатровского района Курганской области об установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

в Шатровский районный суд Курганской области обратился Ярославцев Д.Ф. с иском к Администрации Шатровского района Курганской области об установлении границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью <..............> кв.м., расположенный в <адрес>. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

15 июля 2020 года он заключил с кадастровым инженером ФИО. договор на выполнение кадастровых работ с целью уточнения границ земельного участка. Кадастровым инженером составлен межевой план. Геодезическая съемка проводилась по фактически сложившимся границам земельного участка, существующим на местности более 15 лет. После проведения кадастровых работ площадь земельного участка составила <..............> кв.м. Превышение площади не превышает утвержденный минимальный размер. В государственном кадастровом учете об уточнении площади и границ земельного участка в Управлении Росреестра по Курганской области ему отказано. В данный момент сведения об уточнении границ земельного участка возможны только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 22 Федерального закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Просит установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , по точкам:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

Существующие координаты, м

Уточненные координаты, м

X

Y

X

Y

1

2

3

4

5

н1

-

-

522974,44

2338859,93

н2

-

-

522989,60

2338908,85

3

522973,34

2338915,12

522973,34

2338915,12

4

522944,80

2338926,10

522944,80

2338926,10

5

522928,80

2338890,28

522928,80

2338890,28

6

522927,70

2338878,40

522927,70

2338878,40

7

522942,01

2338872,74

522942,01

2338872,74

н1

-

-

522974,44

2338859,93

в соответствии с межевым планом от 24 сентября 2020 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО

В отзыве ответчика Администрации Шатровского района Курганской области указано, что площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с действующим законодательством требований составила <..............> кв.м., что не соответствует площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости – <..............> кв.м. Площадь земельного участка увеличилась на <..............> кв.м. Решением Шатровской районной Думы от 29 марта 2013 года № 205 «Об утверждении правил землепользования и застройки Шатровского района» установлены предельные параметры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства 600-5000 кв.м. Поскольку превышение размеров спорного земельного участка относительно правоустанавливающих документов меньше минимального размера предоставления на территории района, то ограничений, связанных с уточнением границ и площади спорного земельного участка, не имеется (л.д.45).

В отзыве на исковое заявление третьего лица Администрации Спицынского сельсовета Шатровского района Курганской области указано, что против удовлетворения исковых требований возражений не имеется (л.д.39).

Представитель ответчика Администрации Шатровского района Курганской области, представители третьих лиц Каргапольского отдела Управления Росреестра по Курганской области, Администрации Спицынского сельсовета Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явились.

О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (л.д.42, 43, 46). Об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Суд, с учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Ярославцев Д.Ф. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что на указанном земельном участке проживает с 2000 года, участок расположен на пустыре, поэтому соседей не имеет.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером находится по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 7 апреля 2015 года принадлежит на праве собственности Ярославцеву Д.Ф. Согласно свидетельству о государственной регистрации и выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь спорного земельного участка составляет 2300 кв.м. (л.д.13, 18).

24 сентября 2020 года кадастровым инженером ФИО изготовлен межевой план с описанием границ указанного земельного участка (л.д.6-17). Согласно межевому плану, в нем указаны конфигурация земельного участка, длины линий, координаты поворотных точек, межевые знаки, площадь участка, иные сведения о местоположении земельного участка и его характеристиках, со ссылкой на отсутствие графических материалов землеустройства и установление описания границ земельного участка по фактически существующим на местности межевым знакам (заборы, иное).

При обращении истца в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением об учете сведений о принадлежащем ему земельном участке на основании подготовленного межевого плана, ему было указано на невозможность осуществления государственного кадастрового учета в отсутствие документального обоснования границ и увеличения площади земельного участка (уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 12 октября 2020 года л.д.19).

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

На основании ст. 15 Закона № 218-ФЗ устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 2 данной статьи предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка.

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Границы участков смежных землепользователей на местности с юга и севера не определены, с запада и востока взяты по сведениям, содержащимся в ГКН (схема расположения земельного участка в межевом плане л.д.9, 15).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью <..............> кв.м., находится в собственности Ярославцева Д.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 25 мая 2015 года, с указанием документа – основания: договор купли-продажи от 7 апреля 2015 года. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер , адрес: <адрес>.

При внесении сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.

Для установления и уточнения местоположения границ земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру, который подготовил соответствующий межевой план.

Уведомлением Управления Росреестра по Курганской области от 12 октября 2020 года государственный кадастровый учет указанного в исковом заявлении земельного участка по заявлению Ярославцева Д.Ф. приостановлен со ссылкой на отсутствие документального подтверждения заявленных границ земельного участка и увеличения площади (л.д.19).

В отношении указанного в исковом заявлении участка местоположение смежных границ (по забору) подтверждено межевым планом от 24 сентября 2020 года. Выводы кадастрового инженера о невозможности определения границ земельного участка на основании правоустанавливающих и (или) иных документов не опровергнуты.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

В результате межевания площадь земельного участка истца составила 2575 кв.м., превышение на 275 кв.м. (заключение кадастрового инженера л.д.8-9).

Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Судом установлено, что в межевом плане от 24 сентября 2020 года в соответствии с п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 8декабря 2015 года № 921, приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Увеличение площади земельного участка в связи с уточнением границ не превышает предельные минимальные размеры земельного участка в населенном пункте, предусмотренные нормативными актами органов муниципальной власти соответствующего муниципального образования.

Существование на местности заявленных границ земельного участка истца более 15 лет подтверждается письменными материалами дела, которым у суда нет оснований не доверять. Муниципальное образование Администрация Спицынского сельсовета не оспаривает границы указанного в исковом заявлении земельного участка.

Из письменных материалов дела, в том числе из заключения главного архитектора района, следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в центральной части села Спицыно. Соседние с востока и запада участки имеют установленные в государственном кадастре границы. Проект планировки и межевания территории для комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в с. Спицыно предусматривает в том числе границы рассматриваемого участка. Границы рассматриваемого участка, планируемые согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Селезневым, не совпадают с границами этого участка зафиксированного проектом планировки и межевания территории для комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в с. Спицыно, согласно которому участок имеет больший размер в южном направлении. Иные препятствия к установлению указанных выше границ отсутствуют. Со слов владельца участка, участок ранее был большим размером в северном направлении, однако из-за неиспользования территории, при составлении межевого плана, был уменьшен и приведен к площади, указанной в свидетельстве. Генеральным планом Спицынского сельсовета изменений функционального назначения территории расположения участка и размещение объектов местного значения не предусмотрено. Схемой территориального планирования Шатровского района, схемой территориального планирования Курганской области, схемами планирования Российской Федерации размещение на данной территории соответственно объектов районного, субъектного и федерального значения не предусмотрено. Линии коммуникации, иные общественно значимые сооружения, места общего пользования, в том числе проходы между сооружениями, проходы к водоему, лесные (лесопарковые) зоны, общественные площадки в указанных выше границах участка отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, устанавливать границы необходимо с учетом утвержденного проекта планировки и межевания территории для комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в с. Спицыно. При невозможности учесть все границы согласно этому проекту ввиду установленной площади ранее учтенного земельного участка, возможно установление границ согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером Селезневым, с приведением этих границ в соответствии с проектом при проведении следующих кадастровых работ с участком (л.д.34).

С учетом вышеизложенного, на основании письменных материалов дела, принимая во внимание отсутствие в документах описания границ земельного участка истца, отсутствие на местности каких-либо межевых знаков, кроме фактически существующих заборов, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ соответствует конфигурации границ, указанных в кадастровом плане территории, увеличение площади земельного участка в связи с уточнением границ не превышает установленные предельные минимальные размеры земельного участка в соответствующем населенном пункте, суд приходит к выводу об установлении границ спорного земельного участка истца по фактически существующей границе, обозначенной забором, в соответствии с межевым планом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Ярославцева Дмитрия Филипповича об установлении границ земельного участка удовлетворить полностью.

Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , по точкам:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

Существующие координаты, м

Уточненные координаты, м

X

Y

X

Y

1

2

3

4

5

н1

-

-

522974,44

2338859,93

н2

-

-

522989,60

2338908,85

3

522973,34

2338915,12

522973,34

2338915,12

4

522944,80

2338926,10

522944,80

2338926,10

5

522928,80

2338890,28

522928,80

2338890,28

6

522927,70

2338878,40

522927,70

2338878,40

7

522942,01

2338872,74

522942,01

2338872,74

н1

-

-

522974,44

2338859,93

в соответствии с межевым планом от 24 сентября 2020 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО

Настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером .

С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться 25декабря 2020 года в 08 часов 30 минут.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Председательствующий: судья Д.Б.Леонтьев