ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-359/2013 от 16.12.2013 Воскресенского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2- 359/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Воскресенское                                                16 декабря 2013 года

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе

судьи Кузнецовой Т.Н.,

при секретаре Черпаковой А.В.,

с участием заместителя прокурора Кулиничевой Н.М.,

истца Федуловой О.А.,

представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» Старостина Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Воскресенского района Нижегородской области в интересах несовершеннолетних Федулов Н.А. и Скворцова К.П. к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» о признании незаконным отказа в принятии документов на оформление ежемесячного пособия на детей и возложении обязанности принять документы у Федулова О.А. для оформления ежемесячного пособия на ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воскресенского района Нижегородской области в интересах несовершеннолетних Федулов Н.А. и Скворцова К.П. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» о признании незаконным отказа в принятии документов на оформление ежемесячного пособия на детей и возложении обязанности принять документы у Федулова О.А. для оформления ежемесячного пособия на ребенка.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Воскресенского района по заявлению Федуловой О.А. проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района».

Установлено, что Федулова О.А. от брака с А. имеет несовершеннолетнего ребенка - сына Федулов Н.А., 19.06.2005г.р. Брак между родителями несовершеннолетнего прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка Воскресенского района от ДД.ММ.ГГГГ После расторжения брака ребенок проживает с матерью.

Федулова О.А. также воспитывает дочь Скворцова К.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Федулова О.А. обратилась в ГКУНО «Управление социальной защиты населения» для оформления ежемесячного пособия на детей, предоставляемого в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей». Для оформления пособий на детей Федуловой О.А. была предоставлена справка из Воскресенского РО УФССП от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в Воскресенском районном отделе УФССП по Нижегородской области на исполнении не находится исполнительного документа о взыскании алиментов с А. на содержание сына Федулов Н.А., 2005 года рождения. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии документов на оформление ежемесячного пособия на детей в связи с отсутствием справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке, необходимости взыскания алиментов с отца ребенка - А.

Отказ в ежемесячном пособии на Скворцову К.П. 23.07.2010 г. рождения ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» ничем не мотивирован.

Несовершеннолетний ребенок воспитывается матерью, находится на полном ее обеспечении. Социальная защита предоставляется государством наиболее уязвимым группам населения. Отказ в принятии документов для оформления ежемесячного пособия нарушает материнские права Федуловой О.А., а также права несовершеннолетних Федулова Н.А., Скворцовой К.П.

        В судебном заседании заместитель прокурора Кулиничева Н.М. поддержала заявленные требования, указав, что в п.21 Постановления Нижегородской области от 17.12.2004 года № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющим детей» не предусмотрены обязательные мероприятия, направленные на осуществление права ребенка на получение алиментов в судебном или добровольном порядке, подтвержденном нотариально. Указанным пунктом конкретизируется подтверждение информации о получении (неполучении) алиментов либо наличие (отсутствие) соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке и иного смысла данная формулировка не несет. Считает, что Федуловой О.А. был предоставлен полный пакет документов, предусмотренных законом, в том числе была предоставлена справка из отдела УФССП, подтверждающая неполучение Федуловой О.А. алиментов от бывшего супруга на содержание ребенка.

Истец Федулова О.А. в судебном заседании просила удовлетворить требования прокурора, при этом она пояснила, что в октябре 2013 года она предоставила полный пакет документов для получения пособия в размере 100 рублей на каждого ребенка и 450 рублей на питание сына Федулов Н.А., который является учащимся 2-го класса Воскресенской средней школы. В том числе в пакете документов ей была предоставлена справка о том, что на исполнении службы судебных приставов не находится исполнительного производства о взыскании с А. алиментов на содержание ребенка. Она действительно с заявлением о взыскании алиментов с А. на содержание ребенка не обращалась, так как не желает с него взыскивать алименты на содержание ребенка. Брак с А. был прекращен, А. отбывает наказание в местах лишения свободы и она не желает взыскивать с него алименты В 10-дневный срок после принятии документов ей было отказано в назначении пособий, ссылаясь на то, что ею не представлена справка от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашение об уплате алиментов, хотя она представила вместе с остальными документами справку из службы судебных приставов, что у них на исполнении не находится исполнительный документ о взыскании алиментов. Считает отказ Управления социальной защиты населения необоснованным.

Представитель ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения» Старостин Е.С. иск прокурора не признал и пояснил, что Федуловой О.А. было отказано в назначении пособия на детей, так как она не предоставила справку от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке. На момент обращения была предоставлена справка от судебных приста_вов о том, что исполнительное производство о взыскании с А. алиментов на содержание сына Федулов Н.А. отсутствует, хотя такая справка должна предоставляться по месту отбытия наказания А. Федулова О.А. алименты с А. на сына Федулов Н.А. не взыскивает, хотя родители обязаны содер_жать своих несовершеннолетних детей. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи при назначении областных пособий, производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевогого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и по_становлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г.№-512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им госу_дарственной социальной помощи учитываются все виды доходов, получен_ные каждым членом семьи в денежной форме, в том числе алименты. Отсутствие исполнительного листа или соглашения об уплате алимен_тов на несовершеннолетних детей может служить основанием для отказа в принятии документов на получение ежемесячного пособия на ребенка.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Федеральным Законом № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (ст.2 Федерального Закона № 81- ФЗ).

Настоящим Федеральным Законом устанавливаются виды государственных пособий, в том числе ежемесячное пособие на ребенка. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.16 Федерального Закона №81-ФЗ).

В соответствии с указанным Федеральным законом был принят Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей», которым ежемесячное пособие на ребенка относится, в том числе к мерам социальной поддержки граждан, имеющих детей. Меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, в том числе по получению указанного пособия, подлежат переаттестации (переоформлению) не реже одного раза в год в порядке и сроки, установленные Правительством Нижегородской области.

Статьей 7 Закона Нижегородской области № 130-З предусмотрено, что ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения- до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату обращения заявителя. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. С 1 июля 2005 года размер ежемесячного пособия составляет 100 рублей, а также 450 рублей на питание обучающихся в школе.

Областные пособия, установленные настоящим Законом, назначаются на основании заявления с предоставлением всех необходимых документов. Перечень документов устанавливается Правительством Нижегородской области. Органы социальной защиты населения имеют право отказать в назначении областных пособий, установленных настоящим Законом, с мотивированным обоснованием. Отказ в назначении областных пособий заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, а также в судебном порядке ( ст.9 Закона Нижегородской области №130- З).

Согласно п. 21 раздела IV Постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей» ежемесячное пособие на ребенка назначается учреждениями социальной защиты по месту жительства (пребывания) родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, на основании заявления установленной формы и следующих документов:

- паспорта заявителя;

- свидетельства о рождении ребенка;

- справки о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц;

- свидетельства о регистрации по месту пребывания (в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка);

- справок о доходах всех членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка, в том числе:

- документов о всех предусмотренных системой оплаты труда выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";

- справки из службы занятости о выплате пособия по безработице - для граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

- справки о размере получаемой пенсии - для пенсионеров;

- справки с места учебы о размере стипендии - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

- справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке;

- иных документов, подтверждающих размер доходов.

         Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 года № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющим детей», на которое ссылался ответчик, давая отказ в назначении ежемесячных пособий на детей, относит к документам, предоставляемым для получения пособия на ребенка, справку от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке.

Федулова О.А. предоставила ответчику весь пакет необходимых документов, в том числе документ, подтверждающий, что алименты на содержание сына Никиту она не получает, как того обязывает Постановление Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей».

В случае раздельного проживания родителей ребенка, представленная истицей справка из Воскресенского районного отдела службы судебных приставов, является надлежащим документом.

Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей принадлежит, в том числе одному из родителей ребенка. Взыскание алиментов является правом родителя, с которым проживает ребенок.

Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение законодательства со стороны ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района», которое необходимо устранить.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает для устранения недостатков 10-дневный срок после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Воскресенского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» в принятии документов у Федулова О.А. на оформление ежемесячного пособия на детей Федулов Н.А. и Скворцова К.П..

Возложить на ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» обязанность в 10-дневный срок после вступления решения суда в законную силу принять документы у Федулова О.А. для оформления ежемесячного пособия на детей Федулов Н.А. и Скворцова К.П..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья