Дело №2-359/2022
37RS0012-01-2022-000221-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Соловьевой К.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика Ивановского городского комитета по управлению имуществом ФИО2,
представителя ответчика Администрации г. Иваново ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества «Частник» к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Администрации города Иваново об обязании обеспечить изменение вида разрешенного использования земельного участка, признании права на приобретение земельного участка в безвозмездное пользование и обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Частник» (далее СНТ «Частник») обратилось с иском к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом об обязании обеспечить изменение вида разрешенного использования земельного участка, признании права на приобретение земельного участка в безвозмездное пользование и обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком.
Требования обоснованы тем, что на основании постановления Администрации г. Иваново от 23.12.2020 №1570 «Об утверждении документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иваново» был утвержден Проект планировки территории и Проект межевания территории по адресу: около улицы Фрунзе города Иваново. Проектом предусмотрено образование земельного участка с условным обозначением <данные изъяты> площадью 25302 кв.м. с разрешенным использованием «Ведение садоводства». Истец неоднократно обращался в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка по договору безвозмездного пользования. В удовлетворении указанных заявлений СНТ «Частник» было отказано, в том числе по причине несоответствия вида разрешенного использования. Истец полагает, что действия Ивановского городского комитета по управлению имуществом по смене вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка нарушают его права в связи с чем являются незаконными.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Иваново.
СНТ «Частник» с учетом заявления об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ просило обязать Администрацию г. Иваново привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25 302 кв.м., в соответствие с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории около <адрес>», определив его как «Ведение садоводства» (код 13.2), в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать за СНТ «Частник» право на приобретение земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25 302 кв.м., с первоначальным разрешенным использованием «Ведение садоводства», адрес: <адрес>, в безвозмездное пользование сроком на 4 года 11 месяцев; обязать Администрацию г. Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом заключить с СНТ «Частник» договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №, площадью 25 302 кв.м., с разрешенным использованием «Ведение садоводства», адрес: <адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев, в течение 30 дней с момента смены вида разрешенного использования земельного участка с «Земельные участки (территории) общего пользования» на «Ведение садоводства».
В судебном заседании представитель СНТ «Частник» председатель ФИО1 уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика Ивановского городского комитета по управлению имуществом по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала протиив удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва.
Представитель ответчика Администрации г. Иваново по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва и дополнительных письменных пояснений.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. В суд поступил отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что согласно Устава СНТ «Частник» является добровольной некоммерческой организацией, учрежденной общим собранием учредителей от ДД.ММ.ГГГГ, образованной в целях реализации прав своих членов на получение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Частник» является юридическим лицом с ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления которого с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту –Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества; садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Как следует из отзыва Управления Росреестра по Ивановской области на исковое заявление в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке, категория земель - Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Ведение садоводства, площадь - 25302 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ивановская область, город Иваново. Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная». Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4 (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), и приложенных к нему документов, а именно межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу Российская Федерация, Ивановская область, г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ (заказчик - ФИО1, кадастровый инженер - ФИО4) и договора подряда на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом общего собрания членов СНТ «Частник» № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обратиться в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 25302 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, около ул. Фрунзе, с кадастровым номером (условным) № на праве безвозмездного пользования без проведения торгов на основании пп. 11 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ «Частник» обратился в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером №, с целью ведения гражданами садоводства.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац второй части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» — в редакции до 01.03.2015 и часть 2 статьи 3.3 указанного закона в редакции с 01.03.2015). На территории города Иванова таким органом является Администрация города Иванова (пункт 4 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694).
Ивановский городской комитет по управлению имуществом согласно Уставу города Иванова не является органом местного самоуправления (статья 29 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613).
Комитет действует как структурное подразделение Администрации города Иванова в рамках полномочий, установленных Положением об Ивановском городском комитете по управлению имуществом, утвержденным решением Ивановской городской Думой от 26.04.2006 № 132. Согласно данному положению специалисты комитета готовят проекты документов. Председатель и заместитель председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом при подписании документов в части предоставления перечисленных выше земельных участков действуют от имени Администрации города Иванова (а не указанного комитета) на основании доверенностей, выданных Администрацией города Иванова. Договоры безвозмездного пользования земельными участками на территории города Иванова заключает Администрация города Иванова, а не Ивановский городской комитет по управлению имуществом, ссудодателем по договору безвозмездного пользования является Администрация города Иванова.
Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в рамках оказания муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов», административный регламент которой утвержден постановлением Администрации города Иванова от 29.04.2015 №940.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов» муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Иванова.
Администрацией г. Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росреестра по Ивановской области направлено письмо об исправлении технической ошибки. Согласно текста данного письма земельный участок с кадастровым номером № относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению данным земельным участком в силу ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2201 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляются органом местного самоуправления. Администрация г. Иваново решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не принимала, полномочия на подачу заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка никому не предоставляла, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета не обращалась. В связи с чем Администрация г. Иваново полагала сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:24:020561:755 ошибочно внесенными в ГКН.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Управления Росреестра по Ивановской области сообщил председателю Ивановского городского комитета по управлению имуществом об осуществлении ДД.ММ.ГГГГ учетно-регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в результате которых ЕГРН не содержит сведений о вышеуказанном земельном участке.
Рассмотрев обращение СНТ «Частник» от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г. Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом сообщала истцу об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов». Причиной отказа послужило то, что земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ и в силу п.24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ решение об отказе принимается в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении, подлежат уточнению.
В Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова поступило заявления СНТ «Частник» о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка с условным номером №, для ведения садоводства.
Заявление было рассмотрено Администрацией г. Иваново в соответствии с порядком и процедурами, определенными административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, свободного от зданий, сооружений», утвержденного постановлением Администрации города Иванова от 04.06.2015 № 1186.
По итогам рассмотрения данного заявления в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано (письмо Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ№) на основании п. 1.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, свободного от зданий, сооружений», поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован и его границы не подлежат уточнению.
Согласно отзыва Управления Росреестра по Ивановской области на исковое заявление в ЕГРН имеются сведения о земельном участке, категория земель - Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования (12.0), площадь - 25302 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Ивановская область, г. Иваново. Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ивановского городского комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с адресной частью: область Ивановская, <адрес> и приложенного к нему межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 (Заказчик - ФИО6).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № был изменен на основании заявления Администрации города Иваново (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) и Приказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№-ври.
Протоколом общего собрания членов СНТ «Частник» № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обратиться в Администрацию г. Иваново с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 25302 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, около ул. Фрунзе, с кадастровым номером (условным) № на праве безвозмездного пользования без проведения торгов на основании пп. 11 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ «Частник» обратился в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером №, с целью ведения гражданами садоводства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом сообщала истцу об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов».
Согласно указанного письма пунктами 1, 14, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, пунктами 2.13.1, 2.13.15, 2.13.20 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов» предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а также в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. На момент рассмотрения заявления СНТ «Частник» вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка был определен как «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)», что не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении истца о предоставлении земельного участка.
Согласно пп. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден новый Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (действует с 05.04.2021), где имеется примечание 2 и предусматривается такой вид разрешенного использования земельных участков: Земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0) - Земельные участки общего пользования. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 12.0.1 - 12.0.2.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. Земельный участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в том числе некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
Суд полагает, что, поскольку на момент обращения СНТ «Частник» в Администрацию г. Иваново с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № видом его разрешенного использования являлся «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)», что не соответствовало виду использования, указанному в заявлении СНТ «Частник» от 07.12.2021, тем самым заявление не соответствовало пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, в связи с чем Администрация г. Иваново в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом правомерно отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование по основанию, предусмотренному подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Поскольку Администрация города Иванова, в лице своего уполномоченного органа, являющая собственником земельного участка в силу положений части 2 статьи 7 и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вправе изменить вид разрешенного использования данного земельного участка, суд не усматривает в действиях ответчиков недобросовестного поведения.
Кроме того, рассматривая доводы истца о недобросовестном поведении ответчиков, их незаконном поведении и извлечении из этого преимущества, суд считает необходимым обратить вынимание на следующее.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно статье 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В силу пункту 1 статьи 41.2 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 402 утверждены Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в случае невозможности использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задание на проведение инженерных изысканий утверждается одновременно с принятием решения о подготовке документации по планировке территории. Задание на выполнение инженерных изысканий предусматривает выполнение инженерно-геодезических изысканий; инженерно-геологических изысканий; инженерногидрометеорологических изысканий инженерно-экологических изысканий.
Подготовка документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) в районе улицы Фрунзе города Иванова осуществлялась за счет финансирования в бюджете города Иванова на 2020 год, в рамках исполнения мероприятия «Подготовка документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории» специальной программы «Развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» в составе муниципальной программы «Градостроительство и территориальное планирование», утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 13.11.2018 № 1481.
ДД.ММ.ГГГГ издано постановление Администрации города Иванова № 61 «О подготовке документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова», которым утверждено задание на выполнение инженерных изысканий (пункт 2).
Указанное Постановление Администрации города Иванова было официально размещено на сайте Администрации города Иванова в сети Интернет 31.01.2020, а также опубликовано 31.01.2020 в газете «Рабочий край» №4 (27035).
На основании постановления Администрации города Иванова от 28.01.2020 № 61 подготовлена документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) около улицы Фрунзе города Иванова (далее - Проект).
Подготовка Проекта осуществлена за счет средств городского бюджета в рамках муниципальной программы «Градостроительство и территориальное планирование», утверждённой постановлением Администрации города Иванова от 13.11.2018 № 1481, подпрограммы «Развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», мероприятия подпрограммы «Подготовка документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории».
Согласно части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями ГрК РФ, Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694, Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Иванове, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 29.06.2018 № 586, с учетом постановления Главы города Иванова от 14.10.2020 № 67 «О проведении общественных обсуждений по документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова».
С 30.10.2020 по 16.11.2020 принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений.
С учетом протокола общественных обсуждений по Проекту управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова осуществлена подготовка заключения о результатах общественных обсуждений, которое размещено на официальном сайте Администрации города Иванова в сети Интернет и в газете «Рабочий край» 04.12.2020.
Документация утверждена постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2020 №1507 «Об утверждении документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова» в соответствии с протоколом общественных обсуждений и заключением о результатах общественных обсуждений.
Графические и текстовые материалы Документации, утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2020 №1507, размещены на официальном интернет-сайте Администрации города Иванова и в газете «Рабочий край».
В Администрацию города Иванова поступило обращение Акционерного общества «Управляющая Компания «Особая экономическая зона «Иваново» о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова, утвержденную постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2020 № 1507 (в редакции от 19.04.2021).
Инженерно-геодезические изыскания проводились ООО «Терпланпроект» в 2020 году в рамках подготовки документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова, утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2020 №1507 «Об утверждении документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова».
23.12.2021 издано постановление Администрации города Иванова №1543 «О подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории около улицы Фрунзе города Иванова, утвержденную постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2020 №1507 (в редакции постановления Администрации города Иванова от 19.04.2021 № 467)».
Постановлением Администрации города Иванова от 19.01.2022 №14 «О внесении изменения в постановление Администрации города Иванова от 11.01.2022 № 1 «О подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план города Иванова и в Правила землепользования и застройки города Иванова применительно к частям территории городского округа Иваново» и признании утратившим силу постановления Администрации города Иванова от 19.10.2020 № 1147 «О создании Комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Иванова» постановлено внести изменения, в том числе, территория ограниченная улицами Минская, Пограничника ФИО7, Фрунзе и границей города Иванова.
30.03.2022 на Пленарном заседании Ивановской городской Думы приняты изменения в Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694 (далее - Правила), (решение Ивановской городской Думы от 30.03.2022 №243) и Генеральный план города Иванова, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 № 323 (далее - Генеральный план), (решение Ивановской городской Думы от 30.03.2022 №242 ). Изменения вступили в силу со дня официального опубликования в газете «Рабочий край» 01.04.2022.
Таким образом, решением Ивановской городской Думы от 30.03.2022 №242 «Об утверждении изменений в Генеральный план города Иванова» внесены изменения в Генеральный план, в частности карту функциональных зон изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к данному решению; решением Ивановской городской Думы от 30.03.2022 № 243 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Иванова» внесены изменения в Правила, в частности «Карта градостроительного зонирования» изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к данному решению.
Согласно приложению № 1 «Карта функциональных зон» Генерального плана, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 30.03.2022 № 242, испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером № расположен в производственной зоне, а согласно приложению № 1 «Карта градостроительного зонирования» Правил, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 30.03.2022 № 243 - в территориальной зоне ГМ (производственная зона).
С учетом положений глав 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесенные в Правила и в Генеральный план изменения соответствуют градостроительному законодательству и приняты с соблюдением установленной процедуры.
При этом СНТ «Частник» в период проведения общественных обсуждений по проектам внесения изменений в Генеральный план и в Правила направил в адрес организатора общественных обсуждений свои письменные замечания и предложения.
Замечания и предложения, направленные СНТ «Частник» приняты организатором общественных обсуждений и переданы после окончания срока проведения общественных обсуждений вместе с протоколом общественных обсуждений и заключением о результатах общественных обсуждений в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова.
Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова, проанализировав предложения и замечания, поступившие в ходе указанных общественных обсуждений, то есть, по результатам рассмотрения, в том числе обращения СНТ «Частник» приняла решение рекомендовать учесть положительно рассмотренные предложения/замечания в проекте Правил и в проекте Генерального плана для дальнейшего их утверждения.
При этом предложения/замечания СНТ «Частник» рассмотрены и отклонены с указанием аргументированной рекомендации (заключение о результатах общественных обсуждений от 24.02.2022).
Указанное означает, что СНТ «Частник» не было лишено возможности высказать свое мнение по проектам внесения изменений в Генеральный план и в Правила, высказало его в форме письменного заявления, и его мнение (предложение) было проанализировано комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова.
Права СНТ «Частник» в отношении земельного участка с кадастровым номером № и (или) ограничения прав собственника в пользу истца в ЕГРН не зарегистрированы. Стороной истца не приведено бесспорных доказательств того, каким образом смена вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «ведение садоводства» на «земельные участки (территории) общего пользования» (код вида 12.0) нарушает его права, свободы и законные интересы.
Таким образом, суд не усматривает оснований для возложения на Администрацию г. Иваново обязанности привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25 302 кв.м., в соответствие с документацией по планировке территории, утвержденной постановления Администрации г. Иваново от 23.12.2020 №1570 «Об утверждении документации по планировке территории около улицы Фрунзе города Иваново», определив его как «Ведение садоводства» (код 13.2), и соответственно и оснований для признания за СНТ «Частник» права на приобретение указанного земельного участка и заключения договора безвозмездного пользования в отношении указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества «Частник» к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом, Администрации города Иваново об обязании обеспечить изменение вида разрешенного использования земельного участка, признании права на приобретение земельного участка в безвозмездное пользование и обязании заключить договор безвозмездного пользования земельным участком отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года.
Судья Егорова А.А.