К делу №2-359/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 г. Советский районный суд г.Краснодара
в составе:
председательствующего судьи Арзумановой И.С.
при секретаре Почуйко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ТСЖ «Надежда» к Ищенко С. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, капитального ремонта,
установил:
ТСЖ «Надежда» обратилось в суд с иском к Ищенко С.В., с учетом уточненных исковых требований, о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг коммунальных услуг за период с 01.07.2017 по 01.04.2021 в размере 24801,06 рублей, пени в размере 16 959,73 рублей; задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт дома за период 01.07.2017 по 01.04.2021 в размере 72 095,54 рублей, пени в размере 9 845,19 рублей; задолженности по оплате капитального ремонта в размере 31 130 рублей, пени в размере 4 289,33 рублей; юридические расходы в размере 15 000 рублей; расходы по оплате госпошлины в размере 7 336 рублей.
В обоснование иска указано, что многоквартирный жилой дом по в г. Краснодаре находится под управлением ТСЖ «Надежда». Ищенко С.В., являясь собственником многоквартирном жилом доме по не оплачивает коммунальные услуги, не производит оплату за содержание и техническое обслуживание дома, а также за капитальный ремонт дома. В результате неисполнения ответчиком обязанности по внесению платы за коммунальные услуги, содержание и обслуживание дома, капитальный ремонт дома, образовалась задолженность, которую ответчик в добровольном порядке погашать отказывается. Направленные в адрес Ищенко С.В. уведомления и требования о необходимости добровольного погашения задолженности оставлены без ответа, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Надежда» Сидоренко Н.Н. уточненные исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.
Ответчик Ищенко С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, частично признал задолженность в части задолженности по электроэнергии, обслуживание лифта, отопление. В части задолженности по ТБО указал на арифметическую ошибку в расчете, в результате устранения которой задолженность будет составлять 18 рублей. Задолженность за горячую воду, канализацию не признал полностью. Указал, что истцом неправомерно произведены начисления за период с мая 2020 года по нормативам потребления, ввиду истечения межповерочного интервала проверки прибора учета, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №424 приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг, а именно – «Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:… истечения межповерочного интервала проверки приборов учета». Указал, что начисления следовало производить на основании показаний счетчика. Также указал на отсутствие у него обязанности производить оплату за содержание и текущий ремонт дома поскольку он не является собственником ТСЖ а также отсутствия подтверждения перечня оказанных услуг ТСЖ «Надежда». Заявил о правопреемственности истца. Пояснил, что в настоящее время управление многоквартирным домом осуществляет УК, а не ТСЖ «Надежда».
Представитель третьего лица ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» по доверенности Камнева В.А. в судебном заседании пояснила, что на основании решения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края №526 от 24.02.2022 многоквартирный жилой в Карасунском округе г. Краснодара с 01.03.2022 находится под управлением ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами». По состоянию на 12.04.2022 у Ищенко С.В. задолженность по ЖКУ перед ООО «Центр услуг по управлению жилыми домами» отсутствует. Задолженность ответчика по ЖКУ возникла перед ТСЖ «Надежда», в связи с чем, просила отказать в удовлетворении ходатайства истца о правопреемстве.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ищенко С.В. является собственником многоквартирном жилом доме по в г. Краснодаре.
Управление многоквартирным жилым домом по в г. Краснодаре осуществляло до 01.03.2022 ТСЖ «Надежда».
Как следует из иска, Ищенко С.В., являясь собственником многоквартирном жилом доме по не оплачивает коммунальные услуги, не производит оплату за содержание и техническое обслуживание дома, а также за капитальный ремонт дома, в результате чего образовалась задолженность.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с июля 2017 по апрель 2021 в размере 24 801,06 рублей, пени в размере 16 959,73 рубля.
Указанная задолженность состоит, согласно справке о состоянии лицевого счета № с 01.07.2017 по 01.04.2021, предоставленной ТСЖ «Надежда» из предоставленных услуг:
электроэнергия - 1 584,46 рублей;
лифт – 116,6 рублей;
ТКО – 3980 рублей;
хв гвс (холодное водоснабжение для горячего водоснабжения) – 1809 рублей;
нагрев – 14 359 рублей;
отопление – 211 рублей;
канализация – 2 110 рублей.
В судебном заседании ответчик Ищенко С.В. представил возражения относительно начисленных сумм по хв гвс, тко, канализации.
Согласно возражениям ответчика истцом неправомерно произведены начисления за период с мая 2020 года по нормативам потребления, ввиду истечения межповерочного интервала проверки прибора учета, поскольку Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а именно – «Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:… истечения межповерочного интервала проверки приборов учета».
Согласно Акту сдачи-приема выполненной работы от 04.05.2016 проведена поверка счетчиков (приборов учета горячей и холодной воды) по адресу: . Дата очередной поверки приборов учета ГВС – 04.05.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку
В соответствии с пп. "д" п. 34 Правил, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений
Согласно абз. 2 п. 42 Правил, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды
В соответствии с пп. "а" п. 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в пп. "а" п. 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) (установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме) настоящих Правил.
В соответствии с пп. "д" п. 81.12 Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения его межповерочного интервала.
Вышеприведенные нормы устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а именно – «Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:… истечения межповерочного интервала проверки приборов учета».
Как установлено судом, ответчиком в материалы дела не представлено доказательств предоставления уполномоченному лицу ТСЖ «Надежда» сведений о потреблении горячей воды, согласно индивидуальному прибору учета. В судебном заседании ответчик также не смог подтвердить данное обстоятельство.
Согласно представленному истцом расчету за период: май 2020 года – март 2021 года начисления, в связи с непредоставлением ответчиком показаний прибора учета за потребленную горячую воду, производились не по нормативам потребления, а по средним показателям за предыдущие 6 месяцев предшествующих расчетному периоду в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, суд принимает представленный истцом расчет, считает его верным и подлежащим взысканию с ответчика задолженности за потребленную горячую воду в размере 16 799 рублей (хв гвс 2440 + нагрев 14359).
При этом суд отмечает, что ввиду отсутствия данных прибора учета горячей воды ответчика, истцом начисления производились не по нормативам потребления, что составило бы сумму в размере 31 329,06 рублей (согласно расчету истца), а по средним показателям за предыдущие периоды.
Суд отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Ответчик, не передавая показания индивидуальных приборов учета, установленных в его квартире, что, безусловно, является его правом, а не обязанностью, тем самым злоупотребляет таким своим правом, полагая, что он не обязан оплачивать коммунальные ресурсы, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, настаивая на том, что коммунальные ресурсы он в своей квартире не потреблял.
Согласно расчету истца у ответчика перед ТСЖ «Надежда» образовалась задолженность за ТКО за период с июля 2017 года по март 2021 в размере 3980 рублей.
Указанный расчет суд проверил, счел верным и считает необходимым взыскать с ответчика в полном объеме задолженность по ТКО в размере 3 980 рублей.
Контрасчет ответчика суд отклоняет и признает неверным в части указания периода с сентября 2018 года, в то время как задолженность за ТКО возникла за период с июля 2017 года.
Истец в судебном заседании также выразил несогласие с произведенным расчетом по потребленной услуге – «канализация» в сумме 2 110 рублей, однако контррасчет суду не представил, в связи с чем суд принимает расчет истца и считает возможным взыскать с ответчика Ищенко С.В. в заявленном размере – 2 110 рублей.
Принимая во внимание, что ответчик не оспаривал задолженность по услугам: электроэнергия в размере 1 584,46 рублей, лифт в размере 116,6 рублей, отопление – 211 рублей, суд также считает возможным взыскать с ответчика в пользу ТСЖ «Надежда» указанную задолженность в полном объеме.
Разрешая требование о взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт МКД в размере 72 095,54 рублей, а также возражения ответчика об отсутствии у него обязанности производить оплату за содержание и текущий ремонт дома поскольку он не является собственником ТСЖ а также отсутствия подтверждения перечня оказанных услуг, суд приходит к следующему.
Из положений ч. 6 ст. 155 ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, следует, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления товарищества собственников жилья; отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья (в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ) не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Отсутствие договора, предусмотренного пунктом 6 статьи 155 ЖК РФ, на который ссылается ответчик, не свидетельствует об освобождении собственника помещения в многоквартирном жилом доме, не являющегося членом товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, от исполнения обязательств по оплате за содержание и ремонт общего имущества, предусмотренных положениями части 3 статьи 30, статьями 153 - 155, 158 ЖК РФ.
Исходя из смысла указанных норм права, у собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома той организации, которая эти услуги оказывает.
Кроме того, согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в 5 Постановления от 03.04.1998 г. N 10-П, отсутствие членства в ТСЖ не влечет для таких домовладельцев утраты с ТСЖ иных правовых связей, кроме членства в товариществе, и их отказ от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома.
Поскольку ТСЖ «Надежда» осуществляет свои функции в интересах всех собственников помещений МКД, то даже те собственники, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы по оплате содержания дома и текущего ремонта МКД, предусмотренные решениями его органов управления, которые в установленном порядке не оспорены.
Истцом в материалы дела представлен протокол общего собрания ТСЖ «Надежда» от 23.04.2016, протокол общего собрания от 01.02.2020, которыми установлена смета расходов на содержание и текущий ремонт дома. Также представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 29.12.2020, которым утвержден отчет председателя правления ТСЖ «Надежда» за 2020 год, утверждена смета доходов и расходов на 2021 год, утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества МКД. Указанные протоколы общего собрания не обжалованы в предусмотренном законом порядке.
Доказательств того, что ответчик Ищенко С.В., как собственник жилого помещения – МКД по обращался в органы правления ТСЖ «Надежда» с требованием (просьбой) предоставить ему указанные документы, а также представить ему иные сведения, подтверждающие расходы ТСЖ, суду не представлено.
При этом суд отмечает, что отсутствие между Ищенко С.В. и ТСЖ «Надежда» письменного договора не освобождает ответчика от несения обязанности по оплате за содержание и ремонт общего имущества МКД, предусмотренной законом.
При изложенном, суд считает возможным взыскать с ответчика задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт дома, согласно представленному истцом расчету, в размере 72 095 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по оплате капитального ремонта МКД в размере 35 414,33 рублей.
По решению общего собрания собственников МКД по (Протокол от 06.03.2017), изменен способ формирования фонда капитального ремонта – переход со счета регионального оператора НКО «Фонда капитального ремонта МКД» на специальный счет ТСЖ «Надежда», размер ежемесячного взноса – 6 рублей с 1 кв.м. общей площади собственника.
По решению общего собрания собственников МКД по (Протокол №4 от 20.09.2020) плата за капитальный ремонт установлена - рублей с 1 кв.м. общей площади собственника.
Как установлено судом, в период с июля 2020 года по декабрь 2020 года фонд капитального ремонта МКД по вновь был передан для формирования в НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», что подтверждается выпиской от 11.04.2022 о начисленных и оплаченных средствах по лицевому счету ответчика Ищенко С.В.
Согласно письму НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 02.11.2020 №8454-05/20 в связи с решением общего собрания собственников помещений в МКД о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете МКД, формирование фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ «Надежда» будет реализовано с 23.01.2021.
Так, согласно выписке от 11.04.2022 о начисленных и оплаченных средствах по лицевому счету Ищенко С.В. задолженность ответчика перед НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года на январь 2021 года составила 3 559,08 рублей. Ежемесячно начислялась сумма в размере 593,18 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате капитального ремонта в размере 31 130 рублей, пени в размере 4284,33 рублей.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно частей 1, 3, 5, 7 статьи 170 названного Кодекса взносы на капитальный ремонт, пени за их несвоевременную уплату, начисленные за пользование денежными средствами проценты, а также кредитные (заемные) средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта
Суд проверив расчет истца, считает его не верным, ввиду следующего.
Судом установлено, что в период с июля 2020 года по декабрь 2020 года фонд капитального ремонта формировался на счете НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», ежемесячно производились начисления платы в размере 593,18 рублей. Задолженность Ищенко С.В. за указанный период составила 3 559,08 рублей из расчета 593,18 рублей в месяц.
Вместе с тем, в представленном истцом расчете, за указанный период истец пересчитал задолженность Ищенко С.В., возникшую перед НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и произвел расчет за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года, начислив 677,88 рублей в месяц, в связи с чем суд считает необходимым произвести перерасчет задолженности за указанный период в соответствии с начислениями, произведенными НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Таким образом, принимая во внимание, что ответчиком оплата за капитальный ремонт не производилась, доказательств обратного суду не представлено, с ответчика в пользу истца ТСЖ «Надежда» подлежит взысканию задолженность по оплате капитального ремонта в размере 30 604,8 рублей.
Разрешая требование о взыскании пени возникшей в связи с задолженностью по оплате коммунальных услуг в размере 16 959,73 рублей, по оплате содержания и текущего ремонта дома – 9 845,19 рублей, по оплате капитального ремонта в размере 4 284,33 рублей, суд приходит к следующему.
Статья 18 Закона N 98-ФЗ Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предусматривает, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе вводить особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Пунктом 71 Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7"О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
При взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.
Оценивая степень соразмерности неустойки, а также с учетом положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», суд считает целесообразным снизить заявленную пеню до 1 000 рублей.
Удовлетворяя частично исковые требования суд также отмечает, что ТСЖ «Надежда» 20.07.2020 обратилось к мировому судье судебного участка №234 КВО г. Краснодара с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ищенко С.В. задолженности по за период с 01.07.2017 по 01.03.2020 по оплате капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: , по оплате коммунальных услуг и содержание и техническое обслуживание жилого помещения в размере 165 347,28 рублей, расходов по плате государственной пошлины в размере 2 505,62 рублей, всего 213 067,78 рублей. Мировым судьей 20.07.2020 вынесен судебный приказ № о взыскании с Ищенко С.В. указанной задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка №35 КВО г. Краснодара от 11.01.2021, судебный приказ №2-942/2020 от 20.07.2020 отменен по заявлению Ищенко С.В.
04.04.2021 ТСЖ «Надежда» обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с Ищенко С.В. задолженности по оплате коммунальных услуг, капитального ремонта.
Таким образом, судом установлено, что исковое заявление подано в суд в пределах срока исковой давности. В связи с чем доводы ответчика в данной части подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы. Суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца уплаченную госпошлину (платежное поручение №3666 от 05.04.2021) в размере 7 336 рублей 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Ищенко С. В. в пользу ТСЖ «Надежда» сумму задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2017 по 01.04.2021 в размере 24801,06 рублей, задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт дома за период 01.07.2017 по 01.04.2021 в размере 72 095 рублей, задолженность по оплате капитального ремонта в размере 30 604,80 рублей, пени за период с 01.01.2021 по 01.04.2021 в размере 1 000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 7 336 рублей, а всего: 135 836 (сто тридцать пять тысяч восемьсот тридцать шесть) рублей 86 коп.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: 05.05.2022.
Судья: