ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/15 от 08.04.2015 Кедровского городского суда (Томская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Кедровский городской суд Томской области в составе судьи Бабьева А.В.,

с участием прокурора города Кедрового Супруненко Ю.Н.,

истца ФИО2,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Город Кедровый» в лице заместителя мэра по социальной политике и управлению делами Администрации города Кедрового ФИО3,

при секретаре Пахандриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» Томской области (далее Администрация г. Кедрового) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что он с 25.10.2013 года работал в должности первого заместителя мэра администрации города Кедрового. Уволен с 06.03.2015 года на основании п. 2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), вновь избранным Главой муниципального образования «Город Кедровый» ФИО4

В исковом заявлении ФИО2 свои требования обосновывает тем, что в период исполнения своих полномочий Мэр города Кедрового ФИО5 заключил с ним трудовой договор № 24/13 от 25.10.2013 на должность исполняющего обязанности первого заместителя Мэра Администрации города Кедрового сроком до 25.01.2014 года.

23.12.2013 года, в соответствии с дополнительным соглашением № 62/13 к указанному трудовому договору он был назначен первым заместителем Мэра города Кедрового на период полномочий действующего Мэра города Кедрового ФИО5

08.12.2014 года полномочия Мэра города Кедрового ФИО5 досрочно прекращены.

Распоряжением от 08.12.2014 года № 448 «О возложении обязанностей Мэра на ФИО6» обязанности Мэра города Кедрового были возложены на заместителя мэра по социальной политике и управлению делами ФИО6 Он же (истец), продолжал осуществлять свои служебные полномочия, руководствуясь ч.5 ст. 24 Устава городского округа «Город Кедровый» (далее Устав г. Кедрового) после истечения срока действия трудового договора. «В случаях отсутствия Мэра городского округа «Город Кедровый», досрочного прекращения полномочий или невозможности исполнения им должностных обязанностей, его полномочия осуществляет первый заместитель Мэра городского округа либо заместитель Мэра городского округа». Из чего истец делает вывод, что указанная статья Устава г. Кедрового не подразумевает расторжение договора с лицом, занимающим должность первого заместителя Мэра г. Кедрового, при досрочном прекращении полномочий.

Считает свое увольнение незаконным в связи с тем, что поскольку после досрочного прекращения полномочий Мэра г. Кедрового с ним трудовые отношения не прекратились, то в соответствии с ч.4 ст. 58 и ч. 2 ст. 67 ТК РФ стали носить характер бессрочных.

Также считает, что при прекращении с ним трудовых отношений вновь избранным Мэром города не была соблюдена процедура освобождения его от должности. В соответствии с частями 6 и 12 ст. 25 Устава г. Кедрового Мэр освобождает от должности первого заместителя Мэра городского округа по согласованию с Думой городского округа «Город Кедровый». Просит восстановить его на работе в должности первого заместителя Мэра Администрации г. Кедрового с 06.03.2015, взыскать с ответчика в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, взыскать с Администрации г. Кедрового в его пользу компенсацию морального вреда в размере СУММА.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к исковому заявлению. Кроме этого пояснил, что 08.12.2014 года Мэр г. Кедрового ФИО5 в последний день своей работы пытался его уволить, однако Дума г. Кедрового не согласовала его увольнение. Поскольку он после увольнения Мэра г. Кедрового ФИО5 продолжал исполнять обязанности, то полагает, что заключенный с ним срочный трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Считает, что работодателем в лице Мэра г. Кедрового была нарушена процедура его увольнения, что выразилось в не уведомлении его о прекращении трудовых отношений за три дня до даты увольнения. Указывает, что обосновывая его увольнение положениями Федерального закона № 25 – ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ссылаясь на Закон Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ, Администрация г. Кедрового нарушает требование трудового законодательства о недопустимости ухудшения положения работника, поэтому в сложившейся правовой ситуации согласно ст. 12 ТК РФ должны применяться положения ТК РФ.

В обоснование морального вреда пояснил, что моральный вред ему причинен незаконным увольнением и невыплатой предусмотренных ТК РФ компенсаций, что повлекло нарушение его имущественных прав в виде невыплаты при увольнении ему трехмесячного среднего заработка. Потеря работы и неполучение выплат вызвало у него нравственные переживания.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Город Кедровый» - ФИО3, действуя на основании доверенности № 18 от 23.03.2015 года, исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что в соответствии со статьей 73 Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области», пунктом 3 статьи 24 Устава городского округа «Город Кедровый» Глава муниципального образования вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией муниципального образования. Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Кедровый» от 06.03.2015 года № 124 ФИО4 зарегистрирована Главой муниципального образования «Город Кедровый», ей выдано удостоверение об избрании.

06.03.2015 года ФИО2 было вручено уведомление № 667 о прекращении трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 77 ТК РФ, в связи с окончанием полномочий действующего Главы муниципального образования «город Кедровый» и вступлением вновь избранного Главы муниципального образования «Город Кедровый». Представитель ответчика, ссылаясь на особенности регулирования труда муниципальной службы, установленные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, указывает, что согласно ч.1 ст. 79 ТК РФ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за 3 календарных дня до увольнения. Такие мероприятия, как предупреждение о прекращении трудового договора до дня вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Город Кедровый» ФИО4 должен был осуществить действовавший на время выборного периода Глава муниципального образования, в данном случае заместитель Мэра по социальной политике и управлению делами Администрации ФИО6, на которую было возложено исполнение полномочий Главы муниципального образования «Город Кедровый». В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным частями 6, 6.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», трудовые договоры с муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, расторгаются со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Следовательно, по окончании срока полномочий Мэра города Кедрового отпадает необходимость в непосредственном обеспечении исполнения полномочий главы муниципального образования со стороны его заместителей. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 1 августа 2008 г. № 60-В08-3, у данной категории работников служебные обязанности прекращаются одновременно с прекращением обязанностей руководителя. Таким образом, срок пребывания в должности заместителя Мэра города Кедрового ограничивается сроком полномочий Мэра города Кедрового.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать, допросив свидетеля, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Распоряжением № 412-К от 25.10.2013г. Мэра г. Кедрового ФИО2 временно принят (по 25.01.2014), на должность и.о. первого заместителя мэра города Кедрового. С ним заключен трудовой договор № 24/13 от 25.10.2013. В договоре указано, что он может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации».

Дополнительным соглашением № 62/13 от 23.12.2013 в указанный трудовой договор внесены дополнения, где трудовая функция ФИО2 обозначена как должность первого заместителя мэра города Кедрового на период полномочий действующего мэра города Кедрового ФИО5

08.12.2014 года мэр города Кедрового ФИО5 издал распоряжение об увольнении истца с 08.12.2014 г. в связи с досрочным прекращением своих полномочий на основании п. 2 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пояснениям истца, дополнительным поводом для его увольнения послужило мнение мэра города Кедрового о его (истца) недобросовестном исполнении своих обязанностей. В соответствии с показаниями свидетеля ФИО1, истца, и представителя ответчика, Дума городского округа «Город Кедровый» не согласовала увольнение истца, предложив представить материалы, подтверждающие недобросовестность исполнения обязанностей.

Полномочия мэра города Кедрового прекращены 08.12.2014.

06.03.2015 Распоряжением № 03-К вновь избранного Мэра города Кедрового ФИО4 прекращено действие трудового договора с ФИО2 с 06.03.2015 в связи с истечением его срока на основании п. 2 ч.1 ст. 77 ТК РФ в связи с окончанием полномочий действующего Главы муниципального образования «Город Кедровый» и вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования «Город Кедровый».

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" он в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ) предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. На основании ч. 2 названного закона нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем), в том числе может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления. Частью 3 ст. 6 данного закона предусматривается, что при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Согласно преамбуле Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-ОЗ "О муниципальной службе в Томской области", принятым постановлением Государственной Думы Томской области от 30.08.2007 N 510, он регулирует вопросы муниципальной службы в Томской области, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе к ведению Томской области как субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений ст. 11 ТК РФ, рассматриваемое спорное правоотношение регулируется трудовым законодательством с особенностями, предусмотренными названными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Томской области, (приложение 1 к Закону Томской области от 11.09.2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области), (далее Реестр должностей муниципальной службы), должность муниципальной службы в Томской области «Первый заместитель главы муниципального образования (срочный трудовой договор)», предполагает заключение срочного трудового договора между лицом, претендующим на данную должность и главой муниципального образования.

При анализе Реестра должностей муниципальной службы суд приходит к выводу, что должности муниципальной службы, рядом с наименованием которых в соответствующей строке таблицы имеются слова "(срочный трудовой договор)", являются должностями муниципальной службы, учреждаемыми для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемыми путем заключения срочного трудового договора на срок полномочий указанного лица в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При приеме на такие должности законодательством конкурсный порядок не предусмотрен и вопрос приема на должности муниципальной службы, рядом с наименованием которых в соответствующей строке таблицы имеются слова "(срочный трудовой договор)" зависит от выбора лица, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий которого предусмотрены указанные должности.

Исходя из приведенного положения следует, что должность первого заместителя Мэра города Кедрового является муниципальной должностью муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Мэра города Кедрового, как лица замещающего выборную муниципальную должность.

Решением Думы города Кедрового от 20.05.2013 № 28 утверждено положение о денежном содержании муниципальных служащих на территории муниципального образования «Город Кедровый», в котором по реестру должностей муниципальной службы определена в ведущей группе должностей должность «Первый заместитель мэра города Кедрового (срочный трудовой договор)», решение вступило в силу с 01.06.2013 года. ФИО2 на указанную должность муниципальной службы был принят дополнительным соглашением от 23.12.2013 года, где в п. 1 раздела 7 трудового договора от 25.10.2013 года внесены изменения и указан срок исполнения истцом трудовых обязанностей – «на период полномочий действующего Мэра г. Кедрового ФИО5».

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Реестром должностей муниципальной службы в Томской области, согласно приложению 1 к Закону Томской области от 11.09.2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области, приведенным выше Решением Думы города Кедрового от 20.05.2013 № 28 «Об утверждении положения о денежном содержании муниципальных служащих на территории муниципального образования «Город Кедровый» суд приходит к выводу о том, что должность, которую занимал истец в муниципальном образовании «Город Кедровый» входит в перечень должностей, у которых ограничен срок нахождения на муниципальной службе некоторых лиц, замещающих муниципальную должность, в частности должность первого заместителя Мэра города Кедрового. Срок пребывания в этой должности ограничивается сроком исполнения обязанностей соответствующего выборного лица. При таких обстоятельствах мнение истца о том, что его трудовые отношения в данной должности приобрели бессрочный характер, ошибочно.

Рассматривая вопрос о соответствии требованиям закона и соблюдении процедуры увольнения истца, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что с ФИО2 трудовой договор заключен на определенный срок. Должность первого заместителя Мэра относится к ведущей группе должностей и предусматривает срочный трудовой договор. Согласно дополнительному соглашению ФИО2 переведен на должность первого заместителя мэра г. Кедрового с испытательным сроком 3 месяца. Первый заместитель мэра освобождается от должности по согласованию с Думой г. Кедрового. 8 декабря 2014 ФИО5 вышел на Думу с вопросом об увольнении ФИО2, документы были не готовы, отложили вопрос, так как по Уставу и.о. мэра идет первый заместитель мэра. ФИО5 не уведомил ФИО2 за три дня об увольнении. Свидетель так же пояснила, что она как специалист по кадровым вопросам, должна была исполнить процедуру увольнения по согласованию с руководителем. Однако указаний это сделать к ней от исполнявшей обязанности мэра г. Кедрового ФИО6 не поступало. Приступавшая к исполнению обязанностей вновь избранная на должность Главы муниципального образования ФИО4 уволила ФИО2 незаконно, т.к. должна была его за три дня уведомить о прекращении с ним трудовых отношений. Считает, что при увольнении ФИО2 допущено грубое нарушение процедуры увольнения.

Согласно ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Как упоминалось выше, вновь избранное должностное лицо, в соответствии с частями 6, 6.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» трудовые договоры с муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, расторгаются со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Увольнение истца произведено на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по истечении срока трудового договора. Анализируя приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия представителя нанимателя – вновь избранного Главы муниципального образования «Город Кедровый» соответствуют требованиям законодательства, регулирующего трудовые отношения и законодательству, регулирующему отношения в сфере муниципальной службы. Несоблюдение трехдневного срока уведомления о расторжении трудовых отношений с истцом, исходя из вышеприведенных позиций закона не может служить основанием для восстановления на работе муниципального служащего, замещавшего должность, учреждаемую для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования. В исковом заявлении и в судебном заседании истец о компенсации за несоблюдение названного условия процедуры увольнения не требовал. Кроме этого, в судебном заседании установлено, что изначально истец был согласен со своим увольнением, о чем свидетельствует его заявление на имя мэра г. Кедрового ФИО4 о выплате ему компенсации в размере трехмесячного среднемесячного заработка.

Доводы истца со ссылкой на ч.5 ст. 24 Устава городского округа «Город Кедровый» о том, что данная норма Устава предусматривает прекращение трудовых отношений первого заместителя в случае досрочного прекращения полномочий выборного лица и возлагает на него обязанность осуществлять полномочия руководителя муниципального образования не может быть принята судом, поскольку в Уставе речь идет об исполнении обязанностей до вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования. Кроме этого согласно распоряжениям №№ 05-О и 06-О от 21.01.2015 и.о. мэра г. Кедрового ФИО6 истец находился в отпуске с 21.01.2015г. по 03.03.2015г. и фактически трудовых обязанностей не исполнял.

Суд также находит несостоятельной ссылку истца на ч. 6 ст. 25 Устава муниципального образования «Город Кедровый» об обязанности вновь избранного Главы муниципального образования согласовать с Думой городского округа увольнение первого заместителя, поскольку указанная часть Устава г. Кедрового регулирует порядок назначения на должность, о чем истец и указывает в дополнении к исковому заявлению. Прекращение трудовых отношений с первым заместителем Мэра города, вновь избранным Главой муниципального образования указанной нормой Устава не регулируются.

В соответствии с частями 6, 6.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным указанной нормой, трудовые договоры с муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, расторгаются со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. На этом основании суд приходит к выводу о правомерности увольнения истца со дня вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования - 06.03.2015 года.

При изложенных обстоятельствах исковые требования ФИО2 о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (среднего заработка) за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» о восстановлении на работе в качестве первого заместителя Мэра города Кедрового, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кедровский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2015 года.

Судья