РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2019 года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретарях Жмакиной О.О., Гагариной М.П., с участием и.о. прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Мартынова Г.О., представителя ответчика – Администрации Мамско-Чуйского района – ФИО1, действующей на основании доверенности № 2 от 06.02.2019 г., а также в своих интересах, как третье лицо,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-35/2019 по иску и.о. прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Мамско-Чуйского района о признании незаконными действий администрации муниципального образования Мамско-Чуйский район, понуждении устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Мамско-Чуйского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Мамско-Чуйского района, в котором просит признать незаконными действия администрации муниципального образования Мамско-Чуйский район по назначению на должность консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО11; признать незаконными «Изменения (дополнения) в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе по назначению на должность консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО10. путем ее увольнения с должности консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>, либо перевода ее на иную должность муниципальной службы администрации муниципального образования <адрес>, квалификационным требованиям которой она соответствует, в течение 15 суток с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивирует тем, что прокуратурой района на основании обращения депутата Думы <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией <адрес> законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что ФИО12. принята на должность юриста администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в последующем на должность муниципальной службы – ведущий специалист- ответственный секретарь административной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ Согласно изменениям (дополнениям) от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на должность «консультант-юрист администрации района», которая относится к старшей должности муниципальной службы. Вместе с тем, из представленных ответчиком сведений ФИО13. имеет среднее профессиональное образование, квалификация «Юрист», что также подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. По данному факту в адрес мэра района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушения закона, в том числе, с требованием принять меры к устранению нарушений путем увольнения ФИО14. с должности консультанта-юриста администрации <адрес>, либо путем перевода ее на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует. В ответе на представление прокурора ответчик указал на отсутствие оснований для его удовлетворения. В силу положений ст. ст. 6, 7, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, при этом для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям, в том числе к уровню профессионального образования, указанные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Главой 3 подраздела 2 раздела 1 Приложения 1 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес> и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы <адрес>» установлены наименования должностей муниципальной службы, образованных для обеспечения исполнения полномочий соответствующего органа местного самоуправления муниципального района. Согласно данной главе должность «консультант» относится к старшей должности муниципальной службы.
Подпункт «а» п. 1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» определяет, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. В указанной статье содержатся требования к уровню профессионального образования для старшей должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных районов, а именно наличие высшего образования.
Таким образом, администрацией муниципального образования <адрес> действиями по назначению на должность муниципальной службы консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО15. и принятием «Изменения (дополнения) в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ были нарушены нормы ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>». Указанные нарушения исключают возможность продолжения муниципальной службы ФИО16. на должности консультант-юрист администрации <адрес>.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ). Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации. Таким образом, допуск к замещению муниципальной службы лица, не имеющего необходимого уровня образования, напрямую затрагивает интересы муниципального образования, поскольку деятельность муниципального служащего, не обладающего необходимым уровнем знаний, способна привести к дестабилизации работы администрации муниципального образования. Кроме того, прием на работу лица, не имеющего соответствующего уровня образования, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, препятствуя поступлению на службу гражданам, имеющим профессиональное образование, отвечающее необходимым квалификационным требованиям, которые могли претендовать на замещение муниципальной службы, таким образом, ограничивая их право на поступление на муниципальную службу.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик указывает на несогласие с исковыми требованиями прокурора, поскольку на момент замещения должности ФИО17. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» (в редакции, действовавшей по ДД.ММ.ГГГГ) в статье 5 установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы: в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских поселений с численностью населения менее 10000 человек, сельских поселений – по старшим и младшим должностям муниципальной службы – наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Поскольку численность населения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 5259 человек, полагает, что замещение должности консультанта-юриста в аппарате администрации <адрес>ФИО18. осуществлено в соответствии с квалификационными требованиями для замещения указанной должности.
В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> Мартынов Г.О. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав на то, что действия ответчика – администрации <адрес> по назначению на должность консультанта-юриста ФИО19. носят незаконный характер с момента внесения изменений (дополнений) в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент назначения на указанную должность ДД.ММ.ГГГГФИО20. не имела высшего образования.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации <адрес> – ФИО1, действующая на основании доверенности, также являющаяся по делу третьим лицом, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее по тексту- ТК РФ), основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу ст. 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В соответствии с абзацами 4 и 6 части 1 статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Судом установлено, что у ФИО6 (ФИО21 имеется среднее профессиональное образование с квалификацией «юрист» (диплом №, регистрационный номер №), высшее юридическое образование у нее отсутствует, что не оспорено сторонами.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес>№ л с ДД.ММ.ГГГГФИО6 принята на должность юриста. В связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГФИО6 сменила фамилию на ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор №.
Распоряжениями и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и №ФИО23. переведена на должность ведущего специалиста – ответственного секретаря административной комиссии» и ей вменено исполнение обязанностей юриста администрации района по внутреннему совместительству 0,5 ставки. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО24. был заключен трудовой договор б/н, согласно которого она с ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность муниципальной службы «ведущий специалист- ответственный секретарь административной комиссии». ДД.ММ.ГГГГ должность ФИО25. «ведущий специалист – ответственный секретарь административной комиссии» переименована в должность «главный специалист- ответственный секретарь административной комиссии» (запись № трудовой книжки АТ-VIII №).
ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор б/н от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение: должность муниципальной службы ФИО26. поименована «консультант-юрист администрации района», старшая должность.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ).
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес> и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы <адрес>» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) должность «консультант» относится к старшей должности муниципальной службы.
В силу подпункта «а» п. 1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) требованием к уровню профессионального образования: в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских округов, муниципальных районов и городских поселений с численностью населения свыше 10000 человек: по высшим, главным, ведущим, старшим должностям муниципальной службы является наличие высшего профессионального образования. В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз, требованием к уровню профессионального образования: в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских поселений с численностью населения менее 10000 человек, сельских поселений: по старшим и младшим должностям муниципальной службы является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной мэром МО <адрес> ФИО2, численность населения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сведениям Территориального Органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> составляла 5259 человек, аналогичные сведения содержатся на интернет-портале Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должность муниципальной службы, на которую назначена ФИО27. – «консультант-юрист администрации района» относилась к старшей группе должностей муниципальной службы, и для принятия на нее требовалось наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действовал Устав муниципального образования <адрес>, утвержденный решением районной Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 77). Статьей 5 Приложения № к данному Уставу «Положение об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» было предъявлено квалификационным требованием к уровню профессионального образования для замещения должности муниципальной службы, относящейся к старшей группе должностей муниципальной службы наличие высшего профессионального образования.
Таким образом, судом установлено, что имеются противоречия между квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, предъявляемыми <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» и Уставом муниципального образования <адрес>. Фактически Уставом муниципального образования <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) к кандидатам на замещение старших групп должностей муниципальной службы предъявлено иное квалификационное требование к уровню профессионального образования, не предусмотренное региональным законодательством.
Исходя из иерархии законодательства, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации имеет большую юридическую силу, при этом содержание Устава муниципального образования, исходя из общей теории иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе, не должно противоречить положениям регионального законодательства, и, в случае противоречия, применяется в части, не противоречащей нормативному правовому акту, принятому субъектом Российской Федерации.
Таким образом, квалификационные требования к уровню профессионального образования на замещение старших групп должностей муниципальной службы, изложенные в Уставе муниципального образования <адрес>, не могут быть приняты во внимание, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для замещения должности «консультанта-юриста администрации района», относящейся к старшей группе должностей муниципальной службы, требовалось наличие среднего профессионального образования, которое у ФИО28. имелось.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес> и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы <адрес>» (в редакции действующей на момент обращения с иском в суд и на момент рассмотрения дела судом) должность «консультант» относится к старшей должности муниципальной службы.
В силу подпункта «а» п. 1 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» (в редакции действующей на момент обращения с иском в суд и на момент рассмотрения дела судом) требованием к уровню профессионального образования: в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских округов, муниципальных районов и городских поселений с численностью населения свыше 10000 человек: по высшим, главным, ведущим, старшим должностям муниципальной службы является наличие высшего образования; в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских поселений с численностью населения менее 10000 человек, сельских поселений: по высшим, главным, ведущим и старшим должностям муниципальной службы является наличие высшего образования.
Доказательств того, что ФИО29. по мнению работодателя перестала соответствовать занимаемой должности, суду не представлено.
При таком положении, поскольку при назначении на должность «консультанта-юриста администрации района» ФИО30. соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к замещению указанной должности, т.е. отсутствовало нарушение установленных правил заключения трудового договора, оснований для прекращения заключенного с ФИО31. трудового договора и увольнения ее с должности муниципальной службы по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ отсутствуют.
Учитывая изложенное, требования прокурора о признании незаконными действий администрации муниципального образования <адрес> по назначению на должность консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО32., о признании незаконным «Изменения (дополнения) в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом не установлено оснований для признания незаконными действий администрации муниципального образования <адрес> по принятию ФИО33. на должность «консультант-юрист администрации района», производное от основных требование об обязании администрации муниципального образования <адрес> устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе по назначению на должность консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО34. путем ее увольнения с указанной должности, либо перевода на иную должность муниципальной службы администрации муниципального образования <адрес>, квалификационным требованиям которой она соответствует, в течение 15 суток с момента вступления решения суда в законную силу – также не может быть удовлетворено. При этом суд руководствуется пределами судебного разбирательства, рассматривает дело в пределах исковых требований.
Довод истца о том, что подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению и численность населения не имеет правового значения, поскольку муниципальный район указан в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, является ошибочным, основан на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании незаконными действий администрации муниципального образования <адрес> по назначению на должность консультанта юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО35; о признании незаконными «Изменения (дополнения) в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ; понуждении устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе по назначению на должность консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>ФИО36 путем увольнения ФИО37. с должности консультанта-юриста администрации муниципального образования <адрес>, либо перевода её на иную должность муниципальной службы администрации муниципального образования <адрес>, квалификационным требованиям которой она соответствует в течение 15 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 20 июня 2019 года.
Судья В.М. Овчинникова