Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"20" марта 2014 года гор. Мурманск
Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Ставицкого Ю.А.,
при секретаре Гончаровой Е.А., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № 1 ***** ФИО1 об оспаривании решения начальника отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - отдела ДЖО МО РФ) от ДД.ММ.ГГГГ ***** об определении заявителю нормы жилой площади по ГЖС в размере 0,5 кв.м,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Мурманский гарнизонный военный с заявлением, в котором указал, что решением начальника отдела ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***** ему с составом семьи ***** человек была определена норма жилой площади по ГЖС в размере 0,5 кв.м с учетом имеющегося у него в собственности жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 32,5 кв.м. Ссылаясь на то, что в отдел №4 Североморск ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о включении его в число участников подпрограммы ГЖС, к которому наряду с иными документами им было приложено обязательство о сдаче имевшегося у него в собственности жилого помещения. Полагает, что норма предоставления ему жилой площади по ГЖС с составом семьи ***** человек должна быть определена в 33 кв.м. В связи с этим, ФИО1 просил признать оспариваемое им решение незаконным и возложить на начальника отдела ДЖО МО РФ обязанность определить ему на состав семьи ***** человек норму жилой площади по ГЖС в размере 33 кв.м.
В судебном заседании заявитель ФИО1 предъявленные требования поддержал и пояснил, что решение начальника отдела ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***** об определении ему на составом семьи ***** человек нормы жилой площади по ГЖС в размере 0,5 кв.м., с учетом имеющегося у него в собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м, не соответствует Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС), т.к. им было принято на себя обязательство о передаче этого жилого помещения в муниципальную собственность <адрес>, которое находится в его жилищном деле в отделе №4 Североморск ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ.
Начальник отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенным о предъявленных требованиях и о возбуждении судом гражданского дела, а также о месте и времени судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя в суд не направил, отношения к предъявленным к нему требованиям не выразил, об уважительности причин неявки суд не известил. В связи с изложенным, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом без его участия.
Согласно исследованным в судебном заседании материала дела:
- копиям заявлений ФИО1 начальнику 4 отдела Североморск ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ***** от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ***** от ДД.ММ.ГГГГ), что он просил о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в <адрес>;
- справки о регистрации по месту жительства и составе семьи (форма 9) от *****, что ФИО1 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого он является на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ;
- копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, что гр-н К. продал, а ФИО1 купил ***** квартиру общей площадью 33,2 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>, о чем в реестровой книге ***** реестр ***** стр. ***** инвентарное дело ***** ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись;
- копии справки ОРМ ***** филиала ГУПТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *****, что квартира <адрес> в ГПТИ зарегистрирована за гражданином ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, сведений о наличии запрещения или ареста на домовладение не зарегистрировано;
- копии обязательства ФИО1 о сдаче (передаче) жилого помещения, заключенного с главой Администрации <адрес>, что он обязался передать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение общей площадью 32,5 кв.м по адресу: <адрес> Администрации <адрес> с подведомственной территорией в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации ГЖС, а глава Администрации <адрес> обязался принять его;
- копии справки войсковой части № 1 ***** от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из приказа командующего войсками <данные изъяты> военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № *****, что ФИО1 досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения;
- копии справки военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ *****, что его общая календарная выслуга составляет *****;
- копии решения вступившего в законную силу решения Мурманского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2013 года, что решение начальника отдела №4 ФГУ «Западное РУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ ***** о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в получении жилых помещений признано незаконным, и на указанное должностное лицо возложена обязанность отменить его, восстановив ФИО1 в списках нуждающихся в жилом помещении в <адрес>.
- копии сообщения ФИО1 начальнику отдела №4 Североморск ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № *****, что сведения о нем содержатся в Едином реестре военнослужащих ПИ РО «Алушта», принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки на учет *****, с составом семьи ***** человек, избранное место жительства <адрес>, способ обеспечения жильем - государственный жилищный сертификат.
Заслушав объяснения заявителя ФИО1, рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении предъявленных им требований по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведённых нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильём. Такая же правовая позиция сформулирована в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. № 403-О-О и 17 декабря 2009 г. № 1619-0-0.
Порядок и условия предоставления "жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.
В указанных Правилах учёта урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. «и» п. 7 Правил учёта избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. «а» п. 10 Правил учёта, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. «а» п. 10 Правил учёта допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учётом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. № ВКПИ01-01, вынесенного в порядке гл. 24 ГПК РФ.
Кроме того, в соответствии с подп. «в» п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп. «ж» п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации ГЖС (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв.м для ***** проживающего гражданина, а согласно п.п. «в» п. 16.1 тех же Правил (п.п. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2012 N 1042) норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, находящимся на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ года, до подачи им заявлений с просьбой о включении его в списки кандидатов для участия в подпрограмме ГЖС в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отдел №4 Североморск ФГУ «Западрегионжилье» (вх. №***** и *****, соответственно, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года) было подано обязательство о передаче Администрации <адрес> находящегося в его собственности, не имеющего обременений жилого помещения общей площадью 32,5 кв.м по адресу: <адрес> двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации ГЖС, которое подписано ФИО1 и главой Администрации <адрес> с подведомственной территорией В.
Поскольку ФИО1 добровольно принял на себя обязательство о передаче имеющегося у него в собственности, не имеющего обременений, жилого помещения общей площадью 32,5 кв.м Администрации <адрес> с подведомственной территорией, которое находится в материалах его жилищного дела в отделе №4 ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ, то в соответствии с п. 16.2 Правил выпуска и реализации ГЖС норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для него, как ***** проживающего гражданина подлежит установлению в размере 33 кв.м. В связи с изложенным, решение начальника отдела ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***** об определении ФИО1 на состав семьи из ***** человека норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 0,5 кв.м с учетом имеющегося у него в собственности жилого помещения общей площадью 32,5 кв.м, расположенного в <адрес>, является необоснованным и нарушает права заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Решение начальника отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***** об определении заявителю нормы жилой площади по государственному жилищному сертификату в размере 0,5 кв.м признать незаконным и недействующим с момента принятия.
Возложить на начальника отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***** определить заявителю норму жилой площади по государственному жилищному сертификату в размере 33 кв.м.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу, в течение которого оно должно быть исполнено начальником отдела (ведения НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Судья Мурманского
гарнизонного военного суда Ю.А. Ставицкий