ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/2016 от 11.01.2016 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-35/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Огородниковой М.С.,

при секретаре Яловенко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 11 января 2016 года исковое заявление ФИО1 к открытому акционерному обществу «Омскгазстройэксплуатация» о признании пунктов договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения в редакции потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Омский районный суд Омской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Омскгазстройэксплуатация» о признании пунктов договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения в редакции потребителя. В обоснование иска указав, что 11.09.2015 г. истец как потребитель, намереваясь получить услугу для семейных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 обратился к Открытому акционерному обществу «Омскгазстройэксплуатация» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий просьбой о заключении. 02.10.2015 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» истцу были переданы три документа: 1) Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 01.10.2015; 2) Технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения. (Приложение № 1 к Договору); 3) Размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства (Приложение № 2 к Договору). 06.10.2015 истец обратился письмом к ответчику с желанием скорректировать условия Договора, в частности п. 2.4, 4.1, однако 31.10.2015 получил от ответчика отказ от корректировки проекта Договора. Таким образом, по п.п.2.4 и 4.1. Договора Истец и Ответчик к взаимному согласию не пришли. П.80 Правил установлено, что «При отклонении исполнителем предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора о подключении». На основании изложенного просил, принять пункты 2.4 и 4.1. Договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 01.10.2015 в редакции Потребителя, а именно: П.2.4 «Срок осуществления мероприятий по подключению (техническому соединению) в соответствии с настоящим Договором устанавливается не позднее 4
месяцев с момента подписания Договора при условии надлежащего исполнения Сторонами обязательств по Договору»; П.4.1. «Размер платы за подключение Объекта определен исходя из технических
параметров проекта газоснабжения и установленных органом исполнительной власти субъекта РФ, а именно Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14 ноября 2014 г. «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация"» и составляет 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил принять пункт 4.1. Договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 01.10.2015 в редакции Потребителя, а именно: «п.4.1. Размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Заявителя к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» установить в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей (с учетом НДС)».

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которого просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Омскгазстройэксплуатация» ФИО4, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, согласно представленным письменным возражениям.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 14.09.2015 года ФИО2 обратился в адрес ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером к сети газораспределения ОАО «Омскгазстройэксплуатация».

02.10.2015 года ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в адрес ФИО2 на основании его заявки был направлен проект договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения.

ФИО2 не согласился с представленным проектом договора о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения и 06.10.2015 года обратился в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с просьбой выдать технические условия, содержащие информацию о точке подключения и установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, сократив срок предоставления услуги до 4 месяцев.

ОАО «Омскгазстройэксплуатация» письмом от 09.10.2015 года уведомило ФИО2 о том, что поскольку в соответствии с СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42 -01 – 2002» давление газа во внутренних газопроводах жилых зданий должно быть не более 0,1 Мпа, мероприятия по подключению предусматривают устройство пункта редуцирования газа и установление платы за подключение в сумме 50000 рублей не соответствует положениям действующего законодательства.

ФИО2 не согласившись с представленной позицией ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обратился в суд с требованием принять пункты 2.4 и 4.1 Договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 01.10.2015 (далее – Договор) в редакции потребителя. В последующем ФИО2 уточнил свои требования, просив суд принять в следующей редакции потребителя только пункт 4.1. Договора: «п.4.1. Размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Заявителя к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» установить в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей (с учетом НДС)».

Суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 в соответствии со следующим.

В силу пункта 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 года № 101-э/3, в пункте 5 установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливаются:

а) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется);

б) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется);

в) стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта и установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.12.2014 года № 603/76 были установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее.

Согласно разделу VI.2 «Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 2021, при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.

Судом установлено, что на основании утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.12.2014 года № 603/76 стандартизированных тарифных ставок ОАО "Омскгазстройэксплуатация" осуществлен расчет платы за подключение, который является приложением № 2 к направленному ФИО2 проекту Договора. Данный расчет произведен в полном соответствии с видами расходов и тарифными ставками, определенными приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.12.2014 года № 603/76

При этом требование истца об установлении в договоре размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Заявителя к газораспределительным сетям ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей (с учетом НДС) не основано на нормах действующего законодательства. Истец, уточнив исковое заявление, при этом не указывает в своих доводах каким нормативным правовым актом установлена данная стоимость подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям. В таком виде данное положение Договора носит неопределенный характер и не имеет надлежащего правового основания.

В первоначальном исковом заявлении ФИО2, указывая сумму за подключение в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, делает ссылку на приказ Региональной энергетической комиссии от 14.11.2014 года № 298/64 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация», который действительно устанавливает размеры платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Вместе с тем суд соглашается с доводами ответчика, который обоснованно утверждает, что применение размеров платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, установленных приказом РЭК Омской области от 14.11.2014 года № 298/64, в части исполнения заявки ФИО2 невозможно, так как в силу пункта 3 приказа РЭК Омской области от 14.11.2014 года № 298/64 установленная данным приказом плата за подключение применяется только тогда, когда мероприятия по подключению не предусматривают устройства пункта редуцирования газа. Однако, для подключения объекта ФИО2 требуется устройство пункта редуцирования газа, поскольку существующий объект газораспределительных сетей, принадлежащий на праве собственности ОАО «Омскгазстройэксплуатация» (подводящий газопровод к центральной котельной <адрес>) имеет рабочее давление 0,3 Мпа. Согласно СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» давление газа во внутренних газопроводах жилых зданий должно быть не более 0,1 Мпа. В связи с этим мероприятия по подключению объекта ФИО2 требуют устройство пункта редуцирования газа, позволяющего снизить давление с 0,3 Мпа до 0,1 Мпа для подключения индивидуального жилого дома заявителя.

Согласно пункту 1.1 ГОСТ Р 54960-2012т «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные.», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 22.08.2012 года № 250-ст, газорегуляторные пункты предназначены для редуцирования давления природного газа с входного значения (до 1,2 Мпа включительно) до требуемых значений.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что применять ставку за подключение в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей как просит суд истец можно только в том случае, если не требуется снижения давления существующей сети газораспределения для подключения объекта капитального строительства. При этом судом установлено, что для подключения объекта капитального строительства ФИО2 в соответствии с действующими техническими нормами требуется снижение давления газа с 0,3 Мпа в существующей сети до не более чем 0,1 Мпа для газоснабжения жилого дома заявителя. В связи с этим требование истца об установлении размера платы за подключение в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей не основано на нормах действующего законодательства.

Суд дополнительно отмечает, что ФИО2 не обращался в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» с предложением самостоятельно осуществить строительство газорегуляторного пункта в границах принадлежащего ему земельного участка. Предложение истца об изменении Договора от 06.10.2015 года направлено на изменение стоимости подключения при фактическом сохранении у ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обязательства по Договору установить пункт редуцирования газа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 77 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 года № 1314, в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий. Вместе с тем ФИО2 не направлял в ОАО «Омскгазстройэксплуатация» требования об изменении технических условий (приложение № 1 к Договору). Требования истца направлены на изменение стоимости подключения без изменения технических условий, а значит сохранение у ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обязательства осуществить строительство пункта редуцирования газа, что невозможно без применения приказа РЭК Омской области от 23.12.2014 года № 603/76, которым были установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО "Омскгазстройэксплуатация".

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО "Омскгазстройэксплуатация" об изменении пункта 4.1 Договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 01.10.2015 года в редакции заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.С. Огородникова

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2016 года.